Упражнения на развитие фонематического слуха для самых маленьких
Так как фонематический слух развивается постепенно, специальные упражнения на его развитие также можно начинать с 2-х – 3-х летнего возраста. В этом возрасте упражняем детей в узнавании неречевых звуков. Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания.
Слушаем тишину.
Предложите ребенку закрыть
глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут
разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры соседей сверху, сигнал
машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза,
спросите его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках,
которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру дома, на детской
площадке, на оживленном тротуаре, в деревне — каждый раз вы услышите разные
звуки.
Найди звук.
Вам понадобится самостоятельно звучащий предмет – будильник или, в крайнем случае, телефон. Спрячьте его в укромном месте, и попросите ребенка его найти. Эта игра очень нравится маленьким детям, которые уже уверенно ползают или ходят. Ребенку постарше можно завязать глаза и звенеть колокольчиком или бубном.
Угадай, что звучало.
Послушайте с ребенком разные бытовые звуки: звон ложки о тарелку, шум воды, скрип двери, шелест газеты, шуршание пакета, падение книги на пол, скрип двери и другие. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало. Можно играть в эту игру с музыкальными инструментами: металлофоном, бубном, барабаном, маракасами и так далее.
Шумелки.
Несколько пластиковых баночек или контейнеров от киндер–сюрпризов наполните крупами: пшеном, гречкой, горохом, фасолью. Сделайте по два одинаковых контейнера. Попросите малыша найти каждому контейнеру пару по звуку.
Извлекаем звуки из всего.
Покажите малышу, что ложкой, карандашом или палкой можно извлекать звуки изо всех окружающих предметов: стены, стола, шкафа, тарелки и так далее. Разные предметы будут давать разные звуки: громкий и тихий, звонкий и глухой. Если взять металлическую, деревянную и пластиковую ложки, то из одного и того же предмета получатся разные звуки. Ребенка постарше можно попросить угадать, что звучало, с закрытыми глазами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.