Урок 1. Русский язык в жизни России

  • docx
  • 10.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 1. Русский язык в жизни России.docx

Урок 1. Русский язык в жизни России

Дата проведения: 02.09.2021г.

Класс: 6

Тема урока: Русский язык в жизни России

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: сформировать представление о русском языке как родном языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения народов России; создать условия для осознания учащимися роли русского языка в жизни России, в дружбе народов, в жизни общества через рассмотрение функций русского языка; развивать чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.

Планируемые результаты:

Личностные:

- создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка в шестом классе;

- развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;

-формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;

- воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.

Метапредметные:

-развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Познавательные:

- формирование 4-х видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом; способности извлекать информацию через работу со словарём.

Коммуникативные:

-формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

Регулятивные:

-обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Предметные:

- формирование представления о функциях русского языка; о роли русского языка как национального языка; как государственного языка РФ и языка межнационального общения;

- формирование умения определять значение морфем, правильно определять морфемный состав слов, составлять предложения.

Применяемые современные технологии (с указанием этапов урока) : здоровьесбережения, технология проблемного обучения

Материальное обеспечение урока: учебник, тетрадь, мультимедийный проектор

 

Ход урока

I. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами попытаемся найти ответ на вопрос: какова роль русского языка в жизни России? Также перелистаем страницы учебника, определим, над какими разделами языкознания вам предстоит работать в 6 классе.

II. Основной этап (первичное усвоение новых знаний).

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

К.Г. Паустовский

- Перед вами эпиграф - слова Константина Георгиевича Паустовского – писателя, педагога, военного корреспондента.

- Вспомните, что называется эпиграфом, каковы его функции? (короткий текст (а значит законченный по смыслу), обычно это пословицы, поговорки, слова из общеизвестных литературных произведений, из священного писания и т. п., помещаемый автором перед своим текстом или его частью, который поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица (источника).

- Как оформляется эпиграф? (записывается в правом верхнем углу)

- Прочитайте эпиграф и поразмышляйте, о чём хотел сказать Константин Георгиевич Паустовский?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. (Русский язык в жизни России)

- В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Будучи формой хранения и усвоения знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами.

- Опираясь на тему урока, какие цели вы поставите перед собой?

Продолжи фразу:

На этом уроке мы познакомимся...

Урок поможет нам узнать...

Этот урок важен, потому что...

- Перед вами 3 схемы. Что они показывают? (оформление прямой речи). Поясните каждую из них.

1) «П», — а.

2) А: «П».

3) «П, — а. — П». ИЛИ «П,— а, — п».

- Запишите слова Константина Георгиевича Паустовского и оформите его как предложение с прямой речью по одной из схем. Будьте внимательны, сейчас вы записываете не эпиграф, а цитату, значит пишем её как обычно записываем предложение - с красной строки.

Слово учителя.

Русский язык относится к числу наиболее развитЫх языков мира, на нём написана богатейшая литература, отразившая исторический опыт великого русского народа и достижения всего человечества.

На фонетическом уровне богатство языка  заключается в разнообразии звуков, ударений и интонации. По мнению ученых, русский язык входит в число наиболее музыкальных языков мира.

Во-вторых, в русском языке развита полисемия, т. е. многозначность. Так, 80 % слов русского языка имеют не одно, а несколько значений.

- Какие многозначные слова вы знаете? (например, слово «взять» может иметь до 50 значений, слово «язык» - 25 значений, которые реализуются в различных контекстах.)

В-третьих, наличие огромного словарного запаса и полисемии создало базу для развития синонимов (слов, близких по значению) и антонимов (слов, противоположных по значению), которые украшают и обогащают русскую речь.

Русский язык богат фразеологизмами. Это проявляется как в наличии большого количества собственно русских и заимствованных устойчивых выражений: греко-латинских , библейских фразеологизмов из западноевропейских языков.

Музыкальность и певучесть языка также достигается за счёт художественных средств выразительности.

- Какие средства выразительности вы знаете?

- Какой раздел науки о языке рассматривает слово с точки зрения его значения? (лексикология)

III. Физкультминутка.

IV. Первичное закрепление.

- В начале своего сообщения и в названии темы урока есть слово, в котором чаще всего говорящие допускают ошибку в постановке ударения. О каком слове идёт речь? Кто услышал, куда падает ударение? (развитЫх)

- Какой частью речи оно выражено? (прилагательное)

- Сегодня русский язык - один из самых развитЫх языков мира. А что же означает самый РАЗВИТЫЙ?

- Первой значение слова «Развитой» – достигший высокой степени развития. Второе значение – духовно - зрелый, просвещённый, культурный.

- В каком из двух этих значений слово язык употребляется в предложении? Конечно же, в первом. Развитой – достигший высокой степени развития. А в каком значении слово язык употребляется в словосочетании развитый ребёнок? Во втором. Развитый ребёнок – это ребёнок духовно зрелый, просвещённый, культурный. Обратите внимание на ударение: правильно говорить развитОй язык, но рАзвитый ребёнок.

- Какая наука занимается изучением и нормированием постановки ударения в словах? (орфоэпия)

- Какие разделы лингвистики вам ещё знакомы?

1) фонетика – изучает звуки речи;

2) лексикология – изучает словарный состав языка;

3) фразеология – изучает устойчивые сочетания слов

4) словообразование и морфемика –из каких частей состоят слова и как они образованы;

5) морфология – изучает слово как часть речи;

6) орфография –изучает правила написания слов;

7) синтаксис –изучает строение словосочетаний и предложений;

8) пунктуация –изучает правила постановки знаков препинания в предложении.

- Обратитесь к  содержанию учебника и определите над какими разделами языкознания (лингвистика, языковедение – наука о языке) вам предстоит работать в 6 классе.

- Перелистайте страницы учебной книги. Что вам показалось знакомым, что новым?

Работа с текстом на стр 3-4. Выразительное чтение, анализ темы текста, основной мысли.

- Подберите однокоренные слова (слова одной и той же части речи или разные, имеющие одинаковый корень) к прилагательному родной: близкородственный, народ, новорождённый, перерожденье, врождённый, прародитель, род, родина, родитель, всенородный, родовой, родословная, международный...

V. Домашнее задание.

1) Списать текст на стр 3-4: 1 ряд - I и II, 2 ряд - III, 3 ряд - IV.

2) Выполнить морфемный разбор слов: 1 ряд - государственным, почтовая; 2 ряд - многонациональных, сближает; 3 ряд - взаимопониманию, укреплению.

3) Подобрать 2-3 факта о русском языке, доказывающих богатство и мощь русского языка.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

- Подведём итоги, почему же русский язык – развитой язык?

- Русский язык – народен. Он является наилучшим выражением сущности русского человека. Из народных глубин, из подчас непрослеженных и неведомых истоков расцвел этот изумительный язык. И сколько бы мы его ни изучали, как бы мы ни определяли законы его образования, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда.

- Прочитайте высказывания известных русских писателей о русском языке:

Николай Михайлович Карамзин: «Наш язык течет, как гордая величественная рек, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».

Алексей Николаевич Толстой: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрел, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

VII. Рефлексия.

- Чем был полезен для вас урок? Что нового вы узнали? Что повторили?


 

Посмотрите также