Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
дефектология
1 кл—2 кл
04.03.2018
Главная задача в развития речи заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка. Используя данные упражнения, дети накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов.Используя данные упражнения, дети накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов.
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка.docx
Упражнения, способствующие развитию
лексикограмматических средств языка
Методические рекомендации
Работа над развитием лексикограмматических категорий включает:
►
уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, и дальнейшее
обогащение его как путем накопления новых слов, так и в процессе развития умения
активно пользоваться различными способами словообразования;
► уточнение значений используемых детьми синтаксических конструкций;
дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи
путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных
синтаксических конструкций.
Главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о
морфологическом составе слова и синонимии родного языка.
В процессе работы над развитием морфологических обобщений, используя специальные
упражнения, у детей формируются умения и навыки образования слов посредством
различных аффиксов, активного и адекватного их использования в целях общения в
разных учебных ситуациях.
Таким образом, используя данные упражнения, дети накапливают опыт различения и
выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов,
совершенствуют навык выбора проверочных слов.
Образование слов с помощью суффиксов
Первый уровень
1. Посмотри внимательно на круг:
Чётко назови предметы (слова), изображённые внутри круга.
Измени все слованазвания, добавив к ним букву или сочетания букв, которые
находятся за кругом. Что произошло со словами?
Запиши по 3 слова с каждой добавленной буквой или сочетанием букв. Выдели значком ту часть, которая изменила слово. В трёхсложных и четырёхсложных словах
выдели ударный слог.
2. Чётко прочитай слова:
зубец — зубок; писец — писарь — писатель;
старец — старик; чтец — читатель — читальня;
птенец — птенчик; жилец — житель — жилище;
косец — косарь; беглец — бегун — бегство.
Как ты думаешь, в чём отличие состава слов каждой пары? Одинаково ли значение
слов? От каких слов и как образовались эти слова? Какое значение придают слову
суффиксы? (В случае затруднения выясни значение слова в толковом словаре.)
Составь и запиши предложения с любой строчкой слов 2го столбика. Чётко их
прочитай! В записанных предложениях вылепи ударный слог.
3. Рассмотри внимательно буквы и сочетания букв:
к , ик, ок(ёк), ищ, чик, очк(ечк), оньк.
В течение 5—7 минут
подбери по 2 слова с каждым данным сочетанием букв. Запиши их. Проанализируй
подобранные слова по написанию и значению. Выдели нужным значком ту часть, которая
придаёт слову определённое значение
4. Чётко прочитай сочетания слов, выделяя ударный слог:
шкаф для книг
крыша из железа
шишка ели
ветка клена
лист берёзы
посуда из глины
кольца из серебра
берег моря
пейзаж города
варенье из брусники
Замени в данных сочетаниях последние слова, обозначающие предметы, словами
признаками. Вспомни, на какие вопросы отвечают словапризнаки.
Запиши вновь образованные и данные сочетания слов по образцу.
О б р а з е ц : погода осенью — осенняя погода.
Прочитай вновь образованные слова и выдели ту часть слов, которая их изменила.
Назови её. Как изменились слова?
Составь (устно) с 2 вновь образованными словосочетаниями предложения.
5. Прочитай предложения «про себя»: Ребятам полезно пить (морковь) сок. Дети в (школа) дворе сажали
(фрукты) сад. Маша помогала бабушке варить (вишня) варенье. В
нашем лесу много (черника) кустов. Трудолюбивые муравьи
соорудили большую (муравьи) кучу.
Подумай и скажи: что нужно сделать? Запиши предложения. Во вновь образованных
словах выдели нужным значком ту части, которая изменила слово. Как изменилось
слово?
6. Чётко прочитай пары слов:
серебряный — серебристый; кожаный — кожный; обидчивый —
обидный; передний — передовой.
Проанализируй данные слова (их значение, общую часть, суффикс).
После сравнения данных слов по написанию и по значению найди и исправь ошибки в
предложениях:
Наташа купила серебристое кольцо.
У Саши красивый кожный пиджак.
Моя подруга очень обидная.
Передний вагон поезда был голубого цвета.
Докажи правильность своих исправлений:
7. Чётко и внимательно прочитай пары слов:
звонкий собака
зимний булка
сладкая заяц
злая голос
красное сад
солнечный яблоко.
Правильно ли составлены словосочетания? Как нужно их исправить?
Прочитай правильно составленные тобой словосочетания.
Запиши их так, чтобы словапредметы стали обозначать маленький предмет.
Проанализируй все слова, которые образовались при помощи суффиксов.
8. Чётко прочитай пары слов:
печь — печник; рыба — рыбак; учит — учитель;
футбол — футболист; море — моряк; строит — строитель;
бетон — бетонщик; такси — таксист; зимует — зимовщик.
часть в каждой паре слов.
Что изменилось,
потвоему, в
написании 2го
слова каждой пары'
Назови и выдели
общую
значком Назови и выдели нужным значком во втором слове каждой пары ту часть, которая
изменила слово (суффикс). Какое значение приобрело 2е слово каждой пары?
9. «Собери» слова и запиши их:
лес — , барабан — , пожар — , массаж — , телеграф — , истор — , касс — , газет —,
мор — , пев — , — води — , киоск — ;
ист, як, ник, тель, щик, ии, ец, чик, ёр, ир.
Сделай вывод: как образовались слова и какое значение они приобрели. Рассуждай так:
«Лесник — это человек, который ухаживает за лесом. Это слово образовалось от слова
"лес" при помощи сочетания букв (суффикса) «ник».
10. Чётко прочитай слова:
зелень, синька, черный, желтый, гроза, груз, зелёный, боль,
желтизна, стройка, чернота, больной, грузовой, грузчик, больница,
синий, желтоватый, грузный, строитель, зелёнка, черноватый,
синева, строительный.
слова
по
общности значения главной части слова (корня). Выдели корень слова. Докажи
правильность выполнения задания.
Запиши
группами
Назови те слова, которые образованы при помощи букв или различных сочетаний
букв (суффиксов). Проанализируй их.
Второй уровень
1. Чётко прочитай слова:
солнце, корова, крыло, перо, трава, дед, соловей, изба, старуха,
баба, обезьяна, Алёна, гнездо, книга, бумага, стекло, голова,
нора, горло, рука, стена, река, дорога, пятно, сосед, бревно.
Подумай, какие
слова можно
изменить только
при помощи буквы
к (суффикса), а
какие — как с помощью к, так и сочетания букв ушк (т.е. обоих суффиксов).
Запиши те слова, которые можно изменить двумя способами. Выдели ту часть слова,
которая изменяет его значение значком
. Как она называется?
О б р а з е ц : корова — коровка, коровушка.
Как при этом
изменяется
значение слова?
Назови слова,
которые ты не изменял. Образуй от них новые слова. Назови ту часть слова, которая
придала ему новое значение.
2. Прочитай предложения «про себя»: Скажи, что нужно сделать? Запиши предложения. Назови буквы и сочетания букв
(суффиксы), которые изменили смысл слова. Выдели их нужным значком.
3. Прочитай внимательно предложения:
Пришла белоснежная зимища.
Возле ёлки следы крупного волчонка.
Моё местечко в театре оказалось занятым.
Старшая сестра взяла зонт, а младшая — зонтище.
На нашей улице вырос новый многоэтажный домик.
Приплыла к старику золотая рыбища.
От дождя мы спрятались под большой
раскидистый дубок.
Все ли слова употреблены в предложениях правильно?
Назови те слова, которые, по твоему мнению, не подходят. Почему ты считаешь, что эти
слова подобраны неправильно? Объясни, как нужно исправить предложения.
Запиши правильные предложения.
В трёх, четырёх и пятисложных словах выдели ударный слог.
4. Чётко прочитай словосочетания, выделяя ударный слог:
звуки музыки
совет друга
нападение зверя
кисель из молока
мясо с луком
Подумай, как можно изменить данные сочетания слов, чтобы появились слова,
обозначающие признак предмета (какой?). Составь такие словосочетания. Может быть,
у тебя появились какието сомнения? Докажи правильность выполнения задания.
работа художника
решение историка
аппетит волка
упрямство осла
грибы с хлебом
Запиши вновь составленные сочетания слов.
Найди слова, в которых появилась такая часть, которая изменила его смысл. Выдели
эту часть (суффикс) нужным значком и на зови её.
С любыми 2 вновь образованными словосочетаниями составь и запиши предложения.
В словах предложения выдели ударные слоги. 5. Чётко прочитай слова:
зима, морж;
река, книга;
орех, игра;
рыба, письмо.
В течение 5—7 минут к данным словам подбери как можно больше слов с разными
суффиксами. Проанализируй подобранные слова.
6. Подбери к словампризнакам подходящие по смыслу словапредметы, объясняя
свой выбор. Запиши составленные словосочетания. Выдели соответствующими
значками общую часть слова и ту часть, которая придаёт ему значение признака
предмета
Пушной, пушистый, пуховый (хвост, платок, зверёк, одеяло);
водный, водяной, водянистый {жук, путь, лыжи);
цветной, цветистый, цветочный {горшок, карандаш, платок, рассада, фильм);
старый, старинный, старческий (часы, костюм, походка).
7. Прочитай «про себя» предложения.
Мы купили цветастый телевизор.
Петя передал нам дружный привет.
На плечах у Лены пушной платок.
Сад обнесён древесным забором.
Из дерева изготовляют деревянный уголь.
Назови в каждом предложении сочетание слов, обозначающее предмет и его признак.
Подумай, правильно ли подобраны словапризнаки. Если нет, исправь ошибки,
подобрав к каждому слову признаку подходящее по смыслу словопредмет.
Выдели значком общую часть в словах и ту часть, которая придай слову значение
признака (суффикс)
8. Как называют человека, который:
— учит, строит, пишет книги;
— играет на гитаре, работает на тракторе;
— поёт на сцене, продаёт разный товар;
— шьёт сапоги, убирает двор, охотится;
— водит самолёт, обслуживает пулемёт;
— вставляет стёкла; настраивает музыкальные инструменты. —
Запиши названные тобой слова. (Слова с одинаковым суффиксом записываются
построчно.)
Внимательно прочитай записанные слова. Скажи, при помощи каких суффиксов
образовались новые слова? Выдели суффиксы нужным значком. От каких слов
образовали записанные слова?
Образец рассуждения:
Учитель — это человек, который учит детей. Это слово образовалось от слова «учить» при
помощи сочетания букв тель (суффикса).
Теперь ты расскажи о каждом слове. (Каждый ученик рассказывает, остальные слушают и
при необходимости поправляют его.)
Третий уровень
1. Вместо слов запиши их суффиксы, которые услышишь:
колечко, муравьишка, фарфоровый, страусиные, дешевизна, глуобокий, облачко.
Подбери другие слова к записанным суффиксам. Докажи правильность подбора слов.
2. Зашифруй слова значками;
крутой, крутизна, крутоватый; ветерок, туманный, тюльпанчик, гвоздь, тросточка,
трость, горошина.
—суффикс, —'окончание
корень, .
Расшифруй свою запись, подбирая к схемам другие слова. Объясни свой выбор.
Докажи правильность своего выбора составлением предложений, включающих любое
слово с суффиксом.
3. Найди нужное слово.
а) Прочитай предложения «про себя»:
От (холодноватой, холодной, холодненькой) воды мёрзли руки. Таблетки имеют
(сладенький, сладковатый) вкус. У него был немного (бледненький, бледноватый) цвет
лица. (Серенькая, сероватая) мышка шмыгнула в норку.
Подумай и выбери из стоящих в скобках нужное (подходящее по смыслу) слово
признак. Объясни свой выбор.
6) Составь 2 предложения со словамипризнаками, указывающими на неполноту
признака. Докажи правильность выполнения задания
4. Четко прочитай слова:
телефон, кофта, мотор, ключ, водить, печь, кровля,
коза, пожар, летать, мост, воспитать, окно, учить.
Выбери слова, от
можно
которых
образовать новые слова, обозначающие профессии людей. Запиши их. Назови и выдели нужным значком
суффиксы, которые изменили значение слов.
Расскажи, как ты образовывал слова и какое значение они приобрели
Прочитай внимательно ещё раз данные слова. Назови те, которые ты еще не
использовал. Подумай: с каким значением и с помощью каких суффиксов можно образовать
от них новые слова?
Образование слов с помощью приставок
Первый уровень
1. Чётко прочитай слова:
сеять, строить, лаять, таять, зреть, везти, колоть,
сверкать, рисовать.
На какой вопрос отвечают данные слова?
Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос что сделать? Наблюдай, что
происходит со словом.
* что делать? — говорить; что сделать? — заговорить.
Запиши полученные пары слов.
От какого слова и как образовались слова, отвечающие на вопрос что сделать? Какое
значение приобрели вновь образованные слова.
Составь с 2—3 любыми вновь образованными словами предложения. Запиши их.
Выдели в словах ударный слог.
2. Чётко прочитай слова:
Выбери из данных слов подходящие по смыслу и впиши их в предложения в нужной
допиши, перепиши, спиши, выпиши, опиши, подпиши,
надпиши, попиши.
Новую тетрадь надо ....
Из текста слова с безударной гласной нужно ….
3.. Чётко и внимательно прочитай словосочетания:
форме.
Плохо выполненное
задание надо ... .
Упражнение с
учебника можно ....
накрасить стены; зачистить ботинки; отъехать к дому; нагнуть
бумагу пополам; додвинуть стол к стене; учитать книгу.
Какие слова
нужно изменить
и как? Исправь
ошибки и запиши
правильные словосочетания. Назови и выдели соответствующим значком ту часть в
словах, которая изменяет их значение. Попробуй предложить подобное задание своему товарищу (2—4 словосочетания).
Проанализируйте вместе с ним правильность выполнения задания.
4. Чётко прочитай слова:
проезд, обед, обстрел, заяц, вышка, подарок, полочка, переселить,
доскакать, изба, изгородь, отбирать, вынесли, отец, дорога,
сказка, отвар, просо, ученик, заплыть, узнать, сварщик.
Выпиши слова, в
которых есть
приставки.
Выдели
Проанализируй
их.
слова с приставками. К каждой выделенной приставке подбери новое слово. Докажи
правильность своего выбора.
Составь с подобранными словами предложения
5. Чётко прочитай слова:
от: отрезать, отеплить, отколоть, отужинать,
отучить, описать, отошёл;
об: обежать, обмолотить, обучить, обсуши п.,
обрызгать, обрезать, ободок;
под: подпилить, поддержать, подумать, подели 11.
подарок, подвинтить, подвести, подрезать,
подушить.
Найди и выпиши
слова только с
указанными
приставками.
Выдели их. Проанализируй выписанные слова. Составь с ними словосочетания.
Почему ты не выписал остальные слова? Как проверить, что ты это сделал правильно?
Найди среди всех слов однокоренные, выпиши их и объясни значение каждого.
6.
а) Чётко прочитай слова:
снежок, горец, приморский, снежинка, борец,
снежная (баба), пригород, пристроить, снег,
глупец, снеговик, приговор, подснежник,
морозец, прибытие, прибрежный, молодец.
Распредели данные слова: по общему корню; по одинаковым суффиксам; по
одинаковым приставкам.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения заданий.)
С любыми 2 словами каждой группы составь и запиши предложения.
В 34сложных словах выдели ударный слог.
б) Подбери и запиши в 3 столбика слова, состоящие: из одного корня;
приставки, из корня, приставки и окончания.
Составь с одним словом каждого столбика предложения и запиши их. В течение 5—7 минут подбери по 2 слова так, чтобы они соответствовали
7.
данным схемам:
8. Почему мы так называем эти предметы?
Маслята, маслёнка, столовая, хлебница, расчёска, подсвечник; рыболов, самолёт, кашевар,
кофемолка, самовар, пылесос, тепловоз
Задание могут выполнять 2 ученика, которые по очереди задают друг другу вопросы.
Остальные контролируют ответы и предлагают свои в случае ошибки товарища.
9. Какая часть слова пропущена?
лес; ник; подар; ец; зака; по; садник; пеше; оватый; речой.
Почему ты так решил? Обоснуй свой ответ, составляя слова.
1. Чётко прочитай слова:
Второй уровень
бежать, нести, ехать, прыгнуть, вести, порхнуть, ползти,
ходить, лететь, сунуть.
Подумай, какие буквы или сочетания букв (приставки) надо добавить в начало
каждого слова, чтобы они приобрели сначала значение направления действия внутрь,
затем — наружу. Проанализируй вновь образованные слова.
Составь и запиши по 2 предложения со словами, имеющими значение направления
действия внутрь и наружу.
2. В течение 5 минут подбери как можно больше слов с приставками: над,
пере; под; при.
Проанализируй составленные слова.
Составь и запиши с этими словами 3 предложения (по выбору).
3. Прочитай предложения «про себя»:
На берегу реки кинулись палатки.
Зимой пруд и река сильно мёрзли.
Хозяйка купает яйца.
Ваня резал кусок хлеба.
Зина брала большую корзину грибов.
Подумай, все ли слова в предложениях употреблены правильно Найди и исправь
ошибки. Докажи правильность своих исправлений. 4. Чётко прочитай слова:
строй, бег, ширь, ум.
Образуй от данных слов при помощи суффиксов, или приставок, или суффиксов и
приставок: по 1—2 слова, обозначающих предмет; по 1—2 слова, обозначающих
признаки предмета; по 1—2 слова, обозначающих действия предмета
5. Внимательно прослушай слова:
подарок, листок, заморозки, подводник, стебелёк, морской (путь), сторожка,
солонка, белок, поверхность, паутинка, тропинка, зайчишка.
Прослушай ещё раз и запиши на слух в 3 столбика слова, состоящие: из корня и
суффикса; из корня, суффикса и окончания; из корня, приставки и суффикса.
6. В течение 5—7 минут подбери по 2 слова так, чтобы они соответствовали
данным схемам:
В каждом слове выдели ударный слог
Третий уровень
1. Прочитай предложения «про себя»:
Брат шёл домой. Брат шёл из дома. Брат шёл за дом. Врат шёл
от дома. Брат шёл к дому.
Тимофей плыл далеко. Тимофей плыл к лодке. Тимофей плыл
от лодки.
Правильно ли представлены в предложениях действия людей?
Из данных сочетаний букв (приставок) выбери нужные и присоедини их словам так,
чтобы действия людей были представлены правильно: в, с, за, на, ис, вы, до, по,
над, под, при, бес, рас, пере.
Запиши 3 предложения (или словосочетания) с вновь образованными словами.
ту часть слова, которая изменила его. Докажи
Назови и отметь значком
правильность выполнения задания. 2. В течение 5 минут подбери к данным приставкам как можно больше слов: из
(ис); при; раз (рас); пре.
Проанализируй значение составленных слов.
Составь и запиши 4 предложения с подобранными словами. Выдели в словах
предложений ударный слог.
3. Чётко прочитай текст:
Они быстро переходят улицу и подходят к школе. Петя
выходит из дома. После занятий мальчики идут в музей. По
пути они заходят за товарищем. К трём часам они доходят до
музея. Ребята приходят в кабинет истории, и начинаются
занятия. Через два часа они уходят из музея.
Выпиши из предложений словадействия. Прочитай их. Подумай и обозначь цифрами
эти слова — от начала действия до его завершения.
Какая часть этих слов определяет их значение? Отметь её значком
Прочитай предложения ещё раз. В правильной ли последовательности они
расположены? Если нет, исправь ошибки. Поставь рядом с предложением нужную
цифру. Прочитай исправленную запись, Теперь тебе понятна последовательность
действий мальчиков.
.
4. Прочитай предложения «про себя»:
Горы накрыты лесом. Хлеб с полей подбирают комбайнами. Тело
Школьники выхаживают за
утки укрыто перьями и пухом.
телятами. Клавдия прошивает пуговицу к платью. Этого человека
старались всячески просмеять в газетах.
1ЛИ1
Какие слова в предложениях мешают понять их смысл? Что нужно сделать, чтобы все
слова в предложениях были употреблены правильно?
Запиши исправленные предложения. В исправленных словах выдели значком
ту
часть, которая точно определяет смысл действия в данном предложении.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.) 5. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова:
Докажи правильность подбора слов. Назови в подобранных словах приставку.
Учитель ... ребятам о поэзии А.С. Пушкина! Осенью
школьники ... новые деревья. Больные деревья в лесу надо ....
Багаж ... в самолёт. Вечером вся семья ... за чаем.
6.В течение 5
минут выпиши из
орфографического словаря 5 слов с приставками до, у и 5 слов с корнями,
начинающимися со слогов до, у.
Составь и запиши 2 предложения с выписанными словами, имеющими приставки, и 2
предложения со словами без приставок.
7. Прочитай предложения «про себя»
Что ты заметил в тексте? Что нужно сделать? Исправь ошибки и поясни свои
Ярко светит летнее солнечко. Высоко в небо вьётся
птичница. Лужок накрылся сочной травин кой. На поляне
выкинулся лагерь туристов. Туристы добрались купаться. По
лесистой тропинке они зашли к речке. Ребята оделись и
бросились в воду. Когда укупались, они возвратились в
лагерь. На столе уже был заготовлен обед.
действия.
8.
Почему
они так
называются?
а) Конюшня,
салатница,
конфетница,
подснежник, подосиновик, подушки, подоконник.
б) Садовод, водолаз, сыроежки, овощерезка, книголюб, рукомойник, головоломка.
Поясни значение слов. Как проверить, правильно ли ты определил их значение?
Можно ли при помощи анализа состава слов выяснить их значение?
Однокоренные слова
Первый уровень
1. В течение 5—7 минут подбери к данным словам как можно больше
однокоренных слов:
снег — ...
город — ...
тишь — ...
круг — ...
В каждом подобранном слове выдели ударный слог. Назови слона, в которых корень
является: ударным слогом; безударным.
Со словами, образованными от 1го слова, устно составь словосочетания. Со
словами, образованными от 4го слова, устно составь предложения.
2. Чётко прочитай слова: Запиши данные слова в 3 столбика: в первый с корнем в начале слова; во второй —
с корнем в середине слова; в третий — с корнем в конце слова.
В каждом слове выдели ударный слог.
озимь, зимовье, перезимовать; звонок, перезвон, позвонить; подпись, писать, переписка;
отвар, варить, сварить; откусить, укус, кусать; бежать, побег, побегать; разговор,
говорить, заговорить; приход, уходить, ходьба.
3. Слушай внимательно слова и назови «лишние»:
липа, липучий, налипать;
дорога, бездорожье, дорогой;
боль, больной, больница;
лес, лестница, лесник;
осина, осень, осинник.
Докажи, почему они лишние.
Составь предложения с выделенными словами.
4. Чётко прочитай слова
Как
назвать
каждой
Выдели в
слове
ударный
Сравни
мёд, медовый, медок;
козы, козел, козлик, козленок, козочка;
ноги, нога, ноженька, ножка, ножная {машинка);
тишь, тишина, тихо, стихло;
зверь, зверёк, звериная (тропа),
зверский (поступок).
можно
слова
строчки?
каждом
корень и
слог.
слова
каждой строчки по месту ударения. Сделай вывод.
Назови слова, в которых произношение гласного в корне отличается от
произношения гласного, стоящего под ударением.
1. Чётко прочитай слова:
РОД
Второй уровень
родня, родные (люди) родственники
родственные (слова)
родство
Скажи, как ты понимаешь слово «род»?
Запиши слова правого столбика, выдели корень. Как можно назвать такие слова?
Составь (устно) с каждым из них предложение.
2. Внимательно прослушай слова:
стройка, засыпать, пропуск, ветвистый, поднос, подберёзовик, просмотр, снежок, набегать, подъезд, подснежник, вход побыстрее, кормушка, выпадает, влево, верхний, вниз, грустно, чистка,
разгром, дождливый, залез, рубка, поджарить, жёлтый
Послушай слова ещё раз и запиши их в 3 столбика: с корнем в начале слова; с корнем в
середине слова; с корнем в конце слова.
В каждом слове выдели ударный слог.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
К двум любым словам каждого столбика подбери 4—5 родственных слов.
3. Внимательно прослушай слова и назови «лишнее» в каждой строчке:
кость, коснуться, костный, косточка; моряк, уморился, море, морской; бедный, беда, победа,
бедняк.
Докажи, что эти слова «лишние». Составь с ними предложения.
4. Чётко прочитай слова:
вода, водитель, водичка, проводка, наводнение,
водиться, наводчик, водовоз, водолаз,
завод (часов), проводник, водокачка, отводип,;
гора, горевать, гористая, горе, горный,
горемычный, пригорюнился, подгорный, горюшко, горняк;
шип, шипеть, шипение, шиповник, шипучка,
шиповниковый;
год, годовалый, годиться, годик, годный, годок,
пригодный, годовщина, годность, годовой, годочек.
пригорок,
Прочитай
слова ещё раз,
распределяя их
по общности
значении.
Сделай
вывод:
чем
слова похожи и
чем
различаются?
Запиши слова,
связанные по значению со словами: вода, горе, шипение; год, Выдели в записанных
словах корень, и ударный слог. Составь с выделенными словами предложения
5. Чётко прочитай предложения, вставляя нужные слова:
Каждый год мы солим огурцы. И в этом году мама решила ... огурцы и капусту. Она
принесла для засолки крупную соль. Соли нельзя класть очень много, чтобы не.... Но в ...
я положила мелкую соль.
Назови однокоренные слова. Докажи, что ты назвал их правильно Назови слова с
безударной гласной в корне и проверочные к ним Почему ты выбрал именно эти слова?
1.
а) Четко читай слова:
Третий уровень
моряк, рыбак, море; соль, солонка, солома; школьник, ученик,
школа; путь, дорога, путник; ученье, учебник, книга; вода,
водитель, водник
Найди и назови
однокоренные
слова.
правильность
своего выбора.
Докажи
Продолжи ряд названных тобой однокоренных слов. Выдели голосом ударный слог в словах.
2.а) Слушай внимательно слова и называй «лившее» (или «лишние»). Докажи,
почему оно (они) «лишнее» («лишние»):
подорожать, дороговизна, подорожник, дорогой; осиное, осень, посинеть, поосеннему;
горняк, горемычный, сгорел, горевать.
б) Чётко и внимательно прочитай слова, записанные в таблице:
слезла слёзный слеза
слезились
затрубить труба отрубить
протрубить
диван удивляться
дивный дивиться
удивительный диванная
левый левша лев
налево
рисовать рисовая (каша)
рисунок рисование
косить скосить
косарь коса (девичья)
косички косьба
(подушка)
Подумай, правильно ли распределены слова. В чем ошибка? Найди и исправь, ошибки.
Докажи правильность своего исправления.
Запиши только однокоренные слова, имеющие общее значение. Выдели корень и
ударный слог. Составь с выделенными словами предложения.
3. Чётко прочитай предложения
Лес да вода (водяной) поле красят.
Без тучи нет дождя (дождевой).
Все сосны обледенели (ледяной).
Утром Саша получил письмо (письмецо) от друга.
Земля (землица) кормит людей, как мать детей
(детишки).
Обозначь корни и ударные слоги в выделенных словах. Что можно сказать о гласных
в корнях этих слов? Правильно ли подобраны проверочные слова (в скобках)?
При необходимости исправь ошибки, подобрав как можно больше проверочных слов.
Дифференциация предлогов и приставок
1. Составь словосочетания, отвечая на вопросы:
думать (о чём?)... ; смотреть (куда?)... ; гордость (за кого?)... ; летел {над чем?)... ; гуляю
(где?)... ; приехал (откуда?) вышел (с кем?)... ; прислушиваться (к чему?)... ; рассердиться
(на кого?)... ; закатился (подо что?)....
Запиши составленные словосочетания. Составь с 2—3 словосочетаниями
предложения. Найди предлоги и выдели их зелёным кружочком.
Найди слова с приставкой. Назови приставки и объясни их значение. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
2.
а) Прочитай предложения «про себя», вставляя нужные предлоги и изменяя в
соответствии с ними
слова в скобках.
б) Подумай и
предложи в вежливой
форме задание
своему товарищу:
составить
Аист опустился (крыша). Огонь показался (крыша). Вода
стекала (крыша). Зелёный мох расползался (вся крыша) Голуби
носились (крыша). Плющ обвивал всю стену, начиная
(крыша).
словосочетания или предложения, употребляя разные предлоги.
3.Чётко и внимательно прочитай
стоять в палубе
выехал в города
спустились через ступенек
прыгнул под лужу
говорил про друзьями
Правильно ли составлены словосочетания? Исправь ошибки и докажи, что ты сделал
принесли до сарая
кружились по воздухе
поставил на вазу
вылезла над дивана
показаться за тучи
это правильно. Выдели в словах приставки и объясни их значение.
4. Чётко прочитай слова 1го столбика, затем — 2го:
спрыгнуть
зайти
увидеть
входить
походить
отойти
подлезть
доехать
прочитать
изготовить
в вагон
по лесу
от поезда
с крыльца
под диван
за другом
у моря
из дерева
до дачи
про полярников
Составь словосочетания из слов обоих столбиков, подобрав правильно пары слов.
Запиши их.
Обрати внимание на предлоги в словосочетаниях. Какой вывод ты можешь сделать?
Выдели предлоги зелёным кружочком.
Найди в словосочетаниях слова с приставками. Выдели приставки значком
5. Составь и запиши 4 предложения так, чтобы в них были предлоги: на, от,
про и слова с такими же приставками.
Выдели предлог и приставку. 6. Запиши предложения под диктовку:
На ветер надеяться — без помолу быть. Всяк добр, да не до всякого.
В июле на дворе пусто, а в поле густо.
В поле не в дубраве: за сук не зацепишь.
Выдели приставки и предлоги.
Составь предложения со своими примерами употреблении предлогов и приставок.
7. Внимательно прочитай предложения:
Он ушёл из стадиона. Дети сплели венок с васильков.
Изза болезни сестры мы не смогли выехать за дачу.
Брат пошёл работать в завод. Ученики вышли на
коридор. Вчера сестра вернулась с лагеря. Из угла дома
выехала машина. Лодка отнесена течением на сторону.
Обрати внимание на использование предлогов! Найди ошибки в их употреблении. Исправь
ошибки и докажи, что ты это сделал правильно.
Выпиши из предложений слова с приставками со значением: завершённости действия;
удаления; соединения. Выдели приставку.
Какое слово ты не выписал? Какое значение придает этому слову приставка?
8. Составь с данными словами словосочетания, правильно употребив предлоги,
Запиши их. Выдели предлоги и приставки разными цветами:
Пойти (лес, поле, аллея); кататься (озеро, река); войти (коридор, балкон, крыльцо,
квартира); быть (город, гора, река, деревня); ехать (трамвай, метро).
Составь с выделенными словами предложения.
9. Прочитай «про себя»:
Пробилась ... земли вода, и родился родничок. Вода текла ... тёмных глубин земли, ...
подземных дворцов.
... ворот выползли утята и стайкой направились к пруду.
... дач видны вершины сосен.
Третья ... задач была самая трудная.
Какое задание надо выполнить? В вежливой форме предложи это задание своему
товарищу.
10. Внимательно прочитай эти предложения. Скажи, какое задание ты будешь
выполнять?
Лиса ... вороны глаз не .. водит.
.. шёл ... лесу треск и стук.
... клёна .. летели последние листья. ... водой в море бывают .. водные камни.
Хорошо .. бродить ... лесу в тёплый осенний
день.
Запиши предложения. Выдели предлоги и приставки разными цветами.
1. Чётко прочитай слова:
Антонимы
чёрный — белый
далёкий — близкий
быстро — медленно
утро — вечер
находить — терять
покупать — продавать
Сравни слова каждой пары по значению. Подумай: они близки или противоположны по
значению? Докажи правильность своего ответа. Составь устно с каждой парой слов
предложения.
2. Чётко прочитай словосочетания
Плачущая девочка; закрытое окно; найденные документы; открытая дверь; смеющийся
мальчик; толстый ствол; выиграть матч; тонкая верёвка; проиграть партию.
Сравни словосочетания: есть ли в них слова противоположного значения
(антонимы)? Докажи правильность своего ответа, составив 2 предложения с этими
словами.
Выпиши из словосочетаний слова парами так, чтобы они выражали противоположный
смысл.
3.Чётко прочитай предложения:
Это была глубокая река. Температура у ребёнка повысилась. Клубни картофеля были
крупные. Ребята вернулись из школы поздно.
Запиши предложения, заменим выделенные слова противоположными по смыслу
(антонимами).
4. . Прочитай «про себя»:
А) Дед старый, а внук ... . Лето тёплое, а зима .... Вата лёгкая, а железо ... . Тропинка
узкая, а дорога ... . Ручей маленький, а река ... . Ручей мелкий, а река ... .
Подумай, какое задание ты будешь выполнять. Б)
Пётр пьёт ... кофе. Огурец .... Девочка сшила …
фартук. У зайца ... хвост. У лисы ... хвост. Девочка
пьёт... компот. Слива .... На столе лежит... книга.
Весной на улице ..., а зимой ... . Дедушка идёт ...
а мальчик ... . На улице ..., а в пещере ... .
Подумай, какое задание ты будешь выполнять. Подбери к этим предложениям парные со
словами противоположного значения.
С помощью антонимовприлагательных охарактеризуй названных ниже
5.
животных:
стрекоза — муравей (по трудолюбию); муха — слон (по вот чине); ягнёнок — волк (по силе);
лев — заяц (по храбрости); лисица — ворона (по уму); тигр — медведь (по ловкости).
Запиши составленные словосочетания. Подчеркни словаантонимы.| Докажи
правильность подбора прилагательных.
6. Прочитай «про себя». Подумай и добавь в каждое предложение недостающее
слово.
Верёвка хороша длинная, а речь — ... . Человек от лен и болеет, а от труда .... Медведь
неуклюжий, а обезьяна ... .Лиза любит горячий чай, а Сергей —.... И спросила кроха: «Что
такое хорошо и что такое ... ?»
Выбери из этих предложений и назови пары слов с противоположным значением.
Обоснуй правильность своего выбора. Запиши пары слов, которые ты запомнил.
7. Чётко прочитай рассказ
Катя прилежно учится. В тетради она пишет аккуратно, красиво, чисто. Катя быстро
Старательная ученица
считает, хорошо решает задачи. Она читает внимательно, хорошо рисует.
О какой ученице ты прочитал рассказ? Почему ты так думаешь? Назови слова, которые
характеризуют старательность ученицы.
Составь устно рассказ о ленивом ученике. Запиши слова, которые характеризуют
нерадивость ученика. Как можно назвать эти слова по отношению к словам из первого
рассказа? Назови их парами.
8. Чётко и внимательно прочитай пословицы:
Надо лениться, а не трудиться.
Трус побеждает, а храбрец отступает.
Знай меньше — говори больше.
Родимая сторона — мачеха, а чужая — мать.
Ласточка день кончает, а соловей начинает. Мир разрушает, а война строит.
Иди назад, а оглядывайся вперёд.
Хорошая верёвка короткая, а речь длинная.
Найди и исправь ошибки. Докажи правильность своего ответа. Найди в каждом
Будь внимателен! В некоторых
предложении словаантонимы и выпиши их.
предложениях 2 пары словантонимов.
9. Чётко прочитай текст
Невесело в лесу поздней осенью! Когда пасмурным утром пробираешься по узкой
тропинки между оголёнными деревьями, становится особенно грустно. На деревьях сухие
жёлтые листья, Кусты и пожелтевшая трава мокры. В лесу сыро холодно, неприятно. И
мысли в голове какието тяжёлые, как мрачные тучи, которые обложили всё небо и,
кажется, никогда его не покинут.
О чём этот рассказ? Как ты его назовёшь?
Подумай и составь (устно) рассказ, заменив определённые слова словамиантонимами
так, чтобы менялся смысл предложений и всего рассказа. Как теперь ты назовёшь
рассказ?
Запиши словаантонимы парами.
Синонимы
1. Чётко прочитай предложения
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.
Глядит — хорошо ли метели лесные тропы замели.
Буран в степи всё ещё бушевал.
Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят.
Подумай и выбери из предложений слова, близкие по значению Запиши их. Докажи
правильность выбора слов.
Запомни! Слова, близкие по значению, называются синонимами. Например:
ароматный — душистый; блестят — сияют; злится сердится... И т.д.
2. Подбери к каждому слову близкое по смыслу так, чтобы из первых букв
подобранных слов получилось новое слово (по вертикали):
работа — з...
родник — и...
холод — м...
деятельный — а...
самописка — а...
актёр — а...
доля — ч...
педагог — у...
мыслить — д...
пища — е...
хохотать — с...
обрыв — к...
пасмурный — н...
забава — и...
рубеж — г...
3. Чётко прочитай текст
Мальчики шли домой по лесной тропинке. Вдруг они наткнулись на двух маленьких лосят. Мальчики подошли к ним поближе. Малыши не испугались мальчиков и подпустили их к себе.
Тогда мальчишки накормили лосят хлебом и молоком. Мальчики пошли домой, и лосята
пошли за ними.
Что тебе не понравилось в тексте? Как можно его улучшить? Запиши рассказ с
подобранными тобой словами. Подчеркни словасинонимы одной чертой. Докажи
правильность выполнения задания.
4. Чётко прочитай предложения:
Моя сестра работает швеёй. Космонавты своим подвигом прославили нашу отчизну. Все
взрослые удивлялись храбрости маленького мальчика. Чудная картина, как ты мне родна. (А.
Фет) Мудрый совет всем нужен. Ребята радостно провели зимние каникулы.
Назови и запиши синонимы к выделенным словам. Составь с каждой парой синонимов
словосочетания
5. Выбери нужное слово из стоящих в скобках и вставь его в предложение:
Стояло (жаркое, горячее) пето. Мальчики им купались и легли загорать на (жаркий, горячий
песок.
Студёный ключ играет в овраге (прозрачным, холодный, быстрый).
Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый,
добродушный).
В лесу мы наблюдали, как быстрая белочк! перепрыгивала с одного дерева на другой
(маленькая, проворная, весёлая).
6. Прочитай «про себя»:
Туристы устали и елееле шагали по обочине дороги (шагали, шли, плелись, тащились).
От резкого ветра камыш сильно накренился к воде (накренился, нагнулся, наклонился).
Ученики 5го класса «Б» никак не могли освоить своих противников по волейболу (развить,
освоить, победить).
От сильного испуга ребята окоченели и не могли двигаться вперёд (окоченели, оцепенели,
остолбенели).
Подумай, правильно ли выбрано слово в каждом предложении из ряда синонимов. При
необходимости поставь другое и докажи правильность своего выбора.
7. Чётко прочитай слова:
тащился, брёл, шёл, шагал, бежал, несся;
думать, соображать, мыслить, рассуждать;
смеяться, хохотать, хихикать, гоготать, фыркать;
тлеть, пламенеть, гореть, пылать;
стучать, бить, барабанить (в дверь), дубасить,
колотить;
трусить, бояться, пугаться, страшиться;
робеть, опасаться, трепетать, бояться, ужасаться; устремиться, броситься, ринуться, метнуться.
Скажи, как их можно назвать? Почему?
Запиши синонимы по силе действия: первые 4 строчки — от самого медленного,
слабого действия до самого быстрого, сильного; последние 4 строчки наоборот.
С любым словом каждой строчки составь предложение.
Однозначные и многозначные слова
1.
а) Четко прочитай предложения:
Пшеница злаковое растение.
Гроза — явление природы.
Логопед: Слова
пшеница и гроза имеют
только одно лексическое
значение, только один
смысл в любом тексте.
Запомни! Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными.
б) Составь словосочетания со словом «корень»:
Подумай и скажи, сколько лексических значений в данной схеме имеет слово корень?
Запомни! Слова, имеющие несколько лексических значений, называются
многозначными.
Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чёмлибо
сходные между собой.
2. Чётко прочитай стихотворение:
Хвосты
Есть хвост
У падающих звёзд,
И у семян бывает хвост,
У птиц,
У самолёта —
Он нужен для полёта.
Хвостом корова бьёт
слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов
Хвост важней:
Они хвостом сражаются!
(Ю. Коринец)
Скажи, какое слово в стихотворении повторяется?
Выпиши слово хвост вместе с теми словами, которые помогают понять разные
лексические значения этого слова. Что общего в лексических значениях слова хвост?
245 3. Чётко прочитай слова:
кран, лавка, марш, наряд, лук, коса, свет,
полька, ручка, кнопка, лист, ключ.
Назови и запиши несколько лексических значений данных многозначных слов.
3. Прочитай «про себя»:
Наскочила ... на камень. ... — девичья краса.
Что на уме, то и на...................................до Киева
доведёт.
Худой ... лучше доброй ссоры. Все народы
должны бороться против войны за ... .
Подумай и скажи, какие слова надо вставить в предложения. В
каждой паре предложений объясни лексическое значение вставленных
слов.
4. Четко прочитай слова. Назови и запиши несколько значений
данных слов. Как можно назвать такие слова?
язычок, глазок, совет; острый, золотой, богатый; водить,
входить, плыть. 5. Четко прочитай предложения:
Владику нужна чёрная краска. Тебя только в бане можно
отмыть, такого чёрного, чумазого. Ей приходилось выполнять,
чёрную работу: мыть посуду, полы, стирать бельё, подметать
двор. Сидит мальчик один на берегу, и чёрные думы одолевают
его. На заботы друга он ответил чёрной неблагодарностью.
Назови слово, которое повторяется в предложениях. Подумай: в каких лексических
значениях употреблено слово «черный»?
Выпиши из предложений словосочетания со словом «черный». Составь сам
предложения со словом «черный», употребив его в разных значениях.
Вспомни, как называются слова, которые употребляются в разных лексических
значениях?
2. Четко прочитай
загадки. Отгадай их,
назови
слово
отгадку:
* Ключ, шашка,
журавль, труба,
ствол.
Объясни значения
отгадок.
Для решенья отыщите в слове два значенья:
стремится первое к реке, второе — щёлкнуло в замке.
Н бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают.
Каким словом называют и птицу, и шест у колодца?
То она звучит, то из неё дым валит.
Что общего у винтовки и дерева?
3. Четко прочитай слова:
зелёный, пустой, далёкий, мелкий, сухой, нищий; читать,
чистить, лить; бежать, бить, дрожать; такси, класс, язык,
кружок, стол, ножка.
Сначала назови однозначные слова — затем многозначные.
Назови несколько значений многозначных слов.
Объясни письменно значение 3 словпризнаков, 3 словдействий и 3 словпредметов.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей
логопедов с младшими школьниками по предупреждению и кор рекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ,
2007. — 360 с: ил.
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Упражнения, способствующие развитию лексико-грамматических средств языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.