Цель: развивать у детей умения кинестетически ощущать различные положения губ и языка.
Определение положения губ
1. Произнести звук «И» перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.
2. Произнести звук «У» перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.
3. Произнести перед зеркалом сочетание звуков «ИУ», «УИ» и определить последовательную работу губ при их произнесении.
4. Произнести звук «И» без зеркала и определить, какое движение совершают губы.
5. Произнести звук «У» без зеркала и определить, какое движение совершают губы. 6. Произнести без зеркала сначала звук «И», затем звук «У» и определить, как работают губы при их произнесении.
Упражнения по формированию кинестетической основы
артикуляторных движений
Цель: развивать у детей умения кинестетически ощущать различные
положения губ и языка.
Определение положения губ
1. Произнести звук «И» перед зеркалом и определить, как работают губы при
его произнесении.
2. Произнести звук «У» перед зеркалом и определить, как работают губы при
его произнесении.
3. Произнести перед зеркалом сочетание звуков «ИУ», «УИ» и
определить последовательную работу губ при их произнесении.
4. Произнести звук «И» без зеркала и определить, какое движение совершают
губы.
5. Произнести звук «У» без зеркала и определить, какое движение совершают
губы. 6.
Произнести без зеркала сначала звук «И», затем звук «У» и определить,
как работают губы при их произнесении.
7. Определить звук по беззвучной артикуляции логопеда (И или У).
8. Определить по беззвучной артикуляции последовательность звуков,
произнесенных один за другим (И...У, У...И) и произнесенных слитно (ИУ,
УИ).
9. Произнести слова (например: Ира, утро, иней, игры, умный и т. д.).
Определить, произнесение каких слов начинается с растянутого (или
вытянутого) положением губ.
10. Рассмотреть картинки, назвать их и разложить в два ряда: в первый —
картинки, при назывании которых губы растягиваются в улыбку, во второй —
вытягиваются вперед (например: утка, иглы, ухо, улица, ива и т.д.)11. По беззвучной артикуляции определить первый звук в слове и работу губ
при его произнесении (например: Инна, Уля, искра, игры, улей и т.д.)
12. По беззвучной артикуляции определить последний звук в слове и работу
губ при его произнесении (например: найду, коньки, быки, какаду, очки,
пойду и т. д.).
13. По беззвучной артикуляции определить гласный звук в слове и работу губ
при его произнесении (например: бур, мир, пир, тир, шнур. Бум, гул, пил и т.
д.).