Урок 1
Тема урока: Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). СУБД Access. Основные объекты Access.
Цель урока: Определение основных понятий: база данных, иерархические, сетевые и табличные базы данных; поле и запись базы данных, ключевое поле, тип поля; система управления базами данных (СУБД).
Задачи урока:
¾ Образовательные:
1. Познакомить учащихся с понятием базы данных
2. Рассказать о видах баз данных: сетевые, иерархические и табличные базы данных
1. Рассмотреть табличную базу данных: поле, запись, ключевое поле
2. Создать условия для формирования умений и навыков создания баз данных
¾ Развивающие:
Создать условия для развития теоретически образного мышления, зрительно-слуховой памяти
¾ Воспитывающие:
1. Создание условий психологической комфортности на уроке
2. Создание условий для воспитания уважения к чужому мнению, умение выслушать других
Форма обучения: Урок – объяснения нового материала
Методы обучения: Беседа
Структура урока: Урок изучения нового материала
Средства обучения: Проектор, компьютеры, электронный учебник
Класс: 10
Время: 40 минут
План:
I. Организационная часть (2 мин)
II. Основная часть: (34 мин)
1) Понятие и типы информационных систем
2) Базы данных: иерархические, сетевые
3) Табличные базы данных
4) Система управления базами данных Access
5) Практическая работа «Знакомство с программой Access»
III. Домашнее задание (2 мин)
IV. Подведение итогов (2 мин)
I.Организационная часть: Здравствуйте ребята, садитесь.
Ученики: Приветствуют учителя
II.Основная часть:
Сегодня на уроке мы начинаем новый раздел «База данных». Тема первого урока: Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Система управления базами данных (СУБД).
1) В большом городе существует архив историй болезней всех жителей за последние 10 лет. Необходимо найти историю болезни того или иного пациента. Как вы думаете, какие недостатки существуют при обработке подобного рода информации.
Ученики: - Затрачивается много времени на поиски информации
Таким образом, поскольку карточек достаточно большое количество, то потребуется много времени и усилий на поиски. Поэтому обработка данных в таком архиве дело длительное и трудоемкое. Какое средство необходимо, чтобы облегчить труд человека?
Ученики: - Компьютер
Правильно, компьютер. Компьютерные информационные системы позволяют хранить большие объемы данных, осуществлять в них быстрый поиск, вносить изменения, выполнять всевозможные манипуляции с данными (группировать, сортировать).
2) Основой всякой информационной системы является база данных.
база данных – это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающими одинаковым набором свойств.
Давайте разберем данное определение. В упорядоченном виде хранить данные, вернемся к нашему с вами первому примеру: архив историй болезней жителей города. В данном архиве все истории расположены в алфавитном порядке.
Обладающих одинаковым набором свойств – в архиве хранятся только истории болезней жителей данного города, имеющих фамилию, имя, отчество, адрес проживания, номер телефона и т.д.
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Ученики: - Открывают тетрадь и записывают тему урока: Базы данных
(табличные, иерархические, сетевые). Система управления базами данных (СУБД).
Зафиксируйте типы баз данных у себя в тетрадях:
Ученики: Смотрят на доску и чертят схему у себя в тетрадях.
Рис.21
Давайте рассмотрим с вами иерархические базы данных.
Иерархическая база данных графически может быть представлена в виде перевернутого дерева, состоящего из объектов различного уровня. Верхний уровень занимает один объект, второй – объекты второго уровня и т.д.
Рис.22
Между объектами существуют связи, каждый объект может включать в себя несколько объектов более низкого уровня. Такие объекты находятся в отношении предка к потомку, при этом возможно, чтобы объект – предок не имел потомков или имел их несколько, тогда как у объекта – потомка обязательно только один предок. Примером иерархической базы данных является каталог папок Windows.
Сетевые база данных является обобщением иерархической базы данных за счет допущения объектов, имеющих более одного предка, т.е. каждый элемент вышестоящего уровня может быть связан одновременно с любыми элементами следующего уровня.
Примером такой базы данных является Всемирная паутина глобальной компьютерной сети Интернет.
3) Табличные базы данных содержат перечень объектов одного типа, т.е. объектов с одинаковым набором свойств. Такую базу данных удобно представлять в виде двумерной таблицы.
Что содержит данная таблица?
Ученики: - Порядковый номер, ФИО, синтаксическая ошибка, содержание, средняя оценка.
Таким образом, данная таблица содержит перечень объектов (учеников), каждый из которых имеет имя (ФИО). В качестве характеристик (свойств) может выступать их оценки по сочинению (оценка по синтаксическим ошибкам, оценка по содержанию и средняя оценка).
Поле БД – столбец таблицы, содержащий значения определенного свойства.
Запись БД – это строка таблицы, содержащая набор значений свойств.
Каждая таблица должна содержать ключевое поле, содержимое которого уникально для каждой записи в этой таблице. В реляционных базах данных таблицы связываются, друг с другом посредством совпадающих значений ключевых полей.
Ключ – это столбец (может быть несколько столбцов), добавляемый к таблице и позволяющий установить связь с записями в другой таблице. Существуют ключи двух типов: первичные и вторичные или внешние.
Первичный ключ – это одно или несколько полей (столбцов), комбинация значений которых однозначно определяет каждую запись в таблице. Первичный ключ не допускает значений Null и всегда должен иметь уникальный индекс. Первичный ключ используется для связывания таблицы с внешними ключами в других таблицах.
Внешний (вторичный) ключ - это одно или несколько полей (столбцов) в таблице, содержащих ссылку на поле или поля первичного ключа в другой таблице. Внешний ключ определяет способ объединения таблиц. Проще говоря, внешний ключ — это первичный ключ другой таблицы.
Ключевое поле обязательно должно содержать тип данных. Существуют следующие типы данных:
Текстовый – тип данных, используемый для хранения обычного неформатированного текста ограниченного размера (до 255 символов).
Числовой – тип данных для хранения действительных чисел.
Поле Мемо – специальный тип данных для хранения больших объемов текста (до 65 535 символов).
Дата/время – тип данных для хранения календарных дат и текущего времени.
Денежный - тип данных для хранения денежных сумм.
Счетчик – специальный тип данных для уникальных (не повторяющихся в поле) натуральных чисел с автоматическим наращиванием.
Логический - тип для хранения логических данных (могут принимать только два значения, например, Да или Нет).
Гиперссылка – специальное поле для хранения адресов URL Web-объектов Интернета.
Мастер подстановок – это не специальный тип данных. Это объект, настройкой которого можно автоматизировать ввод данных в поле так, чтобы не вводить их вручную, а выбирать их из раскрывающегося списка.
Какие же типы данных существуют в предыдущей таблице?
Ученики: Определяют тип полей. Один из учеников отвечает: № п/п –
счетчик, ФИО – текстовый, синтаксическая ошибка, содержание и средняя оценка – числовой.
4) Хорошо. Давайте теперь рассмотрим, какие же средства необходимы для создания баз данных.
Для создания баз данных, а также выполнения операции поиска и сортировки данных предназначены специальные программы – системы управления базами данных (СУБД).
Необходимо различать базы данных – упорядоченные наборы данных и СУБД – программы, позволяющие создавать базы данных, а также обеспечивать обработку (сортировку) и поиск данных.
Значит база данных – это…
Ученики: Один из учеников отвечает: база данных - это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающими одинаковым набором свойств.
Какие базы данных бывают?
Ученики: Один из учеников отвечает: Иерархические. Сетевые и табличные
Что такое поле, запись и ключевое поле?
Ученики: Один из учеников отвечает: Поле – столбец таблицы, содержащий значения определенного свойства. Запись – это строка таблицы, содержащая набор значений свойств, ключевое поле – поле, значение которого однозначно определяет запись в таблице.
Что такое СУБД?
Ученики: Один из учеников отвечает: Для создания баз данных, а также
выполнения операции поиска и сортировки данных предназначены специальные программы - системы управления базами данных (СУБД).
Дальше мы с вами будем знакомиться с СУБД Access. Что же из себя она представляет?
К основным возможностям СУБД Microsoft Access можно отнести следующие: Проектирование базовых объектов – двумерные таблицы с полями разных типов данных.
Создание связей между таблицами, с поддержкой целостности данных, каскадного обновления полей и каскадного удаления записей.
Ввод, хранение, просмотр, сортировка, изменение и выборка данных из таблиц с использованием различных средств контроля информации.
Создание, модификация и использование производных объектов (запросов, форм и отчетов).
Сядьте, пожалуйста, за компьютеры и мы запустим Access и рассмотрим основные объекты СУБД (учитель с помощью проектора показывает, как запустить Access на доске и рассказывает, из каких основных объектов она состоит).
Ученики: Смотрят на доску, следят за тем, что делает учитель.
Запускаем Microsoft Office Access: Пуск - Все программы - Microsoft Office - Microsoft Office Access. Откроется окно
После загрузки MS Access на экране появится главное окно, в котором размещается окно базы данных. При первом запуске Access в главном окне выводится область задач в режиме «Приступая к работе», с помощью которой можно открыть существующие БД и «Создать файл».
Рис.23
При выборе команды «Создать файл» в области задач изменится режим на «Создание файла».
Рис.24
При выборе команды «Новая база данных» откроется окно диалога «Файл новой базы данных», в котором необходимо выбрать имя диска и директории для хранения БД, а также имя БД – 10класс (тип файла устанавливается по умолчанию «Базы данных Microsoft Office Access») и щелкнуть на кнопке «Создать», будет сохранен файл с расширением .mdb.
Рис.25
В главном окне появится окно БД с назначенным именем «10класс: база данных.
Рис.26
Главное окно приложения Microsoft Access.
Главное окно приложения Microsoft Access состоит из следующих областей:
· строка заголовка;
· строка меню;
· панель инструментов;
· окно базы данных;
· строка состояния.
Строка заголовка.
В строке заголовка находится системное меню в виде пиктограммы, расположенной слева от названия главного окна: «Microsoft Access».
Строка меню.
Строка меню содержит группы команд объединенные по функциональному признаку: Файл, Правка, Вид, Вставка, Сервис, Окно, Справка. Команды, содержащие в меню аналогичны командам в редакторах Word, Excel и в других приложениях Office.
Панель инструментов.
При запуске Access по умолчанию активизируется одна панель инструментов. На панели инструментов расположены наиболее часто используемые команды.
Окно базы данных.
Окно базы данных имеет:
· строку заголовка;
· панель инструментов, на которой расположены следующие кнопки: Открыть; Конструктор; Создать; Удалить; Крупные значки; Мелкие значки; Список; Таблица;
· панель "Объекты": таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы, макросы и модули;
· область окна со списком возможных режимов создания новых объектов или просмотра и редактирования существующих объектов (в этой области также отображаются списки имеющихся в этой базе таблиц, форм, запросов и т.д.).
Строка состояния.
Строка состояния находится внизу главного окна и предназначена для вывода краткой информации о текущем режиме работы.
Рассмотрим подробнее окно БД.
Строка заголовка.
В строке заголовка окна базы данных отображается ее имя.
Панель инструментов.
Команды панели инструментов окна БД:
· Открыть – открытие выделенного объекта (таблицы, запроса, формы и т.д.) в режиме страницы;
· Конструктор - открытие выделенного объекта в режиме конструктора;
· Создать – создание объекта базы данных;
· Удалить – Удаление выделенного объекта;
· Крупные значки; Мелкие значки; Список; Таблица – представление объектов базы данных в окне базы данных в соответствующем виде.
Панель "Объекты":
· Таблица – двумерные таблицы, которые используется для хранения данных в реляционных базах данных. Данные хранятся в записях, которые состоят из отдельных полей. Каждая таблица содержит информацию о сущностях определенного типа (например, учениках);
· Запрос - средство для отбора данных, удовлетворяющих определенным условиям. С помощью запросов можно выбрать из базы данных только необходимую информацию;
· Форма – средство, которое позволяет упростить процесс ввода или изменения данных в таблицах БД, что обеспечивает ввод данных персоналом невысокой квалификации;
· Отчет - средство, которое позволяет извлечь из базы нужную информацию и представить ее в виде, удобном для восприятия, а также подготовить для распечатки отчет, который оформлен соответствующим образом;
· Страницы - страницы доступа к данным представляют собой специальную Web-страницу, предназначенную для просмотра и работы через Интернет или интрасеть с данными, которые хранятся в базах данных Microsoft Access или БД MS SQL Server;
· Макрос - набор макрокоманд, создаваемый пользователем для автоматизации выполнения конкретных операций;
· Модуль - объект, содержащий программы на языке Visual Basic, применяемые в некоторых случаях для обработки данных.
Область со списком возможных режимов создания объектов.
В этой области кроме списка режимов создания объектов отображаются созданные объекты (например, таблицы, формы и т.д.), которые можно просматривать или редактировать. Для этого необходимо выделить требуемый объект, например, таблицу и нажать кнопку "Открыть" или "Конструктор".
Нажатие кнопки “Открыть” активизирует режим таблицы, в котором можно просматривать и редактировать данные в выбранной таблице. Нажатие кнопки “Конструктор” открывает таблицу в режиме конструктора, предназначенном для просмотра и изменения структуры таблицы.
III. Запишите домашнее задание:
Изучить конспекты и §1- Электронного учебника
Ученики: Записывают домашнее задание.
IV. Подведение итогов: Итак, мы сегодня изучили, что такое база данных, виды базы данных и о системе управления базами данных.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.