Упражнения для тренировки памяти
Оценка 4.8

Упражнения для тренировки памяти

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
классное руководство
2 кл—4 кл
02.03.2018
Упражнения для тренировки памяти
Сделайте квадратики шести разных цветов из плотной бумаги и наклейте их на карточки (открытки) размером семь на двенадцать сантиметров так, чтобы, когда вы переворачиваете открытку, не было видно, какого цвета квадратик. Нужно вырезать, по крайней мере, четыре квадратика каждого цвета. Теперь ребенок может использовать эти карты, чтобы научиться сосредоточиваться. Положите карты на плоскую поверхность цветным квадратиком вниз. Теперь пусть ребенок постарается перевернуть две карты одного цвета. Можно играть и по принципу «Иди ловить рыбку», стараясь подобрать все четыре квадратика одного цвета.
Упражнения тренировки памяти.doc
Упражнение «Запомни и воспроизведи» Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в  ряду постепенно возрастает. Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов). Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят  воспроизвести в обратном порядке. Упражнение «Вспомни и покажи» Возраст: младший дошкольный. Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например,  махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу,  нахохленного петуха и т.д.).  Упражнение «Вспомни и покажи» Возраст: дошкольный. Вам потребуются: 4 карточки с разными картинками. Разложите картинки перед ребенком, рассмотрите их. Затем переверните  изображениями вниз, не изменяя их местоположения. Попросите малыша показать вам,  где спряталась та или иная картинка. «Сейчас мы проверим, ну­ка, кто у нас здесь  прячется? Молодец, правильно показал!». Раскрыв все карточки, поменяйте их местами, фиксируя на этом внимание ребенка.  Вновь переверните и повторите игру. Игра способствует развитию памяти, внимания. Игра «Кто с рогами?» Возраст: ранний. Нарисуйте малышу несколько разных животных: зайца, козу, корову, оленя, кошку, лису,  собаку. «Забудьте» нарисовать рога тем, у кого они должны быть. Попросите ребенка  показать вам этих животных. Может быть, кроха сам захочет дорисовать рога, если нет, закончите рисунки сами. Вместе с этим повторите, какие из животных дикие, а какие  домашние. Кто, где живет. Кто, как «кричит». Игра способствует развитию памяти, внимания. Упражнение «Волшебники» Один из детей превращается в «волшебника». Ему завязывают глаза и предлагают  догадаться, кто будет к нему подходить. Он ощупывает кисти рук и угадывает, кто это.  Психолог подводит к «волшебнику» по очереди 3­4 ребенка. «Волшебники» меняются. Игра «Собери картинку» Возраст: ранний. Вам потребуются: крупная яркая картинка с изображением одиночного предмета. Разрежьте картинку пополам, покажите ребенку, как из двух половинок можно  составить целое изображение. Усложняя задание, разрежьте картинку на четыре  части, но, желательно, чтобы в этом случае перед глазами у малыша была картинка­ образец. Помогайте крохе, комментируя свои действия: «Это что такое? Это хвост  собачки. Давай посмотрим, где у собаки должен быть хвост». И т.д. Игра способствует развитию памяти, внимания, мелкой моторики. Игра «Что умеет делать кошка?» Возраст: ранний, дошкольный. Вам потребуются: карточки с изображениями различных животных. Показывайте ребенку картинку и спрашивайте, что умеет делать это животное.  Например, кошка – мяукает (изобразите), ловит мышей, бегает, прыгает, мурлыкает.  Собака – лает, сторожит дом, выполняет команды, кусается и т.п. Игра способствует развитию речи, памяти, внимания. Упражнение «Пересказ по кругу» Возраст: средний, старший школьный. Ведущий. Давайте прочитаем текст. Теперь станем в круг. Один из участников становится в круг, закрывает глаза, кружится на месте и  показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста.  Далее, по часовой стрелке, каждый говорит по одной фразе из учебного текста. И так  до его конца. Ведущий. Итак, пересказываем текст по фразе. После этого текст еще раз читается и участники исправляют ошибки, дополняют то, что  было упущено. Игра «Повтори за мной» Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом  ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями:  поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если  неправильные. Ритмичные фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре Упражнение «Делай, что я говорю» Даже подчинение прямым распоряжениям может оказаться занятием, если при этом  нужно разобраться в словах, касающихся размера предметов или пространственных и  числовых понятий. Научить ребенка всем этим премудростям можно через игру, при  этом, предоставив возможность, забавляясь, попрактиковаться в чем­то полезном.  Проведите черту через середину листа. Теперь вы и ребенок давайте друг другу  распоряжения, что где писать и рисовать. Вот вам несколько примеров:       нарисуй большой круг ниже черты;  напиши внутри круга букву «Е»;  напиши букву «X» в среднем квадратике;  нарисуй треугольник в одном из верхних углов;  поставь шашку над кругом;  проведи линию от первого квадрата до треугольника.  Начните с того, чтобы ребенок постарался выполнить подряд три приказа. Если это ему  удалось, пусть сделает попытку побить свой рекорд и выполнить четыре приказа, потом  – пять и т.д. Игра «Радужные карты» Игра для ребятишек младшего возраста. Чтобы в нее играть, требуется внимание и  хорошая память. Сделайте квадратики шести разных цветов из плотной бумаги и наклейте их на карточки (открытки) размером семь на двенадцать сантиметров так, чтобы, когда вы  переворачиваете открытку, не было видно, какого цвета квадратик. Нужно вырезать, по  крайней мере, четыре квадратика каждого цвета. Теперь ребенок может использовать  эти карты, чтобы научиться сосредоточиваться. Положите карты на плоскую  поверхность цветным квадратиком вниз. Теперь пусть ребенок постарается перевернуть две карты одного цвета. Можно играть и по принципу «Иди ловить рыбку», стараясь  подобрать все четыре квадратика одного цвета. Можете вместе с ребенком придумать еще какие­нибудь варианты этой игры. Если дети  совсем маленькие и только учатся различать цвета, разложите открытки по комнате  цветными квадратиками вверх и попросите ребенка прыгнуть на оранжевую открытку,  сесть на красную или положить на голову голубую открытку. Игра «Слова» Цель: развитие памяти. Вариант 1 Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить. Внимание! слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие  группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов.  Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу.  Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели...»). Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз. Вариант 2 Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива. Вариант 3 Трамвай, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки,  самолет. Задания те же:    воспроизведи все слова;  раздели на группы по одному общему признаку;  запомни и воспроизведи.  Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий  играющий повторяет сказанное и добавляет что­нибудь свое: «Я положил в мешок  яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что­то от себя. И так  далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по  алфавиту: «В саду у бабушки растут...» (порядок тот же). Игра «Запомни порядок» Возраст: дошкольный. Играющие выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Ведущий, посмотрев  на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим  становится другой. Можно усложнить игру тем, что не только перечислить, кто за кем стоит, но и кто в  какую одежду одет. Игра «Радуга» Возраст: дошкольный. В этой игре могут принимать участие не менее 7 человек. Она развивает  внимательность, память, быстроту реакции и сообразительность. В начале игры среди участников должен быть выбран ведущий. Игроки садятся в круг и  складывают перед собой руки лодочкой. Ведущий заходит в круг и кладет в ладони  некоторых детей шарики разных цветов. После этого он произносит: Радуга, появись!  Радуга, покажись! Задачей участников является встать по порядку. После этого первый в ряду показывает свой шарик (красный) и спрашивает, есть ли у  кого­нибудь еще такой же цвет. Остальные называют различные предметы этого цвета (например, названия цветов и т.д.). Если кто­то в течение нескольких секунд не сможет  назвать предмет нужного цвета, он считается проигравшим и выбывает из игры. Детям, которые умеют считать, можно перед началом игры предложить посчитать  количество тех или иных названных предметов. После игры можно обсудить с ребенком, почему предметов одного цвета встречается  много, а другого ­ мало. Так же в качестве продолжения игры можно предложить детям нарисовать радугу. Игра «Топ – хлоп» Возраст: дошкольный. Эта игра хорошо развивает память и внимание. В процессе ведущий (взрослый) должен называть те или иные понятия и предложения  (например, «Ворона – это перелетная птица!»), а дети – определять, правильные они  или нет. В случае неправильного понятия дети должны топать. Если ведущий произнес  правильное предложение – хлопать. Игра «Кукловод» Взрослый – «кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по  несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 3­4 шага вперед, остановка,  поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5­6 шагов вперед и т.д. Затем ребенку  развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти  его от начала до конца, вспоминая свои движения. Движения постепенно можно усложнять, увеличивать продолжительность маршрута. Можно включать и ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу»,  согнуть руки, заставить присесть и т.д. Помимо памяти, в этой игре можно развивать и воображение ребенка. Достаточно  просто поменяться с ребенком ролями. Пусть в роли «кукловода» будет ребенок, и сам  придумает маршрут для вас. Вы же, чтобы проверить, как хорошо «кукловод» запомнил  придуманный им маршрут, специально делайте ошибки в маршруте. Игра «Слова на одну букву» Вы называете ребёнку несколько слов, начинающихся с одной буквы. Например: сокол, сито, сосна, старик, сарай, Снегурочка. Ребёнок воспроизводит те слова, которые запомнил. Спросите у ребёнка, есть ли, на его взгляд, у этих слов что­нибудь общее? Чем похожи  эти слова? Не требуйте от ребёнка сразу же правильного ответа. Не старайтесь подсказывать.  Пусть ребёнок подумает, сравнит слова, почувствует слово. Попросите ребёнка придумать другие слова, которые также начинаются с буквы С. В заключение попросите малыша вспомнить те слова, которые вы называли ему в начале игры. Игра полезна не только для тренировки памяти, но и для развития других умственных  способностей, речи. Другие возможные цепочки слов:   облако, окно, огород, орех, окунь, осень, огонь  вилка, вата, воск, ворот, венок, вишня, виноград, варенье и т.п.  Игра «Найди предмет» Возраст: дошкольный. Эта игра хорошо развивает зрительную память детей 3­6 лет. Для нее необходимо  склеить 4 и 3 коробка из­под спичек, поставив, их друг на друга так, чтобы получились 2  башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок  закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок  и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2  предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки ребенок может сразу после того, как предмет  был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти), или, к примеру, через  полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие  долговременной зрительной памяти). Игра «Узнай предмет» Цель: развитие тактильной памяти. Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные  предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться  о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3­10 предметов) будет  обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в  которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу  требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание. Игра «В гости к кукле» Цель: развитие памяти. Возраст: дошкольный. Игра поможет развить память ребёнка. Вы сообщаете ребёнку, что к кукле (или мишке)  скоро придут гости. А как зовут гостей, он узнает позже. Вы достаете 4­5 игрушек  (кукол, зайцев, медвежат и т.п.) и называете ребёнку их имена. Затем все гости  усаживаются за стол и начинается чаепитие. Ребёнок должен всех угощать чаем,  обращаясь к каждому гостю по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами.  Количество гостей постепенно увеличивается до 6­7.

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для тренировки памяти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018