Урок 18
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет
Цели:
1. Образовательные: Раскрыть материал о борьбе организма с инфекцией; познакомить школьников с понятиями: «иммунитет», «фагоцитоз», «антитела», «антигены».
2. Развивающие: Показать ученикам как обосновывать свое мнение, мыслить логически и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, самостоятельно работать с учебником.
3. Воспитательные: привить желание соблюдать санитарно-гигиенические нормы, вести здоровый образ жизни; привить ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником,
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
4. Заключительное слово учителя
5. Закрепление знаний
6. Домашнее задание
1. Организационный момент: подготовить учеников к плодотворной работе на уроке, создать условия для концентрации их внимания
2. Проверка домашнего задания:
Индивидуальная проверка в виде теста:
1. Что такое плазма крови?
Ответ: Плазма крови - это межклеточное вещество одной из разновидностей соединительной ткани - крови.
2. Каков состав плазмы крови?
Ответ: 90-92% вода; минеральные вещества( соли натрия, кальция и многие другие); органические вещества (белки, глюкоза и др)
3. Значение плазмы крови?
Ответ: Принимает участие в транспортировке веществ и в свертывании крови
4. Каковы функции эритроцитов?
Ответ: В эритроцитах содержится железосодержащий белок - гемоглобин. Именно гемоглобин придаёт крови красную окраску. Он обеспечивает главную функцию эритроцитов - транспорт газов, в первую очередь - кислорода.
5. Каковы функции лейкоцитов?
Ответ: Главная функция лейкоцитов - это защита от чужеродных тел и соединений
6. Каковы функции тромбоцитов?
Ответ: Главная функция тромбоцитов Совместно с белками плазмы крови обеспечивать свёртывание крови, вытекающей из повреждённого сосуда, приводя к остановке кровотечения и тем самым защищая организм от кровопотери.
Фронтальная проверка:
Что такое кровь?
Ответ: Кровь это внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов
Назовите четыре функции крови?
Ответ: Связующая, регуляторная, защитная, теплорегуляторная
· кровь осуществляет связь между органами нашего тела
· кровь принимает участие в регуляции работы организма благодаря тому, что железы внутренней секреции выделяют в кровь гормоны
· кровь защищает организм от вредных веществ, болезнетворных организмов: в крови ядовитые вещества нейтрализуются, а микробы уничтожаются клетками крови - лимфоцитами или обезвреживаются особыми защитными веществами
· Кровь участвует в регуляции температуры тела, перенося тепло от органов, его перерабатывающих, к быстро охлаждающимся органам, например к коже
Какие форменные элементы вам известны?
Ответ: Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты
Что такое фагоцитоз и фагоциты?
Ответ: Фагоцитоз - процесс, при котором клетки (простейшие, либо специально предназначенные для этого клетки крови и тканей организма - фагоциты) захватывают и переваривают твёрдые частицы.
Фагоциты - клетки иммунной системы, которые защищают организм путём поглощения (фагоцитоза) вредных чужеродных частиц (бактерий, вирусов), а также мёртвых или погибающих клеток.
3. Изучение нового материала:
Вступительное слово учителя:
Каждый человек в мире хоть раз болел какой-нибудь болезнью. Кто-то переносит ее легко, кто-то с осложнениями. Но что же нам помогает избавиться от болезни или даже вообще, не дает нам заболеть? Руки? Ноги? Глаза? Нос? Вовсе нет. Все это делает наш иммунитет, который живет с нами от начала до самого конца нашей жизни. У кого-то он слабый, у кого-то очень сильный, есть врожденный, есть приобретенный, естественный и искусственный. Все это очень интересно и увлекательно. Тема сегодняшнего занятия: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»
Вопрос-ответ: Учитель дает вопросы ученикам, они самостоятельно (при помощи учебника) дают ответ.
1. Что же такое иммунитет?
Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма
2. Какие существуют виды иммунитета?
Иммунитет бывает врожденным (он же неспецифический) и приобретенным (он же адаптивный, или специфический). Врожденный иммунитет одинаков у всех людей и идентичным образом реагирует на любых «врагов». Реакция начинается немедленно после проникновения микроба в организм и не формирует иммунологическую память. То есть, если такой же микроб проникнет в организм снова, система неспецифического иммунитета его «не узнает» и будет реагировать «как обычно». Неспецифический иммунитет очень важен — он первым сигнализирует об опасности и немедленно начинает давать отпор проникшим микробам.
Однако эти реакции не могут защитить организм от серьезных инфекций, поэтому после неспецифического иммунитета в дело вступает приобретенный иммунитет. Здесь уже реакция организма индивидуальна для каждого «врага», поэтому «арсенал» специфического иммунитета у разных людей различается и зависит от того, с какими инфекциями человек сталкивался в жизни и какие прививки делал.
Специфическому иммунитету нужно время, чтобы изучить проникшую в организм инфекцию, поэтому реакции при первом контакте с инфекцией развиваются медленнее, зато работают гораздо эффективнее. Но самое главное, что, один раз уничтожив микроба, иммунная система «запоминает» его и в следующий раз при столкновении с таким же реагирует гораздо быстрее, часто уничтожая его еще до появления первых симптомов заболевания. Именно так работают прививки: когда в организм вводят ослабленных или убитых микробов, которые уже не могут вызвать заболевание, у иммунной системы есть время изучить их и запомнить, сформировать иммунологическую память. Поэтому, когда человек после вакцинации сталкивается с реальной инфекцией, иммунная система уже полностью готова дать отпор, и заболевание не начинается вообще или протекает гораздо легче.
4. Что такое антигены и антитела?
Антигенами называются чужеродные вещества организма способные вызывать иммунную реакцию. Ими могут быть микробы, вирусы и любые клетки, состава которых отличается от состава собственного организма.
Антитела - это вид белковых соединений плазмы крови, синтезирующихся плазматическими клетками в организме человека и других теплокровных животных в ответ на попадание в него чужеродных или потенциально опасных веществ.
5. Что такое воспаление, его признаки?
Воспаление - сложная местная реакция организма на повреждение, направленная на уничтожение повреждающего фактора и восстановление поврежденных тканей, которая проявляется характерными изменениями в микроциркуляторном русле и соединительной ткани.
При воспалении происходит покраснение пораженного участка: расширяются капилляры и к этому месту усиленно притекает кровь. повышенная местная температура, раздражаются рецепторы, вызывающие ощущение боли.
К воспаленному участку с кровью прибывают лейкоциты крови и макрофаги из тканей - начинается фагоцитоз. При этом вокруг скопления микробов образуется мощный защитный вал из лейкоцитов и макрофагов. Внутри этого вала происходит уничтожение возбудителей. Смесь из погибших микробов и фагоцитов и представляет собой гной.
6. Что такое инфекционные болезни?
Инфекционные болезни – это большая группа заболеваний, обусловленных воздействием на организм человека различных болезнетворных или условно-болезнетворных биологических агентов (бактерии, грибки, вирусы, прионы, простейшие).
В отличие от других болезней инфекционное заболевание имеет ряд отличий, которые характеризуются свойствами возбудителя (вирулентность или способность вызывать заболевание, заразность), состоянием организма человека с наличием определенных условий окружающей среды в момент заражения, а также развитием иммунитета, с последующей невосприимчивостью к перенесенной инфекции. В развитии инфекционного заболевания проходит несколько обязательных периодов, которые протекают циклично:
1. инкубационный период – период от момента внедрения возбудителя в организм человека до появления первых симптомов;
2. продромальный или начальный период, который характеризуется появлением первых симптомов, одинаковых для различных возбудителей (повышение температуры тела – симптом, который бывает в продромальном периоде у большинства инфекционных болезней);
3. период разгара – в этом периоде появляются специфические симптомы, характерные для определенного вида возбудителя (сыпь при скарлатине, диарея при кишечных инфекциях);
4. период затухания процесса – постепенное затухание симптомов заболевания;
5. период выздоровления или реконвалесценции с полным уничтожением патогенного агента в организме человека.
Доклад ученика "Занимательные факты об иммунитете"
Несколько фактов об иммунитете!
1. В одном на 100 000 случаев у человека может быть тяжёлый комбинированный иммунодефицит (ТКИД). Это врождённое заболевание предполагает полное отсутствие защитного механизма. Для его лечения требуется пересадка костного мозга.
2. О том, какую роль играет иммунитет для человека, серьёзно стали задумываться только в 18 веке. И лишь в 19 веке специалисты признали, что именно микроорганизмы являются истинной причиной развития болезней.
3. Симптомы какого-либо заболевания — это явный признак того, что иммунная система выполняет свою функцию.
4. Сон и иммунитет тесно связаны — именно из-за недостатка сна ваша иммунная система может подвергаться опасности.
5. Солнце — лучший друг иммунитета, ведь получаемый вместе с ним витамин D участвует в регенерации клеток и выработке белков. Именно солнечный свет комплексно воздействует на иммунную систему. Но и передозировка солнцем не несёт ничего хорошего — иммунные реакции на бактериальные, вирусные и грибковые инфекции подавляются.
6. Существует врождённый и приобретённый иммунитет. Первый — из клеток и белков, которые всегда есть в организме. Это природный иммунитет. Второй вступает в действие, когда патогенные организмы обходят естественную защиту.
4. Заключительное слово учителя.
Итак, человек является обладателем практически идеальной и очень эффективной защитной системы. Она настолько хороша, что ее очень сложно «ослабить». Что же приводит к реальному ухудшению работы иммунной системы, или снижению иммунитета?
Долгосрочные тяжелые стрессы (например, угроза смертельной болезни, войны), недоедание (речь идет не о нехватке фруктов зимой, а о самом настоящем дефиците еды), длительный дефицит определенных микроэлементов и витаминов (в виде авитаминоза). Если эти состояния длятся месяцами и годами, они действительно снижают эффективность защитных механизмов иммунной системы.
Некоторые хронические заболевания, влияющие на иммунную систему. Например, сахарный диабет.
Врожденные и приобретенные (СПИД) иммунодефициты, а также процедуры, разрушающие иммунную систему (химиотерапия, иммуносупрессивная терапия).
Возраст. У пожилых людей падает эффективность работы всех систем, в том числе и иммунной. Например, количество Т-лимфоцитов, которые должны вырабатываться в ответ на проникновение инфекции в организм, с возрастом заметно снижается, сопротивляемость болезням падает.
5. Закрепление знаний.
Фронтальная проверка в виде вопросов и ответов "да-нет"
1. Являются ли симптомы какого-либо заболевания признаками того, что иммунная система выполняет свою функцию?
Ответ: да
2. Антигены - это вырабатываемые организмом защитные тела?
Ответ: нет
3. Иммунитет - это система, обнаруживающая чужеродные клетки — антигены и включающая механизмы для защиты организма. Для истребления вторгшегося чужака иммунная система вырабатывает клетки специфического типа – антитела, способные связаться с антигеном, распознать «код» и уничтожить.
Ответ: да
4. Существует только врожденный иммунитет?
Ответ: нет
5. Местная реакция под название воспаление служит для того, чтобы не допустить распространения микробов на весь организм, а затем их полностью уничтожить?
Ответ: да
6. Задание на дом п.37
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.