Упражнения по теме:
«Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое»
Упражнение 68. Выпишите из текста только составные глагольные сказуемые.
Целый месяц уже длилось путешествие по канавам, когда рак вдруг почувствовал себя плохо, так плохо, что не мог ползти дальше: и стал он хвостом песок в берегу ворошить, рыть. Только успел вырыть себе норку в песке, как начало его корчить.<…>
День проходил за днём, он всё лежал без движения. Понемногу тело его стало твердеть, снова покрываться жёстким панцирем. Только теперь панцирь был уже не чёрный, а красно-коричневый. (В. Бианки)
Упражнение 69. Определите тип сказуемых. Охарактеризуйте их. Определите способ выражения.
I. Ночь была очень темной. Весь лес в туманном свете казался полосатым. Луна на небе была желтой, а звезды казались очень большими.
II. Белое блюдо с красными раками и зелёным укропом было красиво. Раки были вкусные. Гости были голодны. Хозяйка была занята. И никто не заметил, как чёрный рак перевалился с блюда на стол и задом-задом подполз под тарелку, задом-задом добрался до самого края стола. (В. Бианки)
Упражнение 70. Прочитайте предложения из сказки А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Какой из типов сказуемых они иллюстрируют? Охарактеризуйте связочный компонент с точки зрения семантики (незнаменательная, полузнаменательная и знаменательная связки).
1. Это был хозяин кукольного театра.
2. Ты сам себе враг.
3. Трава на поляне стала сизой.
4. На утро Буратино проснулся веселым и здоровым.
5. Буратино явился виновником прекращения спектакля.
6. Благородный Артемон вышел из боя победителем.
7. Храбренький Буратино остался жив.
Упражнение 71. Определите морфологическое выражение именного компонента составного именного сказуемого, для иллюстрации которых были выбраны предложения из сказки А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».
1. Я вам не дохлая кошка!
2. Буратино был деревянный и не мог утонуть.
3. Чей этот проклятый театр?
4. Сейчас Карло был уже стар и болен.
5. Мое главное желание – добыть золотой ключик.
6. Никуда дела с лечебными пиявками.
7. В тот вечер его лицо осталось без улыбки.
8. Все мои песни – тебе.
9. Кудрявая шерсть была расчесана, кисточка на хвосте перевязана черным бантом.
10. Эта девочка была самой красивой куклой из театра синьора Карабаса.
11. Очень мне нужны советы старого сверчка!
12. Губернатор Лис был отчаянным трусом.
13. Его маленькие деревянные глазки претворялись добренькими.
14. От такого необыкновенного чихания Карабас обессилевал и становился добрее.
15. Вид у него был уже не таким.
16. Ход становился все уже и уже.
17. Три сольдо и два сольдо будет пять.
18. Так громко кричать – только людей пугать.
19. Дуремар вошел в комнату первым.
20. Тени сделались как темные змеи на земле.
21. Он не из таких.
22. Глаза Базилио что зеленые мрачные огоньки.
23. Глаза бульдогов были налиты злостью.
24. Но и это было ему нипочем.
25. Он был не в лучшем расположении духа.
Упражнение 72. Определите особенности связи между подлежащим и сказуемым (координация, тяготение, соположение).
1. Я пишу письмо. 2. Вы напишите так. 3. Ты не ошибайся при выполнении домашнего задания. 4. Сад на горе. 5. Он считался героем. 6. Я люблю розы. 7. Наша мама на работе. 8. Мама рада помощи дочери. 9. Мой папа является служащим. 10. Бабушка напекла пирожки. 11. Сестренка на танцах. 12. Мы летом ходим в лес за ягодами. 13. Его дед был музыкантом. 14. Осенью мы обычно собираем орехи. 15. Домик в деревне.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.