Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка. (часть 1. Усвоение на практическом уровне речеведческих понятий)
Оценка 5

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка. (часть 1. Усвоение на практическом уровне речеведческих понятий)

Оценка 5
docx
11.07.2023
Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка. (часть 1. Усвоение на практическом уровне речеведческих понятий)
упражнения для развития речи.docx

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка.

(часть 1. Усвоение на практическом уровне речеведческих понятий)

1.      Прочитайте запись. Если вы считаете, что это не текст, то попробуйте превратить эти строчки в стихотворный текст. Что вы сделали, чтобы получить текст? Как бы вы озаглавили  стихотворение?

     Ветер, ветер, ветер,       Льется дождь колючий

     В почерневший сад.          Мокрый листопад.

     Тучи, тучи, тучи               Взрослые и дети

     Грустные сидят.             По небу летят.

 

2.      «Определите тему текста. Понаблюдайте, из каких отдельных зарисовок складывается общая картина осени. Выделите микротемы, озаглавьте части текста, запишите план».

Осень пришла и завладела землей. Все сразу стало осенним.

В саду суетились синицы. Крик их походил на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетели на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы. (По К.Г.Паустовскому).

3.      Проанализировать план сочинения на тему «Краски золотой осени». Все ли указанные подтемы  соответствуют общей теме сочинения? Исключите пункты плана, раскрытие которых «уведет» от заданной темы.

1.Осенние березы.

2.Яркие рябины.

3.Осины.

4.Зеленые елочки.

5.Осенние работы в полях.

6.Сборы птиц и дорогу

 

Средства связи предложений в тексте

Задание 1: Прочитать текст, указать средства связи, объяснить значение подчеркнутого слова.

  Элли проснулась оттого, что песик скулил. Она видела удивительный сон и уже собралась рассказать его матери. Но, заметив опрокинутые стулья, девочка поняла, что все было наяву.

  Элли спрыгнула с постели. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери и распахнула ее.

 

Задание 2: Списать, вставить подходящие по смыслу слова, назвать средство связи, объяснить правописание выделенных орфограмм. (В парах, по рядам)

  1. Ветер трепал волосы Анны. … стояла возле погреба и кричала. Прибежал из сарая фермер Джон. Осиротевшие … долго смотрели в тёмное небо.

Слова для справок: родители, Джон и Анна, она.

  1. Гости ушли, и Элли осталась одна. … нашла в домике кусок хлеба и съела его на берегу ручья. Затем … стала собираться в далёкий путь.

Слова для справок: Элли, девочка, она.

  1. Путники нашли плот, крепко привязанный к шестам. … поплыли вниз по реке, огибая остров. Потом … попали в главное русло Большой реки.

Слова для справок: путники, они, путешественники.

 

Задание 3: записать предложения, исправив ошибочное употребление средств связи.

Образец: Элли очутилась в отведённой ей комнате. Она (?) была самая необычная. – Комната была самая необычная.

  1. В руках у солдата было зеркальце и гребешок. Он (?) постоянно смотрелся в зеркальце.
  2. Элли случайно надела волшебную Шапку  в комнате Бастинды. Она(?)  не знала ее волшебной силы.
  3. Пчелы ломали ядовитые жала о Железного Дровосека. Они (?) падали на землю.

Задание 4:  из данных предложений составьте текст.

Это была та же самая река, где когда-то тонул Страшила.

Путников не смущали трудности.

Однажды их остановила широкая река с низкими берегами.

Друзья озадаченно смотрели друг на друга.

Они шли вперёд и вперёд.

 Составьте текст «Приключения в волшебной стране», используя заготовку.

Приключения в  волшебной стране

 В волшебной стране живут ……. Они отправились …….    Там … увидели ……. Но герои ……. Они запомнили …….

Работа с деформированным текстом

5 класс

Напоминаю, что  такие  тексты  называют  деформированными, в  них   пропущены    знаки  препинания  в  конце  предложений,  абзацы.

Тебе  нужно  привести  этот  текст  в  порядок.  Не  забудь  придумать  название  этому  тексту.

                                       _______________________

наступает  осень  краснеют  и  желтеют  листья  на  деревьях меньше звучат  птичьи  голоса  на  озёрах  водоплавающие птицы  собираются  в  большие  стаи  они  готовятся  к  отлёту  в  тёплые  края  особенно  красивы  осенью  леса,  парки,  сады  под  ногами  шуршит  опавшая  листва  её  жгут  в  больших  кучах  дым  тянется  по  всей  округе  часто  льют  дожди  после  них  на  земле  большие  лужи  улицы  городов и  деревень  украсились  разноцветными  зонтами  небо  заволокло серыми  тучами  они  низко  плывут  над  землёй  стоит  пасмурная  ненастная  погода  в  воздухе  чувствуется  приближение  зимы  

 

       Сделай  транскрипцию  выделенных  слов.   

  5 класс

Приведи  в  порядок  деформированный  текст.

                           __________________________

большая  чёрная  туча   медленно  плыла  над  землёй  она  наводила  ужас  и  страх  на  зверей  и  людей  звери  прятались  в  своих  норах  люди  с  опаской  посматривали  на  небо  все  ждали  ливня  и  грозы  а  туча  всё  продолжала  закрывать  небо  неожиданно  наступила  тишина  смолкли  все  голоса  раздался  оглушительный  удар  грома  яркими  змейками  по  небу  засверкали  молнии  тишина  сменилась  гулом  загудел  ветер  его  порывы  срывали  листья  с  деревьев  гнули до  земли  деревца  а  потом  застучали  первые  капли  дождя  дождь  быстро  набирал  силу через  некоторое  время  он  превратился  в  сильнейший  ливень  через  два  часа  всё  стихло  небо  посветлело на  нём  робко  показалось  солнышко

Проверь  свою  работу:

- Прочитай  каждое  предложение. Какую  мысль  содержит  оно?

- Абзацы

- Название  текста.

- Помни: начало  каждого  предложения  пишется  с  большой  буквы,  в  конце  предложения  ставится   знак  препинания.

-  Проверь  грамотность  списывания  слов.        

    7 класс

Вспомни  алгоритм  работы  с  деформированным  текстом  и  действуй  по  этому  алгоритму.

                      ______________________________________

в  глухой  чаще  леса  среди  поваленных  деревьев далеко  от  глаз  человека  прячется  волчье  логово  кругом  кусты  мхи  и  высокая  трава  прячут  вход  в  волчье  жилище  молодая  волчица  всё  дальше  и  дальше  уходит  от  своего  логова  в  нём  остаются  маленькие  волчата  волчице  тяжело  бросать  своих  малышей  они  с  каждым  днём  становились  всё  непослушнее  в  последнее  время  стало  трудно  добывать  пищу  проливные  дожди  и  холод  загнали  жителей  леса  в  глубокие  норы  волчата  в  уютном  тёплом  логове  весело  играют  они  покусывают  друг  друга  малыши  ползают  и  прыгают громко  повизгивают  дети  есть  дети  шаловливые  непослушные  но  любимые  волчица  всё  свободное  время  проводит  с  малышами  скоро  наступит  хорошая  погода  солнечные  лучи  заиграют  на  стволах  деревьев  и  траве  заблестит  роса  на  листьях  и  травинках  вот  тогда  выведет  волчица  своих  волчат  из  логова  пусть  привыкают  к  дикому  лесу  лес  всегда  будет  их  домом  серые  пушистые  шкурки  волчат  нуждаются  в  материнском  уходе  волчица  заботливо  их  вылизывает  маленьким  волчатам  предстоит  научиться  добывать  пищу  и  прятаться  от  охотника  в  игре  мать  готовит  волчат  к  взрослой  жизни  

    - Прочитай  каждое  предложение.

    - Проверь  абзацы.

    - Соответствует   твоё  название  текста  его  содержанию?

    - Проверь  написанное.

9 класс

ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ТЕКСТ

КУЦИЙ

1. Этот жест возбудил в собаке жадное внимание.
2. Знакомство с Куцым произошло совершенно случайно.
3. Предложение было принято с полным сочувствием.
4. И с той же минуты Куцый был принят в число экипажа «Могучего».
5. Кочнев зашел в мелочную лавочку и через минуту бросил собаке куски черного хлеба и отрезки рубцов купленных на свои копейки.
6. Обратились к боцману с просьбой испросить разрешение старшего офицера.
7. Это было в Кронштадте в один ненастный и холодный воскресный день дня за три до отхода «Могучего» трехмачтового военного судна в кругосветное плавание.
8. Тогда Кочнев стал шарить у себя в карманах.
9. Несчастный вид ее возбудил жалость в матросах.
10. Разрешение было получено.
11. Собака подозрительно взглянула своими умными глазами на матроса но несколько дальнейших ласковых слов произнесенных доброжелательным тоном успокоили ее насчет недобрых намерений и она жалобно завыла.
12. Выписывая ногами затейливые вензеля матрос Кочнев возвращался на корвет стоявший в военной гавани и заметил в переулке собаку прижавшуюся к водосточной трубе и вздрагивающую от холода.
13. Окромя как Куцым никак его не назвать предложил кто-то.
14. Скоро она наевшись досыта заснула недалеко от камбуза и не веря своему счастью часто тревожно просыпалась во сне.
15. Матрос подошел ближе и погладил ее она лизнула ему руку тронутая лаской и завыла еще сильней.
16. Ее стали гладить и повели кормить вниз.
17. Поднялся вопрос какую дать кличку псу.
18. Ты брат чей будешь проговорил он останавливаясь около собаки.
19. Собака с алчностью бросилась на пищу и в несколько секунд съела все и снова вопросительно смотрела на матроса.
20. Жалкий вид этой бесприютной собаки тронул матроса.
21. Он ласково свистнул.
22. Все посматривали на весьма неказистую собаку которая в ответ на ласковые взгляды повиливала обрубком хвоста и благодарно лизала руки матросов гладивших ее.
23. Наутро разбуженная чисткой верхней палубы собака испуганно озиралась но Кочнев значительно успокоил ее поставив перед ней чашку с жидкой кашицей которой завтракали матросы.
24. Спустя несколько времени когда палуба была вымыта Кочнев вывел ее наверх и предложил матросам оставить ее на корвете.
25. Собака двинулась за ним и не без некоторого смущения вошла по сходням на корвет и вслед за матросом очутилась на баке среди толпы людей испуганная и будто сконфуженная своим непривлекательным видом.
26. Кличка понравилась.

Словарь:

Вензель – сочетание начальных букв имени и фамилии или имени и отчества, написанных вязью.

Вензеля писать (выписывать, выделывать) – фразеологическое выражение. Помета в «Словаре...» С.И. Ожегова – «прост. шутл.». Значение фразеологизма: «идти шатаясь, пьяной походкой, выписывать кренделя».

Камбуз – кухня на судне. Помета в «Словаре...» С.И. Ожегова – «спец.».

Корвет – в старом парусном флоте: трехмачтовое военное судно.

Рубец – у жвачных животных: начальный отдел желудка.

Бак. Помета в «Словаре...» С.И. Ожегова – «спец.». Носовая надстройка судна.

Испросить – добиться чего-нибудь просьбой, ходатайством.

 

                               Задания на умения учащихся определять типы и стили речи

1. Построение описаний

Упражнение 1. Раскройте скобки, чтобы получились связные предложения (5-й класс).

Путешественники с недоумением смотрели на человека. Ростом он был не выше Элли, но уже старый, (большая голова, морщинистое лицо), (пестрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук). В руке у него был длинный рупор, и он испуганно отмахивался им от Тотошки.

(А.Волков)

Упражнение 2. Раскройте скобки, чтобы получилось связное высказывание (5-й класс).

Внучки стояли перед печью и завороженно смотрели на булочки.
На Оле было красное платье белыми горошками. (Большой белый воротник, шитье) обнимал ее круглые плечи. Косички смешно торчали над ушами. Вся она была (крепенький, здоровенький, короткие плотные ножки). (Черные глаза, розовое лицо) глядели то насмешливо, то восхищенно, то задумчиво. Сейчас они с любопытством уставились на булочки в печи, и пламя угольков отражалось в них.
Лена стояла рядом, заложив руки за спину, и тоже глядела в печь. Она была (голубое платье, горошки). Вся тоньше, бледнее, нерешительнее и мечтательнее, чем старшая сестра. У нее было (овальное лицо, серые, слегка близорукие глаза и брови вразлет). Русые волосы лежали по плечам.

(По Н.Кончаловской)

Упражнение 3. Раскройте скобки, чтобы получилось связное высказывание. Введите в текст сравнения: серпообразные, будто на параде, как истинный гвардеец, зонтиком, как плащ (6-й класс).

Петух был такой красивый и смелый.
На шее огненное ожерелье. Спина (серый, мелкие белые пестринки), а хвост (длинные, сине-черные перья). Выступал вперед (широкая, отливающая бронзой грудь), высоко поднимал лапы (загнутые острые шпоры).
Был он храбр. Если противник не убирался, петух стремительно обрушивался на него. При этом он растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову. Его длинный хвост волочился по земле.

(По Е.Носову)

Построение рассуждений

Упражнение 1. Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении (8-й класс).

1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

2. За столом солонка стояла около хозяина.

3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

4. Особенно старался хозяин перед богатыми гостями.

5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

6. Больше сыпал тому, кого уважал и любил.

7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».

8. Он сам сыпал соль гостям.

9. И нередко пересаливал.

(Ответ. Правильный порядок: 5, 2, 8, 6, 4, 9, 3, 1, 7.)

 

Упражнение 2. Восстановите правильный порядок абзацев. В каком абзаце содержится тезис, в каких – доказательства, вывод (9-й класс).

1. Согласно распорядку дня сутки можно разделить на три части – об этом писал Ян Амос Коменский.

2. Другая треть суток отводится на работу, а у молодежи на учебу. В семнадцать лет это должно быть правилом, потому что в таком возрасте человек способен получать, перерабатывать и усваи-вать наибольшее количество информации. Поэтому эту возможность нельзя упускать.

3. Таким образом, задача состоит в том, чтобы человек тратил свой день, год – значит, и жизнь свою – разумно, находя время и для учебы и работы, и для развлечений, и для отдыха.

4. Одну треть суток следует посвятить сну – сон нельзя заменить ничем. Подчеркиваю: ничем!

5. Первым условием правильного режима является разумный распорядок дня.

6. Последняя треть – это свободное время. Хотя это называется свободное время, сюда входят и такие обязательные действия, как принятие пищи, дорога на работу или учебу и обратно до дому, личная гигиена, контакты с родственниками и т.д. Таким образом, часов для развлечения, спорта, прогулок остается не так уж много.

(Н.Надворник, З.Шалек)

(Ответ. 5, 1, 4, 2, 6, 3.)

Упражнение 3. Определите, в каких абзацах содержатся формулировки мыслей, в каких – доказательства. Восстановите правильный порядок абзацев (9-й класс).

1. Влага, пролитая дождями на сушу, стекает с высоких мест в более низкие, отдельные струйки соединяются и превращаются в ручьи. Те, в свою очередь, дают начало рекам. После короткого или долгого пути они достигают океана или моря.

2. Значит, рано или поздно вода, испарившаяся из Мирового океана, разными путями снова попадает в него. Так замыкается круговорот воды в природе.

3. Под влиянием солнечных лучей с поверх-ности нашей планеты испаряется огромное количество воды. Испарившуюся влагу подхватывают воздушные течения. Когда пары попадают в верх-ние, холодные слои атмосферы, они сгущаются. Так из мельчайших капелек образуются облака.

4. Снег, выпавший в холодное время года на равнинах и в горах, образует снежный покров и ледники. Весной и летом талые воды стекают в русла рек и уносятся в океан.

5. Ученые выяснили, что на земном шаре су-ществует круговорот воды. Что же это за явление?

6. Часть выпавших осадков по трещинам и порам проникает в глубь земной коры. Эти воды тоже устремляются к океану.

(По А.Муранову)

(Ответ. 5, 3, 1, 6, 4, 2.)

 

2. Прочитайте текст. О чём он?

      Я люблю свою лошадку. Причешу ей шёрстку гладко. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку.  Монголо - татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает, верёвка всё короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.  А конь оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.

 - можно ли понять основную мысль?

 -можно ли это назвать текстом?

- какие законы нарушены?

-сколько авторов в лжетексте?

Определите количество текстов, запишите эти тексты, определите их стили ,аргументируйте.

3. Упражнения на упорядочение элементов рассуждения.

 

Упражнение 1

 а). При помощи остр...умных соображений Аристотель док...зал шар...образность Земли.

б). Своим авторитетом Аристотель на много веков закр...пил ложное мнение, что Земля ≈ неподвижный центр Вселенной.

в). Он утв...рждал, что лунные затмения прои...ходят, когда Луна поп...дает в тень, отбрасываемую Землей.

г). Таким путем Аристотель пришел к выводу, что Земля, безусловно, шар...образна и что шар...образны, по-видимому, все небесные тела.

д). И сама Луна имеет выпуклую, скорее всего шар...образную форму.

е). На диске Луны мы видим край земной тени всегда круглым.

Задание.

Восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился текст о важном научном открытии. Какое предложение здесь лишнее?

Упражнение 2

 Географическая карта (н...)раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. Взгляните на таблицу Менделеева ≈ вам охотно подтвердят это германий и франций, европий и америций, скандий и калифорний. Считают, что (по) острову Кипр названа (по)латыни медь ≈ купрум.

В XVI в. испанский капитан Себастьян Кабот плыл (в)верх по течению реки в Южной Америке; пораж...ный количеством серебра, которое его матросы награбили у мес...ых жителей, живших на берегах реки, он решил назвать ее Ла-Платой, т.е. серебр...ной ((по)испански  плата-серебро). (От)сюда (в)последстви... произ...шло и название всей страны. (В)начале XIX века владычество Испании кончилось, и, что(бы) н... вспоминать об этом печальном п...риоде, жители страны латинизировали ее название. Так на географических картах появилось слово Аргентина.

Задание.

Найдите главную мысль первого абзаца и подумайте, доказывается ли она и во втором абзаце. Сформулируйте переход от I ч. ко II ч. и мысль, которую иллюстрирует история, рассказанная во втором абзаце.

Ответ.

Таких примеров много. А вот случай, когда крупная река и даже целое государство получили название в честь металла, пожалуй, уникален.
 

Упражнение 3

 

I.
К сож...лению, не все об...татели лесов и степей жизн...деятельностью своей об...г...щают почвы и пом...гают р...сти травам и деревьям.

Доказано, что лоси и олени порт...т молодые сосн...ки, вр...дят осине и другим деревьям.

Жирафы в Африке тоже так об...дают акации, что совсем не дают им р...сти...

Ни одно ж...вотное в мире не страшно так зеленым травам и деревьям, не и...тр...бляет их с такой быстротой, как маленькая козочка.

Гибель лесов, прин...сенных в жертву козьему обж...рству,- одна из самых п...чальных страниц в истори... ц...вилизации...

Козы не только нач...сто ун...чтожают зеленые побеги...

Стада коз нав...днили Сахару и саванну южнее Сахары, ...

В Турци... коз (не)вероятно много ≈ 60 миллионов!

Там, где антикозьи законы удалось пров...ти в жизнь со всей строгостью, результаты этих мероприятий с избытком вознагр...дили за потери.

Теперь в этих странах вновь зеленеют молодые рощи, а лесные звери и птиц... возвр...щаются в родные края, из которых изгнали их человек и его козы.

II.
1. Примером могут служить Кипр, Венесуэла и Новая Зеландия, где борьба за сохр...нение плодородных земель в...лась под лозунгом: «Даже одна-единственная коза, оставшаяся на свободе, предст...вляет национальную опа...ность».

2. Почти на каждом гектаре по козе! В античное время Малая Азия была цв...тущей страной, ут...павшей в рощах и садах, даже рай земной - сады Эдемские - пом...стили где-то на ее восточных окраинах. Теперь это почти сплошь (полу)пустыня. Козы прод...лжают пож...рать последн...ю зелень. Ежегодно они ун...чтожают в Турци... 350 тысяч гектаров леса.

3. ... и пустыня пошла в наступление: она продвигается сейчас в глубь Африки со скоростью одного километра в год. С саванной отступили звери и птиц..., нас...лявшие ее.

4. ... и в саваннах немало мест, где из сухой земли т...рчат только жалкие кустики акаций, обглоданные жирафами.

5. Многие вр...дят полям, садам, лесам; одни ра...таскивают плоды, и...тр...бляют всходы и молодые побеги, другие вытаптывают луга, подгрызают деревья.

6. Там, где лосей много, ель и береза выт...сняют сосну.

7. ... они буквально грызут землю, чтобы добыть семена трав и других растений, которые могли бы прор...сти в бл...жайший с...зон.

Задание.

Сравните первую и вторую части. В какой из них содержатся тезисы, в какой -  доказательства?

Соедините обе части в единый связный текст. Для развития и иллюстрации мыслей первой части используйте предложения второй. Для более очевидной связи употребите, где нужно, слова зато, но, пожалуй.

Ответ.

К сожалению, не все обитатели лесов и степей жизнедеятельностью своей обогащают почвы и помогают расти травам и деревьям. Многие вредят полям, садам, лесам; одни растаскивают плоды, истребляют всходы и молодые побеги, другие вытаптывают луга, подгрызают деревья.

Доказано, что лоси и олени портят молодые сосняки, вредят осине и другим деревьям. Там, где лосей много, ель и береза вытесняют сосну.

Жирафы в Африке тоже так объедают акации, что совсем не дают им расти, и в саваннах немало мест, где из сухой земли торчат только жалкие кустики акаций, обглоданные жирафами.

Но, пожалуй, ни одно животное в мире не страшно так зеленым травам и деревьям, не истребляет их с такой быстротой, как маленькая козочка.

Гибель лесов, принесенных в жертву козьему обжорству,- одна из самых печальных страниц в истории цивилизации...

Козы не только начисто уничтожают зеленые побеги, они буквально грызут землю, чтобы добыть семена трав и других растений, которые могли бы прорасти в ближайший сезон.

Стада коз наводнили Сахару и саванну южнее Сахары, и пустыня пошла в наступление: она продвигается сейчас вглубь Африки со скоростью одного километра в год. С саванной отступили звери и птицы, населявшие ее.

В Турции коз невероятно много – 60 миллионов! Почти на каждом гектаре по козе! В античное время Малая Азия была цветущей страной, утопавшей в рощах и садах, даже рай земной - сады Эдемские - поместили где-то на ее восточных окраинах. Теперь это почти сплошь полупустыня. Козы продолжают пожирать последнюю зелень. Ежегодно они уничтожают в Турции 350 тысяч гектаров леса.

Зато там, где антикозьи законы удалось провести в жизнь со всей строгостью, результаты этих мероприятий с избытком вознаградили за потери.

Примером могут служить Кипр, Венесуэла и Новая Зеландия, где борьба за сохранение плодородных земель велась под лозунгом: «Даже одна-единственная коза, оставшаяся на свободе, представляет национальную опасность».

Теперь в этих странах вновь зеленеют молодые рощи, а лесные звери и птицы возвращаются в родные края, из которых изгнали их человек и его козы.

Упражнения на понимание текста.

1.
Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела в телесный цвет, одежда - в красный и синий, оружие - в золотой. Глаза мраморных статуй кажутся нам слепыми именно потому, что зрачки у них не вырезывались, а писались по мрамору краскою.

Греки любили яркость. Неудивительно, что они любили и живопись. Но греческую живопись мы знаем гораздо хуже, чем греческую скульптуру: картины сохраняются труднее, чем статуи. «Древнюю архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям, живопись по описаниям»,-  сказал один ученый.

Греки рисовали, как рисуют дети: сперва чертили контур, потом его закрашивали. Красок поначалу было только четыре: белая, желтая, красная, черная. Лучшую белую делали из известняка с острова Мелоса (отсюда наше слово мел), лучшую желтую - из аттической глины, красную привозили с Черного моря, а для черной пережигали виноградные косточки или даже слоновую кость. Современные художники чаще всего пишут масляными красками на холсте; в Греции этого не было. Когда расписывали стены по сырой штукатурке, то разводили краски прямо водой, они всасывались и засыхали; потом такой способ стали называть «фреска». А когда писали на деревянных досках, то приготавливали краски не на масле, а на яичном желтке (этот способ потом назывался «темпера», так работали средневековые иконописцы).

(М.Гаспаров)


Задание.
Запишите номера правильных утверждений.

1. Греки раскрашивали одежду на статуях в желтый цвет.
2. Для получения зеленой краски пережигали виноградные косточки .
3. Фреска ≈ это роспись по сырой штукатурке.
4. Греки редко писали масляными красками на холсте.
5. Современные художники чаще всего приготавливают краски на яичном желтке.
6. Наше слово «мел» произошло от названия острова Мелос.
7. На деревянных досках писали темперой.
8. Мы привыкли к раскрашенным статуям в наших музеях.
9. Греческую скульптуру мы знаем гораздо лучше, чем живопись.
10. Картину проще сохранить, чем статую.

2.
Правительству России трудно было оставаться пассивным свидетелем того, что происходило на Балканском полуострове. Сербы, черногорцы, болгары и другие славяне делали отчаянные попытки освободиться от власти турок; положение покоренных народов было в самом деле трудное, а европейские державы, обязанные по договору 1856 г. защищать интересы христианского населения Турции, бездействовали равнодушно, опасаясь только одного: возможного в будущем влияния русской монархии. Внутри России началось сочувственное славянам движение. 12 апреля 1877 г. Александр II подписал манифест о войне с Турцией.

Война была трудная. Приходилось воевать в Азии и в Европе. Одна Плевна стоила нам огромных жертв, но в конце концов она была взята. Русские войска подошли вплотную к Константинополю. На берегу Мраморного моря в местечке Сан-Стефано был подписан турками мир, выгодный для нас, по нему гарантирована была независимость балканских народов. И вот эти успехи и все эти огромные жертвы были тщетными или почти тщетными.

Лето и осень провел царь на позициях под Плевной. Не чувствуя себя полководцем, он устранился от руководства армией, и официальные историки расточали ему похвалы за его скромность. Но косвенно его присутствие мешало военным действиям, потому что льстецы и карьеристы пользовались его персоной и действовали из личной выгоды в ущерб делу. Так, например, один из безрассудных штурмов Плевны, напрасно погубивший тысячи русских солдат, был предпринят в угоду царю в день его именин.

И все же, несмотря на все ошибки, злоупотребления и преступления, русские солдаты дошли до стен Константинополя. Это вызвало бурю негодования в правящих кругах Англии. В Мраморное море был послан английский флот. Турки под руководством англичан строили в Константинополе новые укрепления, стягивая войска.

Наконец опротестованный Англией и Австрией Сан-Стефанский договор пришлось передать на обсуждение Берлинского конгресса. Александр II безоговорочно подчинился его решению. Последствием этой войны было образование тройственного союза - Германии, Австрии и Италии, -  направленного против России, недовольство балканских народов, освобожденных нами, но не получивших полного удовлетворения своих притязаний, утрата внутри страны уверенности в моральной силе правительства Александра II.

(Г.Чулков)

 

 


Задание.
Запишите номера истинных утверждений.

1. Европейские державы обязаны были по договору выступить против Турции в союзе с Россией, но бездействовали.
2. Русские войска взяли Константинополь, но, подчинившись решению Берлинского конгресса, оставили город.
3. Царь лично возглавил армию.
4. Сербы, черногорцы, болгары пытались освободиться от турецкого владычества.
5. Англия и Франция опротестовали Сан-стефанский договор.
6. Балканские народы, освобожденные Россией, снова вернулись под владычество турок.
7. Русским войскам приходилось воевать в Азии и в Европе.
8. Присутствие государя на позициях мешало военным действиям.
9. По договору, подписанному в Сан-Стефано, балканским народам предоставлялась независимость.
10. Плевна была взята русскими войсками одним молниеносным ударом, но ценой тысяч солдатских жизней.

Выберите план, который вы считаете правильным.

I.

1.Причины войны России с Турцией.
2.Трудности и успехи русских войск.
3.Реакция европейских государств на договор, подписанный в Сан-Стефано.
4.Итоги войны.

II.

1.Борьба балканских народов за свободу.
2. Начало войны с турками.
3.Взятие Плевны.
4. Английский флот в Мраморном море.
5. Конец войны.

Работа с псевдотекстом

6-7 классы

ПСЕВДОТЕКСТ 1.

В Европу гречиха попала в 13 веке. На Руси её появление  связано с легендой о Крупеничке, дочери русского царя, взятой в плен татарами и затем возвращённой на родину в виде гречишного зёрнышка. Большой кусок поля, весь розово-белый, словно его залили густыми сливками. А ещё стоит над ним тихий, но непрерываемый живой шелест,  ровное и негромкое гудение – работают пчёлы.  На одном растении гречихи цветов бывает до пятидесяти, а иногда и больше. Это цветёт гречиха!

ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ:

  1. Сколько авторов рассказывают о гречихе?
  2.  Вычленить тексты по следующим признакам:

единство темы, 

тип речи,

стиль текста,

способы связи предложений.

ТЕКСТ 1. В Европу гречиха попала в 13 веке. На Руси её появление  связано  с легендой о Крупеничке, дочери русского царя, взятой в плен татарами и затем возвращённой на родину  в виде гречишного зёрнышка. На одном растении гречихи цветов бывает до пятидесяти, а иногда и больше.

(Удивительные растения.)

ТЕКСТ 2. Большой кусок поля, весь  розово-белый, словно его залили густыми сливками. А ещё стоит над ним тихий, но непрерываемый  живой шелест, ровное и негромкое гудение – работают пчёлы.  Это цветёт гречиха!

 (Н. М. Грибачёв.)

8-9  класс

Работа с псевдотекстом.

Упражнения аналитико-синтетического характера.

 

 УПРАЖНЕНИЕ №1.

Вычлените тексты по следующим признакам: стиль текста, тип речи, способы связи предложений в тексте. Выполните задания, представленные к каждому тексту.

Для людей православных это один из самых главных и торжественных праздников в году. Праздник связан с основным событием христианской веры – воскрешением Иисуса Христа. Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха красная. Светлое воскресенье открывалось домашним завтраком, на котором дарили друг другу Отец нарядный, присвистывает. Он стоит в передней, у корзин с красными яйцами, христосуется. Тянутся из кухни, гусем. «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе»… «Со светлым праздничком»… Получают яйцо и отходят в сени. Этот обычай  появился в 1 веке от Рождества Христова. Все испытания нашей истории мы пронесли благодаря тому, что ставили живую совесть, мудрое терпение, тихое трудолюбие, умение прощать и повиноваться. Утром в день светлого воскресенья молодёжь начинала обходить деревню. Угощение на дворе. Орудует Василь Василич, в пылающей рубахе, жилетка нараспашку, вот-вот запляшет. Зудят гармоньи. Христосуются друг с дружкой, ломаются волосы там и там. И ещё глубже и священнее: душу, открытую для каждого веяния Божьего Духа, душу по-детски доверчивую, искреннюю, добрую. Трезвоны, перезвоны, красный – согласный звон. Пасха красная. Пасхальные игры продолжались целую неделю, заканчиваясь на Красную горку. Таков был дух Руси. Дух Православной Руси.

ТЕКСТ 1.

1) Для людей православных это один из самых главных и торжественных праздников в году. 2) Праздник связан с основным событием христианской веры – воскрешением Иисуса Христа.3) Светлое воскресенье открывалось домашним завтраком, на котором  дарили друг другу  крашеные яйца. 4) Этот обычай  появился в 1 веке от Рождества Христова. 5) Утром в день светлого воскресенья молодёжь начинала обходить деревню.6) Пасхальные игры продолжались целую неделю, заканчиваясь на Красную горку.

(Словарь церковных терминов).

Задания к тексту.

1. Определите  тип и стиль данного текста.

2. Определите вид и способ связи предложений в тексте.

3. Замените словосочетание ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ, построенное по типу согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

4. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой.

5. Напишите номер предложения, осложнённого обособленным обстоятельством.

6. Выпишите грамматическую основу 5 предложения.

ТЕКСТ 2.

Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха красная. Отец нарядный, присвистывает. Он стоит в передней, у корзин с красными яйцами, христосуется. Тянутся из кухни, гусем. «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе»… «Со светлым праздничком»… Получают яйцо и отходят в сени. Угощение на дворе. Орудует Василь Василич, в пылающей рубахе, жилетка нараспашку, вот-вот запляшет. Зудят гармоньи. Христосуются друг с дружкой, ломаются волосы там и там. Трезвоны, перезвоны, красный – согласный звон. Пасха красная.

(И. С. Шмелёв «Лето Господне. Праздники» Глава «Пасха»)

Задания к тексту.

1. Докажите, что перед нами текст.

2. Определите стиль текста. Обоснуйте ответ.

3. Какой цветовой образ является доминирующим? В чём его смысл?

4. Замените слово «мреет» стилистически нейтральным словосочетанием. Обратитесь к словарю В. И. Даля. (Неясно видится)

5. Найдите в тексте  предложения с такой  же фигурой, которая встречается в предложении «Зудят гармоньи». Напишите название этого изобразительно-выразительного средства и выпишите предложения.

6. Слово гусем является:

А) общеупотребительным,

Б)  книжным,

В)  устаревшим,

Г)  просторечным.

7. Выписать группы однокоренных слов (не путать с формами слова).

8. Отметьте волнистой чертой предложения, которые связаны с помощью противительного союза.

9. Автор использует в предложениях «Зудят гармоньи. Христосуются друг с дружкой…» поэтический приём, который передаёт звуковой образ. Напишите название приёма и приведите ещё один пример из текста.

ТЕКСТ 3.

Все испытания нашей истории мы пронесли благодаря тому, что ставили живую совесть, мудрое терпение, тихое трудолюбие, умение прощать и повиноваться. И ещё глубже и священнее: душу, открытую для каждого веяния Божьего Духа, душу по-детски доверчивую, искреннюю, добрую. Таков был дух Руси. Дух Православной Руси.

 (И. А. Ильин «Православная Русь. «Лето Господне. Праздники И. С. Шмелёва»)

Задания к тексту.

1. Определите стиль текста. Обоснуйте ответ.

2. В каком слове звуков больше, чем букв:

А)  истории,

Б)  совесть,

В)  умение,

Г)  благодаря.

3. Выпишите из текста все слова с той же морфологической категорией, что и слово ВСЕ.

4. Выясните особенность цепочки   «душу  доверчивую, искреннюю, добрую». Продолжите по аналогии «терпение мудрое…».

5. Назовите, по-вашему, основные качества русского национального характера.

6. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Радость есть духовное состояние, она от неба и Божества». Приведите в сочинении два аргумента из текстов.

 УПРАЖНЕНИЕ №2.

Вычлените тексты по следующим признакам: стиль текста, тип речи, способы связи предложений в тексте. Выполните задания, представленные к каждому тексту.

Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века  колокола делали в Москве и Новгороде. Вещий звон колоколов! Гул торжественно-чудесный, взлетающий до облаков, когда все сорок сороков взывают к благости небесной! «Главный звонарь всея Руси» Коновалов уверен, что колокольный звон отгоняет всякую нечисть и даже исцеляет от болезней. Сам Игорь Васильевич, по признанию, как начал звонить, забыл о болезнях. Недаром среди потомственных звонарей немало долгожителей. Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”. Знакомый звон, любимый звон, Москвы наследие святое. Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность. Доктор медицинских наук, профессор Сергей Шушарджан отмечает: «Практика показала особое благотворное влияние колокольного звона на депрессивных больных. Возможно, секрет в том, что колокольный звон повторяет интонации церковных песнопений. В них заложена определенная информация, которая передается веками». Ты всё  былое, всё родное напомнил мне…

ТЕКСТ 1.

1) Любила Русь колокольный звон. 2)Уже в первой половине четырнадцатого века  колокола делали в Москве и Новгороде. 3)Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. 4) Колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”. 5) Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.          

(Е. Осетров)

Задания к тексту.

1. Определите стиль и тип данного текста.

2. Определите способ связи предложений в тексте.

3. Установите соответствие между словами и их лексическим значением:

1) ратник                                                

2) набат

3) полк

4) летописец

4. Замените слово ГРАНДИОЗНЫМ в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

5. Выпишите слова с тем же морфемным составом, что и слово ДЕЛАЛИ.

6.Замените словосочетание КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Напишите номер предложения, осложнённого обособленным определением.

8. Напишите номера предложений с однородными членами.

9. Укажите номер предложения, в котором используется градация.

10. Найдите предложение, в котором используется распространённое определение, выраженное причастным оборотом. Подберите к этому предложению его синтаксический синоним – сложноподчинённое предложение. Запишите его, проведите синтаксический разбор.

                                               

ТЕКСТ 2.

Вещий звон колоколов!

Гул торжественно-чудесный,

Взлетающий до облаков,

Когда все сорок сороков

Взывают к благости небесной!

Знакомый звон, любимый звон,

Москвы наследие святое.

Ты всё  былое, всё родное

Напомнил мне…                

  (Евд. Ростопчина, 1840).

Задания к тексту.

1. Определите стиль и тип данного текста.

2. В каком слове звуков больше, чем букв:

а) наследие

б) всё

в) небесной

г) облаков

3. Запишите синонимы к слову СВЯТОЕ.

4. Замените словосочетание БЛАГОСТИ НЕБЕСНОЙ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Выпишите слова, которые имеют ту же морфологическую характеристику, как и слово ВЕЩИЙ в тексте. Проведите морфемный разбор всех слов.

6. Проведите синтаксический разбор сложноподчинённого предложения.

7. Расскажите о знаках препинания в конце предложения. Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

 

ТЕКСТ 3.

«Главный звонарь всея Руси» Коновалов уверен, (1) что колокольный звон отгоняет всякую нечисть и даже исцеляет от болезней. Сам Игорь Васильевич, (2) по признанию, (3) как начал звонить, (4) забыл о болезнях. Недаром среди потомственных звонарей немало долгожителей. Доктор медицинских наук, (5) профессор Сергей Шушарджан отмечает: (6) « (7) Практика показала особое благотворное влияние колокольного звона на депрессивных больных. Возможно, (8) секрет в том, (9) что колокольный звон повторяет интонации церковных песнопений. В них заложена определенная информация, (10) которая передается веками» (11).

(Н. Орлов)

Задания к тексту.

1. Определите стиль и тип данного текста.

2. Определите способ  связи предложений в тексте.

3. Запишите синонимы к слову ВЕК.

4. Запишите синоним к вводному слову ВОЗМОЖНО.

5. Из текста выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного следующей после приставки буквой.

6. Выпишите слова, которые имеют ту же морфологическую характеристику, как и слово СРЕДИ в тексте.

7. Выпишите цифры, обозначающие:

А) вводные слова,

Б) части сложноподчинённого предложения,

В) однородные члены.

8. Выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы) последнего предложения.

9. Начертите вертикальные и горизонтальные схемы сложноподчинённых предложений  текста с придаточными изъяснительными.

10. Составьте схему предложения с прямой речью.

11. Каким членом предложения является союзное слово КОТОРАЯ в последнем предложении?

УПРАЖНЕНИЕ №3.

Вычлените тексты по следующим признакам: стиль текста, тип речи, способы связи предложений в тексте. Выполните задания, представленные к каждому тексту.

Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию. Но нет дня, когда бы я не тосковал о России, часа, когда бы я не порывался вернуться. Это вечное слово - Россия – словно ангельский свет для меня, словно совести зовы простые, словно вихри снегов и огня. И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. Не напрасен мой путь, не случаен; там - Россия, там - пламя и лед.  Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается, и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство. Я поэт.  Я не связан.  Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия.  Родина- отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, общественным устройством, особенностями языка, культуры, быта и нравов. Русь Святая, православная, богатырская, мать святорусская земля — таков образ Родины в сознании русского человека. Но для мудрых, безумных окраин серединная жизнь не дойдет. Там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. Надо сердце иметь не такое, надо душу иную иметь, надо жить неземною тоскою, надо песни нездешние петь.

                                                                                            

ТЕКСТ 1.

(1)Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.

(2)Но нет дня, когда бы я не тосковал о России, часа, когда бы я не порывался вернуться.(3) И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными.(4) Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается, и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство. (5)Я поэт.

          (6) Я не связан. (7) Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия.(8) Там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру.(9) Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки.(10) Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.

                                                                                             (По К.Бальмонту)

Задания к тексту.

1. Определите стиль  речи.

а) художественный,

б) разговорный,

в) научно-популярный,

г) художественная публицистика.

2. Определите тип речи.

а) описание,

б) рассуждение,

в) повествование,

г) рассуждение с элементами повествования.

3. Назовите основную мысль текста.

4. Назовите способ связи предложений в тексте.

3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании ГОВОРЯТ ПО-РУССКИ (предложение 10).

4. Выпишите из 10 предложения текста все одушевлённые имена существительные.

5. Замените словосочетание ЯЗЫК МАТЕРИ, построенное по типу управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

6. Укажите номер предложения, в котором используется эпитет.

а) 1

б) 4

в) 9

г) 10

7. Выпишите из первого предложения все слова с той же морфологической характеристикой, что и слово ИЗ.

8. Запишите предложение, осложнённое обособленным определением. Объясните пунктуацию при нём. Замените конструкцию предложения (осложнение) на синтаксический синоним – сложноподчинённое предложение.

9. В каком предложении ЧТО  является союзом, а в каком – союзным словом? Укажите номера предложений.

 

ТЕКСТ 2.

Это вечное слово - Россия –
Словно ангельский свет для меня,
Словно совести зовы простые,
Словно вихри снегов и огня.
Не напрасен мой путь, не случаен;
Там - Россия, там - пламя и лед;
Но для мудрых, безумных окраин
Серединная жизнь не дойдет.
Надо сердце иметь не такое,
Надо душу иную иметь,
Надо жить неземною тоскою,
Надо песни нездешние петь.

(Владимир Диксон)

Задания к тексту.

1. Определите тип и стиль речи.

2. Укажите тип связи между предложениями текста.

3. Укажите слово, в котором  звуков больше, чем букв.

а) иметь

б) тоскою

в) меня

г) сердце

4.  Выпишите из текста слова, которые имеют тот же морфемный состав, что и слово ВЕЧНОЕ.

5. Замените словосочетание ВИХРИ СНЕГОВ, построенное по типу управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

6. Выпишите из текста все слова с той же морфологической характеристикой, что и слово СЛОВНО.

7. Проиллюстрируй примерами из текста правописание НЕ с разными частями речи.

8. Напишите название  изобразительно-выразительного средства: ПЛАМЯ И ЛЁД. Что достигается благодаря их употреблению?

9. Приведите примеры использования в тексте сравнений.

 

ТЕКСТ 3.

РОДИНА - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, общественным устройством, особенностями языка, культуры, быта и нравов. Русь Святая, православная, богатырская, мать святорусская земля — таков образ Родины в сознании русского человека.

(Энциклопедический словарь)

Задания к тексту.

1. Определить стиль текста.

2. Какова цель данной статьи?

3. Подберите синонимы к слову РОДИНА. Запишите их и проведите морфемный разбор всех слов.

4. Подберите эпитеты к слову РОДИНА.

5. Выпишите из текста слова, которые имеют в своём составе интерфикс.

6. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЕЁ ПРИРОДОЙ. Напишите ответ.


 

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка

Элли проснулась оттого, что песик скулил

Элли проснулась оттого, что песик скулил

Задание 4: из данных предложений составьте текст

Задание 4: из данных предложений составьте текст

Проверь свою работу: -

Проверь свою работу: -

Проверь написанное. 9 класс

Проверь написанное. 9 класс

Кличка понравилась. Словарь:

Кличка понравилась. Словарь:

Упражнение 3. Раскройте скобки, чтобы получилось связное высказывание

Упражнение 3. Раскройте скобки, чтобы получилось связное высказывание

Таким образом, задача состоит в том, чтобы человек тратил свой день, год – значит, и жизнь свою – разумно, находя время и для учебы и…

Таким образом, задача состоит в том, чтобы человек тратил свой день, год – значит, и жизнь свою – разумно, находя время и для учебы и…

Они перемещались верхом по степям

Они перемещались верхом по степям

В)начале XIX века владычество Испании кончилось, и, что(бы) н

В)начале XIX века владычество Испании кончилось, и, что(бы) н

Ежегодно они ун...чтожают в Турци

Ежегодно они ун...чтожают в Турци

В Турции коз невероятно много – 60 миллионов!

В Турции коз невероятно много – 60 миллионов!

Современные художники чаще всего приготавливают краски на яичном желтке

Современные художники чаще всего приготавливают краски на яичном желтке

Задание. Запишите номера истинных утверждений

Задание. Запишите номера истинных утверждений

ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ: Сколько авторов рассказывают о гречихе?

ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ: Сколько авторов рассказывают о гречихе?

ТЕКСТ 1. 1) Для людей православных это один из самых главных и торжественных праздников в году

ТЕКСТ 1. 1) Для людей православных это один из самых главных и торжественных праздников в году

Найдите в тексте предложения с такой же фигурой, которая встречается в предложении «Зудят гармоньи»

Найдите в тексте предложения с такой же фигурой, которая встречается в предложении «Зудят гармоньи»

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Радость есть духовное состояние, она от неба и

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Радость есть духовное состояние, она от неба и

Замените слово ГРАНДИОЗНЫМ в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом

Замените слово ГРАНДИОЗНЫМ в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом

Запишите синонимы к слову СВЯТОЕ

Запишите синонимы к слову СВЯТОЕ

Выпишите цифры, обозначающие:

Выпишите цифры, обозначающие:

ТЕКСТ 1. (1)Три года тому назад я уехал из

ТЕКСТ 1. (1)Три года тому назад я уехал из

Определите тип подчинительной связи в словосочетании

Определите тип подчинительной связи в словосочетании

Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв

Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2023