Логопедическая работа по устранению нарушений в речи и мимической моторике делится на три этапа: подготовительный, базовый и заключительный. На подготовительном этапе происходит знакомство с частями лица и органами артикуляции. Здесь осваиваются приемы логопедического самомассажа, простые статические и динамические упражнения артикуляционной гимнастики, индивидуальные упражнения мимической гимнастики. На основном этапе работа первого этапа продолжается с некоторыми усложнениями: выполняется серия артикуляционных движений, эмоциональные состояния воспроизводятся мимикой. На заключительном этапе полученные двигательные навыки закрепляются без визуального контроля.
На основном этапе эффективными будут следующие виды упражнений:
1. Формирование кинестетической основы движений органов артикуляции.
Цель упражнений - создать сильную кинестезию за счет усиления афферентных импульсов различной модальности от мышц, участвующих в артикуляции, фонации и фонационном дыхании. Для развития моторно-кинестетической обратной связи во время упражнений уточняется положение органов артикуляции при произнесении сохраненных звуков. Вначале существует визуальный контроль, который постепенно устраняется. Такой анализ кинестезии способствует организации дифференцированных двигательных импульсов к мышцам периферического речевого аппарата. Это влияет на качество артикуляционных движений.
Для губ:
1. Выполните упражнение "Забор" перед зеркалом с одновременным произнесением звука [и], определите положение губ.
2. Выполните упражнение "Окно" перед зеркалом с одновременным произнесением звука [а], определите положение губ.
3. Выполните упражнение "Трубочка" перед зеркалом с одновременным произнесением звука [у], определите положение губ.
4. Выполните упражнение перед зеркалом на переключение "Забор" — "Труба" с одновременным произнесением последовательно звуков [и]-[y] и определите последовательность в работе губ.
5. Выполните упражнение "Забор" без зеркала с одновременным произнесением звука [и] и определите положение губ.
6. Выполните упражнение "Окно" без зеркала с одновременным произнесением звука [а] и определением положения губ.
7. Выполните упражнение "Трубка" без зеркала с одновременным произнесением звука [у] и определите положение губ.
8. Выполните упражнение без зеркала для переключения "Забор" — "Труба" — "Забор" с одновременным произнесением [и]-[y]-[и] и определите последовательность в работе губ.
9. Выполните упражнение "Забор" перед зеркалом и без зеркала и произнесите звук, соответствующий этому положению губ.
10.Выполните упражнение "Окно" перед зеркалом и без зеркала и произнесите звук, соответствующий этому положению губ.
11. Выполните упражнение "Трубка" перед зеркалом и без зеркала и произнесите звук, соответствующий этому положению губ.
Для языка:
1. Выполните упражнение "Мостик" перед зеркалом с одновременным произнесением звука [и] и определите расположение языка и его кончика.
2. Выполните упражнение "Парус" перед зеркалом с одновременным произнесением звука [д] и определите расположение языка и его кончика.
3. Выполните упражнение "Качели" перед зеркалом, которое включает в себя две позиции — "Мост" и "Парус" — с попеременным произнесением звуков [и], [e] и определением положения языка.
4. Выполните упражнение "Мостик" без зеркала с одновременным произнесением звука [и] и определите положение языка.
5. Выполните упражнение "Парус" без зеркала с одновременным произнесением звука [д] и определите расположение языка.
6. Выполняйте упражнение "Качели" без зеркала. Произносите последовательно [и] — [д]. Определите положение языка.
2. Формирование кинетической основы движений органов артикуляции. Цель упражнений состоит в том, чтобы объединить отдельные движения в серию последовательно организованных, с хорошей переключаемостью. Но сначала они пытаются улучшить качество артикуляционных движений: объем, амплитуду, точность, силу, время фиксации артикуляционного рисунка и т.д.
Статические упражнения:
1. Выполните упражнение "Забор" на счет до 5.
2. Выполните упражнение "Окно" на счет до 5.
3. Выполните упражнение "Окно", то увеличивая, то уменьшая пероральный раствор, удерживая счет до 5 в каждом положении.
4. Опустите нижнюю губу, продолжайте считать до 5.
5. Приподнимите верхнюю губу, удерживая счет до 5.
6. Выполните упражнение "Забор" и оттяните уголки губ в левую и правую стороны. На счет до 5 удерживайте в каждую сторону.
7. Выполните упражнение "Лопата", при этом прищелкивая языком губами и удерживая широкий язык на счет до 5.
8. Выполните упражнение "Лопата", прикусывая язык зубами и держа широкий язык на счет до 5.
9. Выполните упражнение "Вкусное варенье" и удерживайте язык в этом положении до 5.
10.Выполните упражнение "Мостик" и удерживайте плоский язык у нижних резцов до 5.
11. Выполните упражнение "Вкусное варенье" и переведите язык на верхние альвеолы. Создайте разрыв и доведите счет до 5.
3. Упражнения для устранения гиперсаливации:
Упражнение йоги. Рот открыт, вращайте языком перед ртом, затем проглотите слюну. Статические упражнения. Широко откройте рот и удерживайте его в этом положении в течение 3-5 секунд. Закрой свой рот. При выполнении упражнения язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Затем держите рот открытым в течение 5-10 секунд.
Упражнение "Толстяк – тощий". Надувая обе щеки одновременно. Втягивание щек в полость рта с сомкнутыми губами. Упражнение "Шарики". Надуйте одну щеку, затем сдуйте. Затем надуйте другую щеку и сдуйте ее. Надувайте попеременно 4-5 раз.
Упражнение "Усики". Держите губами: - полоску бумаги; - трубочки для коктейлей разного размера; Упражнение "Сушка языка". Сложите язычок "трубочкой". Втягивайте в себя воздух через "трубочку". Самомассаж мышц языка. Самомассаж языка. Взрослый произносит текст и показывает приемы самомассажа, затем просит ребенка повторить их. - прикусите кончик языка; - прикусите спинку; - прикусите правую сторону; - давайте прикусим левую сторону.
Упражнение "Шлепки". Просунув язык сквозь губы вперед, прихлопните его губами, произнося при этом "пя-пя-пя", таким же образом уберите его внутрь рта.
Упражнение "Поглаживание языка зубами". Просуньте язык как можно дальше в узкую щель между зубами, затем расслабьте его так, чтобы боковые края касались уголков рта. Постепенно убирайте язык в ротовую полость.
Упражнение "Грабли". Губы растянуты в улыбке. Просуньте широкий кончик языка между сходящимися верхними и нижними резцами, постепенно высовывая его изо рта. Мы оба гладим и выравниваем, Мы не оставляем неровностей.
4. Упражнения для развития мимической моторики:
Движения лбом: нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб. Движения глаз: легко сомкните веки; плотно сомкните веки; закройте правый глаз, затем левый; подмигните. Движения щекой: надуйте левую щеку; надуйте правую щеку; надуйте обе щеки одновременно; надуйте правую и левую щеки по очереди. Движения губ: свист; поцелуй; улыбка; оскал; плевок; стук. Воспроизведение мимических поз: удивление; радость; испуг; печаль; сердитое лицо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.