Урок. Кто что ест? Цепи питания
Цели деятельности учителя:
Образовательная: способствовать формированию умений классифицировать животных по типу питания, составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи, обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.
Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.
Оборудование: листы со стрелками; скрепки; 5 наборов по 4 картинки.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Встало солнышко давно, Нас оно торопит в класс.
Заглянуло к нам в окно. Урок окружающего мира у нас.
– представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно отправьте солнечные лучики маме, папе, близким людям, всем растениям и животным. Пожелайте им любви и добра.
II. Проверка домашнего задания.
1. Игровое упражнение «Крестики-нолики».
– С чего начнем работу на уроке? (С повторения.)
– Вы любите играть? Тогда поиграем в «крестики-нолики» (раздает листочки).
– «Х» – правильное утверждение, «0» – неправильное утверждение.
1. Наука о животных называется зоологией.
2. У насекомых 6 пар ног.
3. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворимым в воздухе.
4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.
5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом.
6. Мыши, тараканы – это домашние животные.
7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька.
8. У птиц есть зубы.
9. Тело земноводных покрыто сухими чешуйками.
2. Тестирование.
Тест «Разнообразие животных»
1. Какая наука изучает жизнь животных?
а) ботаника; б) зоология; в) экология.
2. К какой группе животных относятся морские ежи и морские звёзды?
а) моллюски; б) ракообразные в) иглокожие.
3. К какой группе животных относятся креветки и крабы?
а) моллюски; б) ракообразные; в) иглокожие.
4. К какой группе животных относятся клещи и скорпионы?
а) паукообразные; б) черви; в) насекомые.
5. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?
а) ракообразные; б) паукообразные; в) насекомые.
6. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?
а) рыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.
7. Какая группа животных выкармливает своих детёнышей молоком?
а) птицы; б) звери; в) земноводные.
8. К какой группе животных относятся лягушки и тритоны?
а) рыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.
III. Сообщение темы и цели урока.
– послушаете сказку Николая Сладкова и попробуйте отгадать, о каком звере идёт речь.
Загадочный зверь
Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ешь ты? И слышу я голосок:
– Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!
Я подумал и твёрдо сказал:
– Дятел!
– Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!
– Ага! Ты птица осоед!
– Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
– Гусениц и личинок любят дрозды.
– А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
– Тогда ты, наверное, лесная мышь.
– И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!
– Мышей? Тогда, ты, конечно, кошка.
– То кошка, то мышка! И совсем ты не угадал.
– Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.
– Покажусь, только ты признай себя побеждённым.
– Рано! – ответил я.
– Иногда я ем ящериц. А изредка – рыбу.
– Может, ты цапля?
– Не цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
– Похоже, ты куница.
– Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
Я рассердился и крикнул:
– Скорей всего, ты – свинья, которая забралась на ёлку!
– Сдаёшься? – спросил голосок.
Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку!
– Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних только мух. А белки грызут не только орешки.
* * *
– До конца сказки вам не удалось отгадать, какой зверь разговаривал с автором. Почему? Мы привыкли к тому, что каждое животное ест что-то одно, определённое. Мы рассуждаем так же, как и автор. А животные в разных условиях могут питаться разной пищей. Сегодняшний урок посвящён тому, кто что ест.
IV. Актуализация опорных знаний.
– Как вы думаете, над какой темой урока мы сегодня будем работать? (Питание животных.)
– Правильно. Как будем работать? (Поймём то, что не знаем, и постараемся сделать открытие.)
– Какую цель поставим перед собой? (Распределить животных по типу питания. Узнать, чем питаются разные животные.)
– Прочитайте тему урока. («Кто что ест? Цепи питания».)
– Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? (Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворённые в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.)
– А теперь давайте вспомним, на какие группы по способу питания делятся животные и чем они отличаются друг от друга. (Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.)
Демонстрирует схему:
V. Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому ученые говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.
Второе звено цепи – это растительноядные животные.
– Как вы думаете почему?
Третье звено – насекомоядные или хищные животные.
работа в парах.
– Давайте закрепим наши знания и выполним задание в тетради (№ 1, с. 43).
– Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи – в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью.
Поле: рожь – мышь – змея («лишняя» – рыба).
Огород: капуста – слизни – жаба («лишний» – медведь).
Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка («лишняя» – лиса).
Водоем: водоросли – карась – щука («лишний» – заяц).
VI. Первичное закрепление знания.
Работа с учебником.
– познакомимся со статьей учебника (с. 94–95) и проверим себя.
Учащиеся открывают учебник и «про себя» читают статью «Цепи питания».
– Какие цепи питания приведены в учебнике? (Осина → заяц → волк. Дубы → лесные мыши → совы.)
– В каком порядке расположены звенья в цепи питания? (I звено – растения; II звено – растительноядные животные; III звено – остальные животные.)
VII. Решение экологических задач.
Работа в группах.
– как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?
Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не найдут нужный ответ, можно задать вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не заканчивается запас минеральных солей.
– Вот мы и подошли к последнему, четвертому звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают остатки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа, с чего начинается цепь питания? (С растения.)
– Чем она заканчивается? (Грибами и бактериями.)
– подумайте, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено. Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили.
Учащиеся обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить на примере. (Например: если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо. И т. д.)
– Правильно! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь.
Вывод: в природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.
– Трое наших экологов побывали в Китае, и вот какое сообщение они нам оттуда привезли.
Учащиеся читают стихотворение:
Воробьиная история
Хулиганы воробьишки – Превосходные воришки. Им зерно лишь подавай – Поуменьшат урожай. Вот китайцы подсчитали, Сколько зерен потеряли, И издали свой декрет – Воробьев свести на нет! Перебили всех подряд, Ждут – каков же результат? Поначалу, в самом деле, Закрома их пополнели, А потом пришла беда – Отворяйте ворота! |
Все посевы, урожаи Насекомые сожрали. Их в таком большом числе Прежде не было нигде. Оказалось, воробьята Не едят совсем зерна-то: Им родители с полей Тащат мошек и червей. Стало тут властям понятно – Надо птиц вернуть обратно. И пришлось им воробьев Из чужих возить краев. Если все сплеча рубить, Можно дело загубить. |
– Какая цепь питания в Китае была нарушена? (Пшеница → насекомые → воробьи.)
– А еще один эколог вернулся с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь.
– У
нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с
вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных
оленей увеличилось
в 15 раз! Волки – природные санитары.
Вывод: человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.
Учитель читает стихотворение:
Однажды англичане Где проживает больше дам,
Заметили в тумане – Почтенных старых леди,
Известно, что у англичан Что больше всех на свете
На островах всегда туман, – Заботятся о кошках...
Но, несмотря на это, Цепочку разглядишь не сразу.
Заметили, что летом На то наука есть и разум…
Растет пшеница гуще там,
– Какую цепь питания поддерживают пожилые леди Англии? (Зерно → мыши → кот.)
И вот загадка решена. Мышей переловил давно,
Ответ – у ловкого кота: А мыши что едят? Зерно.
– Ещё сравнительно недавно волков безжалостно уничтожали, да и теперь их преследуют почти повсеместно, считая, что они наносят природе невосполнимые потери и представляют угрозу для животноводства. Действительно, там, где волков много, а дичи мало, они нападают на стада и уничтожают много животных.
– А что произойдёт, если убить всех волков?
В ряде заповедников США было решено полностью уничтожить волков, но это обернулось трагедией. Сначала копытные в заповеднике увеличили свою численность (в 5–10 раз), затем, уничтожив всю пригодную им в пищу растительность, тысячами гибли от голода. Волки уничтожают, главным образом, больных и слабых животных, выполняя роль санитаров.
Вывод: без хищников природа существовать не может. В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем травоядных.
VIII. Обобщение изученного.
– Давайте обобщим то, о чем мы сегодня говорили.
– какое звено в цепи питания первое? (Растение.)
– А второе? (Растительноядное животное.)
– Какое звено заканчивает цепь питания? (Грибы и бактерии.)
– Кто может ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем человеку знания о цепях питания? (Для того чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.)
Теперь напишем резюме, А это значит, братцы, Что обговорено сейчас, Мы подытожим вкратце. Наука экология показывает нам, Что в мире все завязано по четырем углам. Растения, животные, земля и человек |
Не могут друг без друга существовать вовек. Земля вкруг Солнца вертится, И жизнь идет по кругу, А «стол» наш тем и держится, Что мы «едим» друг друга. Чтоб в мире не было беды, Не рви больших кусков. Ты – царь природы, Но – один из четырех углов. |
IX. Итог урока.
– Кому понравился урок?
– Что именно понравилось?
– Что нового для себя узнали?
приложение
Тест
1. Допиши признак или группу животных.
Звери – … насекомые – …
… – чешуя … – 8 ног
птицы – … пресмыкающиеся – …
… – голая, нежная кожа
2. Какая из цепей питания указана правильно?
а) сосна → дятел → жук-короед;
б) слизни → капуста → жаба;
в) рожь → мышь → змеи → орлы.
3. Назовите группы животных по типу питания.
Синица, воробей, дятел –
Лось, олень, заяц, мышь –
Волк, лиса, муравьи, сова –
Медведь, кабан, барсук, ворона, сорока –
Для любознательных
• Самое большое животное на земле – это кит, до 190 тонн. Детёныши рождаются 8-метровые и весят до 3 тонн. Форма тела схожа с формой тела рыб, поэтому они быстро плавают. Но киты в отличие от рыб не могут дышать разряженным кислородом, им необходимо вдыхать воздух, поэтому они всплывают на поверхность моря. Их детёныши появляются на свет в воде, сразу после рождения мать подталкивает их с поверхности, чтобы китёнок сделал первый вдох.
• Суеверные люди боятся летучих мышей из-за их необычной внешности и скрытного образа жизни. На самом деле мыши приносят большую пользу, поедая вредных насекомых. Летучих мышей следует привлекать в населённые пункты, делать для них дуплянки, как для птиц.
Самка рождает одного детёныша. Насекомыми питаются не все летучие мыши. А в лесах Южной Америки живут мыши-кровососы. По ночам острыми, как лезвие бритвы, зубами мыши срезают кусочки кожи у животных и слизывают кровь.
• Настоящее имя медведя – «орктос» (от гр. «арктос»). Люди знали, что медведь любит мёд, поэтому и придумали ему такое название, чтобы не произносить страшное «орктос». В народе по-разному величают: Топтыгин, Михаил, Потапович, Мишка и др. Медведь – хищный зверь, осторожный. Может нести ношу до 500 кг, бежать со скоростью скаковой лошади. Медведь любит плоды, ягоды, улиток, насекомых, птиц, но больше всего – мёд. В феврале у медведицы появляются 1–2 слепых медвежонка, весят они до 500 граммов. Во сне медведь сосёт лапу, так как у него слезает старая кожа на ступнях, он её слизывает.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.