Урок по теме: « Уравнение касательной к кривой»
Цели:
• Отработать умения и навыки вычисления
производной функции, нахождение производной функции в точке; вырабатывать у
обучающихся умения и навыки в составлении уравнения касательной к графику
функции в точке;
• развивать внимание, зрительную память,
логическое и образное мышление, познавательный интерес, активность учащихся на
уроках;
• воспитывать аккуратность, прививать
интерес к предмету, воспитывать познавательную активность, самостоятельность.
Ход урока.
|
Тема сегодняшнего урока: «Уравнение касательной к графику функции». Откройте тетради, запишите число и тему урока. Пусть следующие слова станут девизом сегодняшнего урока. ü Плохих идей не бывает. Мыслите творчески. Рискуйте . Не критикуйте |
1. Орг. момент. Мотивация урока.
Чтобы настроиться на урок повторим ранее изученный материал.
2. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
На предыдущих уроках мы с вами находили производные различных функций. Какими формулами мы пользовались? (Формулами производной …)
Какие правила необходимо еще знать для
нахождения производной функций? (Правила дифференцирования)
Сегодня мы применим наши знания и умения для
того, чтобы больше узнать о производной и о других интересных фактах из истории
математики.
Игра «Домино»
В комплекте «Домино» 20 карточек. Пары
перемешивают свои карточки, делят пополам и начинают раскладывать домино
с карточки. Если не все карточки разложены, значит, вы где - то допустили
ошибку, и её нужно найти.
|
|
c |
|
|
|
n |
(c |
|
|
|
( |
|
-
|
|
|
2 |
0 |
|
|
|
( |
c' |
1 |
|
Какое правило нужно использовать для нахождения производных функций?
f(x) = 6sinx; f(x) = x5+ 3
![]()
f(x) = 8x4 + 5cosx
;
; ![]()
(x) = (2-x)(2+x)
3. Историческая справка
Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому Ньютону и немецкому математику Лейбницу. Лейбниц рассматривал задачу о проведении касательной к произвольной кривой.
Знаменитый физик Исаак Ньютон,
родившейся в английской деревушке Вульстроп, внес немалый вклад и в математику.
Решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных
фигур, он
создал общий метод решения таких задач – метод
флюксий (производных), а
саму производную называл флюентой.
Он вычислил производную и интеграл степенной функции. О дифференциальном и интегральном исчислениях он пишет в своей работе «Метод флюксий» (1665 – 1666гг.), послужившей одним из начал математического анализа, дифференциального и интегрального исчисления, которое ученый разработал независимо от Лейбница.
Многие ученые в разные годы интересовались касательной. Эпизодически понятие касательной встречалось в работах итальянского математика Н.Тартальи (ок. 1500 – 1557гг.) – здесь касательная появилась в ходе изучения вопроса об угле наклона орудия, при котором обеспечивается наибольшая данность полета снаряда. И. Кепплер рассматривал касательную в ходе решения задачи о наибольшем объеме параллелепипеда, вписанного в шар данного радиуса.
В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно развилась кинематическая концепция производной. Различные варианты изложения встречаются у Р.Декарта, французского математика Роберваля, английского ученого Д.Грегори, в работах И. Барроу.
4. Изучение нового материала.
Вопрос учителя:
Можно ли считать верным утверждение: касательная к графику – это прямая, имеющая с кривой только одну общую точку?
В процессе определения касательной обнаруживают прямую, представляющее собой некое предельное положение секущей, которую и называют касательной к кривой в некоторой точке.
Пусть дана функция y = f (x) и точка М(а; f(a)) и пусть существует призводная f '(а). Уравнение касательной – это уравнение прямой, поэтому оно имеет вид: y = kx + m. Следовательно, задача состоит в том, чтобы отыскать k и m. Из ранее изученного известно, что k = f '(а).
Найдем m. Искомая прямая походит через точку М(а; f(a)), подставим эти координаты в уравнение прямой: f(a) = ka + m, отсюда m = f(a) – ka. Подставим значение m в уравнение
y = kx + m.
y = kx + f(a) – ka,
y = f(a) + f '(а) · (x-a).
Нами получено уравнение касательной к графику функции y = f(x) в точке х = а.
Используя эту формулу, мы можем задать алгоритм составления уравнения касательной к графику функции y = f (x) (предлагаю составить алгоритм самим учащимся):
1. Обозначим абсциссу точки касания буквой а.
2. Вычислим f(a).
3. Найдем f '( х) и вычислим f '( а).
4. Подставим найденные значения числа а, f( а), f '( а) в уравнение касательной.
5. Зарядка для глаз.
6. Закрепление нового материала.
Решить устно № 491, 504.
1) Составить уравнение касательной к графику функции f(x) = х² - 3х + 5 в точке с абсциссой а = -1.
Решение: Составим уравнение касательной (по алгоритму).
y = 4 – 5x.
Ответ: y = 4 – 5x.
2) Составить уравнение касательной, проходящей через точку пересечения графика функции f(x) = (3 – х)/(х + 1) с прямой y = 1.
Решение: Найдем абсциссу точки касания:
(3 – а)/(а + 1) = 1, а = 1.
Составим уравнение касательной по алгоритму:
y = 2 – х.
Ответ: y = 2 – х.
Решить письменно № 513(а), 514 (а), 561(а), 551(а).
7. Самостоятельная работа.
ВАРИАНТ 1
1. В чём состоит физический смысл производной?
А. Ускорение. Б. Скорость. В. Угловой коэффициент.
2. Точка движется по прямой по закону S(t) = 2t3 + 3t . Чему равна скорость точки в момент времени t = 1?
А. 5. Б. 12. В. 9. Г. 3.
3. Заполните пропуски:
а)( )' = 3
- 4 +
; б) (
- 25
-
)'
= ( ).
4. Разбейте на пары «функция - производная».
а)
;
1)
б)
;
2)
;
в)
;
3)
г)
7
+
4)
![]()
5. Найдите угловой коэффициент касательной, проведённой к графику
функции f(
)
через его точку с
абсциссой
![]()
А. 8. Б. 4. В. – 8. Г. – 4.
ВАРИАНТ 2
1. В чём состоит геометрический смысл производной?
А. Ускорение. Б. Скорость В. Угловой коэффициент.
2. Точка движется
по прямой по закону S(t)
= 2t2
. Вычислите
ускорение движения.
А. – 4. Б. – 8. В. 4. Г. 8.
3. Заполните пропуски:
а)
'
( ); б) (
)'
.
4. Разбейте на пары «функция - производная».
а)
1) ![]()
б)
2) ![]()
в)
;
3)
![]()
г)
4) ![]()
5.
Найдите угловой коэффициент касательной, проведённой к графику функции f(
)
через его точку с
абсциссой
![]()
А. - 7. Б. 8. В. 7. Г. 9.
Ответ:
Вариант 1 Вариант 2
1. Б; 1. В;
2. В; 2. В;
3. а)
3. а)
![]()
б)
б)![]()
4. а - 2, 4. а - 3,
б - 4, б - 4,
в - 1, в - 1,
г - 3; г - 2;
5. Б. 5. А.
Сверка с верными ответами.
8. Итоги урока. Д/з. Рефлексия.
Прием «Незаконченное предложение»
Д/з: п.16. Решить № 514(б), 513(б), 561(в), 552(а).
Сегодняшний урок хочется закончить словами американского математика Мориса Клайна:
“Музыка
может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную
сторону жизни людей,
А математика
способна достичь всех этих целей”.
Найти производную функции.
1) y = 5 y' = 0 Л
y' = 5x Н
y' = 1 Б
2) y = -x y' = 1 В
y' = -1 А
y' = x2 И
3) y = 2x+3 y' = 3 У
y' = x И
y' = 2 Г
4) y
=
- 12 y'
=
Р
y' = 1 Т
y' = -12 Г
5) y=x4
y'
=
П
y' = 4x3 А
y' = x3 С
6) y=-5x3 y' = -15x2 Н
y' = -5x2 О
y' = 5x2 Р
7) y=x-x3 y' = 1-x2 Д
y' = 1-3x2 Ж
y' = x-3x2 А
Итак, получили фамилию ученого Лагранж.
Вариант 1
1. Производной функции y=4x7 является А) 7x6 Б) 28x6 В) 8x6 Г) 27x6
2.
Производной
функции y=x4-2x
– ![]()
А) 4x3-2-
Б) 4x-2+
В) 4x3-2+
Г) 4x2-2
3.
Производной
является А)
Б)
В)
Г) ![]()
4.
Производной функции
является
А)
Б)
В)
Г) ![]()
Вариант 2
1. Производной функции y=5x6 является А) 5x Б) 30 x6 В) 30 x5 Г) 6x5
2.
Производной
является
А)
Б)
В)
Г)
![]()
3.
Производной
является А)
Б)
В)
Г) ![]()
4. Производной
функции
является
А)
Б)
В)
Г) ![]()
Отгадать кроссворд:
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
6 |
|
|
|
|
|
||||||
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1.Физический смысл производной: …... изменения функции.
2. Вид числового промежутка.
3. Раздел математики
4. Понятие, характеризующее скорость изменения функции в данной точке.
5. Число в пределах десяти.
6. Один из создателей дифференциального исчисления.
7. Русский математик.
Ответы:
1. Скорость
2. Интервал
3. Алгебра
4. Производная
5. Четыре
6. Ньютон
7. Колмогоров.
КРОССВОРД
1.Французский математик XVII века Пьер ферма определил эту линию так: « Прямая, наиболее тесно примыкающая к кривой в малой окрестности заданной точки».
2. В математике это понятие возникло в результате попыток придать точный смысл таким понятиям, как «скорость движения в данный момент времени» и «касательная к кривой в заданной точке».
3. Приращение какой переменной обычно
обозначается
?
4. Если существует предел в точке а и этот предел равен значению функции в точке а, то в этой точке функцию называют… ( Подсказка. График такой функции можно нарисовать одним росчерком карандаша, без отрыва от бумаги.)
5.эта точка лежит внутри области определения функции, и в ней функция принимает самое большое значение по сравнению со значениями в близких точках.
6. Эта величина определяется как производная скорости по времени.
7.Если функцию
можно представить в виде
, где
и
- некие функции, то функцию f называют…
|
|
2. |
|
||||
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||
|
1. |
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
4. |
|
|||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
7. |
||
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.