Упражнения для педагогов на развитие позитивного самовосприятия.

  • Игры
  • Лекции
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Упражнения для педагогов на развитие позитивного самовосприятия, направлены на то что, педагог владеет психокоррекционными и психотерапевтическими умениями значимо и для коррекции эмоционального состояния педагога, профессионально важных качеств и умений, связанных с его психо¬логическим здоровьем. Данные умения воспитатель реализует путем организации здорового образа жизни, активного использования арт -, фито -, игротерапии, аутотренинга для снятия последствий стресса, психического перенапряжения.Упражнения для педагогов на развитие позитивного самовосприятия, направлены на то что, педагог владеет психокоррекционными и психотерапевтическими умениями значимо и для коррекции эмоционального состояния педагога, профессионально важных качеств и умений, связанных с его психо¬логическим здоровьем. Данные умения воспитатель реализует путем организации здорового образа жизни, активного использования арт -, фито -, игротерапии, аутотренинга для снятия последствий стресса, психического перенапряжения.
Иконка файла материала Упражнения на развитие позитивного самовосприятия..doc
Упражнения на развитие позитивного самовосприятия. 1. Упражнение «Контраргументы» Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. На правой стороне против каждого пункта укажите то положительное, что этому можно противопоставить.  Например: Я ленив, мне очень трудно заставить себя готовиться к занятиям. Я могу быть волевым человеком  Я способен, когда   это   очень  необходимо,   собраться   и выполнить все, что наметил. Разверните   и   обоснуйте   контраргументы.   Найдите   им   подходящие  примеры   в сопереживании,   помощи   детям   в   преодолении   трудностей   личностного   становления   и развития,   в   ослаблении   или   нейтрализации  психотравмирующих   ситуаций   и   др.   С   целью укрепления   психологического   здоровья,   создания   условий   для   самоактуализации   детей педагог   реализует   свои   психокоррекционные   и   психотерапевтические  умения   в   процессе деятельности   по   оптимизации   межличностного  взаимодействия   в   группе,   эмоционального состояния воспитанником, по формированию у них позитивной Я­концепции. Гармоничные взаимоотношения в детском сообществе, благоприятный психологический климат в группе, обретение воспитанниками веры в себя, чувства безопасности, возникающие в результате  психокоррекционной и психотерапевтической деятельности педагога,  благотворно сказываются не только на психологическом здоровье детей, но и самого воспитателя. Владение психокоррекционными и психотерапевтическими умениями значимо и для коррекции эмоционального состояния педагога,  профессионально важных качеств и умений, связанных с его психологическим здоровьем. Данные умения воспитатель реализует путем организации здорового образа жизни, активного использования арт ­,  фито ­, игротерапии, аутотренинга для снятия последствий стресса, психического перенапряжения. Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом. Упражнение 1. «Отдых» Исходное положение: стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Сделать вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею  и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать  глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в  течение 1­2 минут. Затем медленно выпрямиться.  Упражнение 2. «Передышка» Обычно,   когда   мы   бываем,   расстроены,   начинаем   сдерживать  дыхание.   Высвобождение дыхания ­ один из способов расслабления. В течение трех минут дышать медленно, спокойно и глу­ боко.   Можете   даже   закрыть   глаза.   Наслаждайтесь   этим   глубоким  неторопливым   дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются. Упражнение 3. «Дыхание с облегчением» Вспомните   о   чем­нибудь   неприятном,   досадном,   раздражающем. Наблюдая за внутренними ощущениями, найдите именно те, которые появились при неприятном воспоминании. Продолжайте думать   о   неприятном,   одновременно   продолжая   следить   за   ощущениями,   связанными   с   этими негативными   мыслями.   Начните   дышать  глубже   животом,   представляя   каждый   выдох   как   выдох облегчения (нечто подобное возгласу «О­ох­х...»), вместе с которым уходит часть тяжести, связанной с неприятными мыслями и воспоминаниями (и  вы действительно чувствуете это с каждым выдохом). Очень важно  при выполнении этого упражнения направить внимание исключительно на внутренние 1ощущения, псе время следить за ними, не отвлекаясь на новые неприятные мысли или воспоминания, которые могут последовать за первоначальными, если внимание будет направлено на их поиск. Дышать подобным   образом   необходимо   не  менее   5­7   минут.   Перед   выходом   из   упражнения   сравните, насколько уменьшились неприятные ощущения и как изменилось настроение, эмоциональный фон.  Упражнения на визуализацию Рассмотрите в течение нескольких мгновений какой­либо предмет: апельсин, стакан воды, настольную лампу. Закройте глаза и представьте себе этот предмет. Закройте глаза и вообразите яркую, живую фиалку. Возьмите ее в руки и поднесите к лицу. 1. 2. Почувствуйте ее аромат. 3. Сядьте.  Закройте   глаза.  Расслабьтесь.   Сосредоточьтесь.  Мысленно   представьте   себе ярко светящийся белый круг (треугольник,  квадрат, яблоко, грушу). Если вам это не удается ­ тренируйтесь. Возьмите яблоко в руки, ощупывайте его, затем отложите и мысленно представьте. 4.Упражнение «Расщепление экрана» Представьте   большой   белый   экран,   разделенный   вертикальной   чертой.   Слева   на   экран спроецируйте   негативную  напряженную  ситуацию   ­   нечеткую,   черно­белую;   справа   —   ситуацию успеха   ­   ярку  in  красочную,   наполненную   звуками   и   запахами.   Постепенно   левая   негативная   ­ картинка уменьшается и блекнет, удаляется, а правая позитивная ­ становится все более яркой и приближается. 5. Упражнение «Вызов эмоции» Вспомните   и   опишите   самые   чудесные   переживания   вашей   жизни;   самые   счастливые мгновения ­ восторга, радости, счастья. Представьте себе, что эта ситуация повторилась, и вы сейчас находитесь и этом состоянии счастья, радости. Вообразите себе, какие образы зрительные, слуховые, кинестетические ­ сопровождали это состояние. «Сделайте» такое же лицо: та же улыбка, тот же блеск в глазах, тот же румянец, тот же учащенный пульс и т.д. Почувствуйте это со стояние всем телом: энергичной   позой,   красивой   осанкой,   уверенном  походкой,   выразительными   жестами   и   т.д. Постарайтесь   удержать   и  запомнить   эти   физические   проявления   радости   и   счастья,   чтобы   затем воспроизвести их по собственному желанию. 6.Упражнение «Парк» (на создание состояния покоя, внутреннего комфорта, отдыха) Представьте себя в парке в теплый и солнечный летний день: солнечные блики перемежаются с пятнами тени от листвы; телу тепло, но  не жарко, листва свежая, яркая; просторные поляны и аллеи, уходящие вдаль, листва шелестит под слабым ветерком, далекие и смутные голоса людей; запах свежей листвы. Упражнения на определение и снятие мышечного напряжения 1. Походить по комнате, прислониться к стене, облокотиться  на стол, на подоконник и т.д., определить излишнее напряжение и попытаться снять его. 2. Упражнение «Маятник релаксации» Принять   релаксирующую   позу   и   расслабиться.   Определить   область,   в   которой   мышцы расслабить не удалось, постараться четко проследить границу между расслабленными и напряженными группами   мышц.   Сделать   глубокий   вдох,   напрягая   мышцы   еще   больше,   на   выдохе   попытаться   их расслабить. Повторить выполнение последнего приема несколько раз, чтобы «раскачать» мышцы. 23.Упражнение «Внутренний взор» Принять релаксирующую позу. Если это невозможно, сесть прямо  на жестком стуле. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, сконцентрироваться на напряженной группе мышц. Представить, что на вдохе воздух проходит через напряженные мышцы, вместе с воздухом  в них входит успокаивающая, расслабляющая энергии. Затем выдохнуть усталость и напряжение, скопившееся и мышцах. 4. Упражнение «Релаксирующая  поза» (для выполнения в домашних условиях) Найти ровную, не очень жесткую, но и не мягкую поверхность, лечь на спину. Раскинуть в стороны руки и ноги так, чтобы не испытывать дискомфорта. Проконтролировать правильность позы: пятки должны быть разведены, ноги естественно отклонены в стороны, руки отведены от тела на удобный угол, ладони повернуты по собственному усмотрению вверх или вниз. Необходимо почувствовать себя «утонув­ шим» в полу. Если есть ощущение неудобства, поискать более удобное  положение. Полежать в таком положении пять минут. Почувствовать напряжение мышц и попытаться убрать его. 5. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках» Для   снятия   напряжения   необходимо   начать   с   плавного   вращения  глазами   дважды   в   одном направлении, а затем дважды в другом. Зафиксировать внимание на отдаленном предмете, а затем переключить  его   на   предмет,   расположенный   поблизости.   Нахмуриться,   напрягая  окологлазные мышцы, а потом расслабиться. После этого широко зевнуть несколько раз. Расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить. Расслабить запястья и поводить ими. Сжать и разжать кулаки, расслабляя кисти рук. Затем сделать три глубоких вздоха, мягко прогнуться в позвоночнике вперед­назад и из стороны в сторону. Напрячь и расслабить ягодицы, а затем икры ног. Покрутить ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сжать пальцы ног, таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторить это упражнение три раза. Таким образом, организм освободится от напряжения в двенадцати основных точках. 6. Упражнение «Думайте нежно» Направить внимание на напряженные мышцы. Вообразить, что  они превращаются,   во что­то мягкое. Можно представить себе горящую свечу, которая находится в руке. Воск тает, и капля за каплей капает на руку, ощущается его тепло. Мышцы начинают расслабляться.  В конечном счете, этот способ позволяет достигать результатом и течение 60 секунд. Можно использовать любые образы и картины, ассоциирующиеся  с миром и доверием. Например, представить себя в виде свернувшегося клубочком спящего котенка или урчащего от удовольствия льва или львицы. Чтобы расслабить лицо, можно представить его в виде роскошного цветка. Можно также ассоциировать   свои   ощущения   с   действиями   над   различными   неодушевленными   предметами. Например,  отчаяние   представить   в   виде   туго   натянутой   резинки.   Если   отпустить  ее   конец,   она сожмется, и отчаяние исчезнет. Можно вообразить, что все несчастья находятся в руке, затем медленно раскрыть ладонь и дать им улетучиться. Итак,  овладение  психологической  культурой  позволяет  педагогу  опознать в реальном явлении психологическую проблему и, используя  специальные психологические умения, стать в определенной степени   самому   себе   «доктором».   Более   того,   высокий   уровень   развития   профессиональной психологической культуры может стать своеобразной «баррикадой» перед появлением «заболевания». Упражнения на развитие мыслительной и поведенческой гибкости Упражнение «Изобретения» Задание   1.  Представьте   перед   собой   карандаш,   лучше   всего   уже  заточенный. 3Необходимо   придумать   различные   варианты   применения  этого   карандаша   в   повседневной жизни, в быту, при решении мелких домашних проблем. Задание   2.  Придумать   как   можно   больше   вариантов   использования не по прямому назначению следующих предметов: утюг, пуговица,  канцелярская скрепка, стакан. Время на обдумывание ­ 5­7 минут. Упражнение «Почему бы и нет» Из группы выбирается семь человек для исполнения ролей. Инструкция ведущего: Вы  получаете роль и отвечаете на любые каверзные вопросы от  имени персонажа. Все остальные ­ дотошные корреспонденты радио и телевидения, газет и журналов. Роли: • победительница конкурса красоты; • известный острослов, весельчак и болтун; • очень серьезный немногословный тип, не умеющий смеяться и шутить; • дама­академик, сделавшая важное открытие; • человек­маска без эмоций; • резкий, прямой человек, не скрывающий своего недовольств с миром; • неизменно приветливый человек, довольный всем миром и собой. Игра «Прием гостей» В игре участвуют четыре участника. Один из них является хозяином дома. Ему предстоит принять троих гостей. Хозяин выходит за дверь. Остальные участники определяют роли гостей. Они   могут   быть   родственниками   хозяина,   его   друзьями   или   врагами,   работниками   сферы обслуживания, неодушевленными предметами, чувствами, временами года и т.д. Затем в комнату приглашается   хозяин,   который   в   течение  определенного   времени   (5­10   минут)   должен определить, какие гости к нему пожаловали. Актеры, играющие гостей, должны придумать для своего персонажа некий пластический образ, чтобы характер их движений был определенной подсказкой.   Кроме   этого,   у   них   должен   быть   определенный   арсенал   голосовых   средств выразительности. В ходе игры  хозяин может задавать гостям различные вопросы. Отвечая на вопросы,  гости продолжают  играть свои роли и стараются сохранить инкогнито:  их ответы должны быть на уровне намеков, уточнений, но не открытого снятия маски. Если за отведенное время хозяину удается определить образы гостей, он выходит из игры победителем и становится одним из гостей в следующем туре игры. Упражнение «Акулы пера» Группа делится на подгруппы по 4 ­ 6 человек. Группы участников  рассаживаются в круг. В центре круга находится масса разнообразных предметов, приготовленных ведущим: ткани, игрушки, газеты,  одежда, предметы быта, посуда, канцелярские принадлежности, при­ родные материалы и др. У каждой группы есть пять минут, чтобы из вещей выбрать всего семь предметов   (ведущий   не   комментирует   свою  просьбу,   оставляя   играющих   в   неведении 4относительно того, с чем связан выбор тех или иных предметов). Далее участникам подгрупп предлагается вкратце объяснить свой выбор. Инструкция ведущего: «Сейчас вы, наверняка, задаетесь вопросом: "Что же делать со всем этим сокровищем, счастливыми обладателями которого мы являемся?". Представьте себе, что вы — опытные акулы пера, газетчики со стажем. Через несколько минут вы возьметесь за написание репортажа  с места события. Что произошло? Где? С кем? Почему? Никто, кроме вас, не может ответить на эти вопросы. Обсудите логику, общую идею, которые объединяют столь различные вещи в рамках вашего газетного репортажа. На написание статьи у вас есть 30 минут. Через полчаса ваш материал с пометкой "Срочно в номер!" будет представлен на редакционной летучке. Удачи всем!». Далее следуют презентации репортажей «с места событий» и их обсуждение в группе. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь                                                       Журнал «Психолог в детском саду»  2008г, №3 стр.75 ­96. 5

Посмотрите также