«Упражнения на развитие мыслительной деятельности детей с ОВЗ на уроках математики»
Оценка 5

«Упражнения на развитие мыслительной деятельности детей с ОВЗ на уроках математики»

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
математика
5 кл
07.05.2018
«Упражнения на развитие  мыслительной деятельности детей с ОВЗ на уроках математики»
Мастер.docx

«Методические   особенности  урока   математики в классе с детьми  с ОВЗ».

 «Упражнения на развитие  мыслительной деятельности детей с ОВЗ на уроках математики»

 

Учитель:  Денисова Е.В.

 

Известно, что математика как учебный предмет требует от ребенка наличия определенных способностей:

       умения анализировать и обобщать материал;

       мыслить отвлеченно, абстрактными категориями;

        гибкости мышления;

       наличия специфической математической памяти.

Указанные способности, необходимые для успешного овладения

 математическими знаниями, у детей с ОВЗ развиты недостаточно.

       Психолого-педагогические исследования (С.Г.Шевченко, О.В.Тарасова), а также практика обучения детей с ЗПР свидетельствуют о том, что математика является для них наиболее трудным учебным предметом. Эти трудности объясняются как особенностями мыслительной деятельности учащихся, так и спецификой самого предмета.

 

             Показано, что специфическое отставание по математике детей рассматриваемой категории вызвано различными причинами, среди которых особое значение имеют:

        недостаточное развитие способности к обобщению,

        ригидность мыслительных действий,

       недостаточное развитие способности к логическому мышлению.

 

Изучение математики должно быть направлено не только на усвоение системы знаний, умений и навыков, но и на формирование мыслительной деятельности, повышение общего развития школьников рассматриваемой категории.     

            Занимательный математический материал, составленный на основе законов мышления, является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей и развитию приемов умственной деятельности.

 

На уроках математики необходимо большое внимание уделять:

       1) упражнениям по преобразованию геометрических фигур, направленным на уточнение знаний о геометрических фигурах и их свойствах, на развитие сенсорных и мыслительных способностей, усвоение способов преобразования соединения. С этой целью  используются игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур, предназначенные для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Они вызывают у учащихся с задержкой психического развития интерес к конечному результату, желание решить задачу самостоятельно, проявляя настойчивость, смекалку, сообразительность. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление школьников, создают условия для развития логических компонентов мышления.

Например, изучение равнобедренного треугольника можно предварить следующим упражнением:

-  Постройте квадрат. Проведите отрезок внутри квадрата таким образом, чтобы получилось два треугольника. Что можно сказать о сторонах получившихся треугольников?

   Выполнив данное упражнение, обращаем внимание на то, что в каждом из полученных треугольников две стороны равны, что дает возможность ввести понятие равнобедренного треугольника.

2) группе заданий, направленных на развитие логического мышления, умения размышлять, определять закономерности, делать выводы и умозаключения, способствовать формированию умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что учащиеся могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.

       Расположи числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, чтобы их сумма по сторонам треугольника равнялась 12.

 

Расставьте в записи  скобки так, чтобы значение  получившегося выражения

 было бы равно 75.

 

 

 

       3) группе заданий, направленных на формирование у учащихся мыслительных процессов: анализ, синтез, сравнение, классификация. Данные задания предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки.

 

       4) группе заданий,  представленных  задачами-шутками, считалочками, ребусами. В задачах-шутках имеются числовые данные, но производить с ними арифметических действий не надо. Их не следует решать как обычные арифметические задачи, используя то или иное арифметическое действие, они должны побуждать учащихся к рассуждению, научить их мыслить, находить ответ, используя уже имеющиеся знания. Использование математических ребусов  способствует развитию сравнения, анализа и синтеза, мышления в целом у школьников с задержкой психического развития. При этом ребусы  нужно подбирать  с опорой на знания учащихся о геометрических формах, их видоизменениях, называние числительных. Занимательный математический материал можно включать на каждом уроке в этап устного счета.

 

 

                         Устные  упражнения при работе

             с детьми с ОВЗ   имеют ряд преимуществ:

 

 

 1.  Дают возможность охватить большой объём материала за короткий промежуток времени.

     2. Позволяют по реакции класса в тот или иной мере судить об усвоении материала, готовить к изучению нового, помогают выявить ошибки.

     3. Дисциплинируют учащихся, помогают настроиться на работу в начале урока.

 

4. В середине и в конце урока служат переключением внимания, интересной, своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письменной работой. При этом обеспечивается самостоятельность выполнения заданий.

     5. Больше учащихся получают возможность ответить, проверить правильность решений.

       6. Каждый ученик, по мере своих возможностей, может ответить на тот или иной вопрос или задание.

 

 

       Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении даже самой простой задачи, сродни большому открытию учёного. Тем самым у ребёнка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких–то успехов.

 

Использование разнообразного занимательного математического материала создает благоприятные условия для развития мыслительной деятельности школьников с задержкой психического развития, а именно развивает математическое мышление, активизирует познавательную деятельность, способствует повышению интереса и положительной мотивации к математике.


 

Методические особенности урока математики в классе с детьми с

Методические особенности урока математики в классе с детьми с

Постройте квадрат. Проведите отрезок внутри квадрата таким образом, чтобы получилось два треугольника

Постройте квадрат. Проведите отрезок внутри квадрата таким образом, чтобы получилось два треугольника

Каждый ученик, по мере своих возможностей, может ответить на тот или иной вопрос или задание

Каждый ученик, по мере своих возможностей, может ответить на тот или иной вопрос или задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018