УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ
В настоящее время проблема чтения находится в зоне пристального внимания, активно предпринимаются меры для повышения интереса к чтению, исходя из его огромной роли для развития общества.
Современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. Многие учащиеся не понимают смысла текста, с трудом запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило при однократном чтении, а также затрудняются выделить главное в тексте.
Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы. Проблема современных детей заключается в низком уровне навыка чтения и в том, что у них нет желания читать в целом.
Процесс чтения детей на уроках чтения способствует речевому и умственному развитию. Навык чтения - важная часть при умственном развитии ребенка, так как он пригодится для изучения всех учебных дисциплин, в которых есть работа с текстовыми материалами.
Для каждого ребенка процесс приобретения навыка чтения индивидуален. Некоторым требуется приложить больше сил, чтобы грамотно читать. Если ребенок научится читать в начальных классах, то дальнейшее освоение учебного материала будет происходить намного качественнее на всех этапах обучения. Рассмотрим, какие упражнения помогут ребенку приобрести навык чтения.
В основе всех упражнений лежит подражание. Ребенок смотрит, как читает взрослый, начинает ему подражать, и во время этого процесса начинает улавливать суть чтения и тем самым вырабатывается сам навык.
Следующее упражнение, которое поможет обрести навык чтения - подготовка речевого аппарата. Цель этих упражнений - подготовить речевой аппарат к работе, снять или предотвратить возможные мышечные зажимы, ощутить звук в резонаторах. В эти упражнения включен самомассаж, который воздействуя на нервные окончания в полостях, близких к органам речи, способствует лучшему резонированию.
Следующее упражнение - слоговое чтение. Оно используется практически во всех дошкольных и школьных учреждениях. Сначала ребенок читать буквы, затем читает слова по слогам, далее идет чтение полного слова, словосочетаний, предложений и текстов.
Еще одним упражнением является - составление слов. Когда ребенок знает все буквы и достаточно слогов, для соединения их в слова, в этом случае помогут различные игры. Можно попросить ребенка вставить недостающую букву в слово или прочитать слово по его половине.
Произнесение скороговорок и отгадывание загадок также хорошо способствуют развитию чтения у ребенка. Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, избавления от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.