Урок 19 Кто что ест. Цепи питания.
Оценка 5

Урок 19 Кто что ест. Цепи питания.

Оценка 5
doc
27.10.2023
Урок 19 Кто что ест. Цепи питания.
Урок 19 Кто что ест. Цепи питания.doc

Урок. Кто что ест? Цепи питания

Цели деятельности учителя:

Образовательная: способствовать формированию умений классифицировать животных по типу питания, составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи, обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.

Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Оборудование: листы со стрелками; скрепки; 5 наборов по 4 картинки.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Встало солнышко давно,                                       Нас оно торопит в класс.

Заглянуло к нам в окно.                                         Урок окружающего мира у нас.

представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно отправьте солнечные лучики маме, папе, близким людям, всем растениям и животным. Пожелайте им любви и добра.

II. Проверка домашнего задания.

1. Игровое упражнение «Крестики-нолики».

– С чего начнем работу на уроке? (С повторения.)

– Вы любите играть? Тогда поиграем в «крестики-нолики» (раздает листочки).

– «Х» – правильное утверждение, «0» – неправильное утверждение.

1. Наука о животных называется зоологией.

2. У насекомых 6 пар ног.

3. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворимым в воздухе.

4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.

5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом.

6. Мыши, тараканы – это домашние животные.

7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька.

8. У птиц есть зубы.

9. Тело земноводных покрыто сухими чешуйками.

2. Тестирование.

Тест «Разнообразие животных»

1. Какая наука изучает жизнь животных?

      а) ботаника;               б) зоология;                      в) экология.

2. К какой группе животных относятся морские ежи и морские звёзды?

      а) моллюски;            б) ракообразные               в) иглокожие.

3. К какой группе животных относятся креветки и крабы?

      а) моллюски;            б) ракообразные;             в) иглокожие.

4. К какой группе животных относятся клещи и скорпионы?

      а) паукообразные;   б) черви;                            в) насекомые.

5. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?

      а) ракообразные;    б) паукообразные;  в) насекомые.

6. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?

      а) рыбы;                    б) земноводные;               в) пресмыкающиеся.

7. Какая группа животных выкармливает своих детёнышей молоком?

      а) птицы;                   б) звери;                            в) земноводные.

8. К какой группе животных относятся лягушки и тритоны?

      а) рыбы;                     б) земноводные;               в) пресмыкающиеся.

III. Сообщение темы и цели урока.

послушаете сказку Николая Сладкова и попробуйте отгадать, о каком звере идёт речь.

Загадочный зверь

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ешь ты? И слышу я голосок:

– Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!

Я подумал и твёрдо сказал:

– Дятел!

– Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!

– Ага! Ты птица осоед!

– Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

– Гусениц и личинок любят дрозды.

– А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

– Тогда ты, наверное, лесная мышь.

– И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!

– Мышей? Тогда, ты, конечно, кошка.

– То кошка, то мышка! И совсем ты не угадал.

– Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.

– Покажусь, только ты признай себя побеждённым.

– Рано! – ответил я.

– Иногда я ем ящериц. А изредка – рыбу.

– Может, ты цапля?

– Не цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

– Похоже, ты куница.

– Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

Я рассердился и крикнул:

– Скорей всего, ты – свинья, которая забралась на ёлку!

– Сдаёшься? – спросил голосок.

Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку!

– Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних только мух. А белки грызут не только орешки.

* * *

– До конца сказки вам не удалось отгадать, какой зверь разговаривал с автором. Почему? Мы привыкли к тому, что каждое животное ест что-то одно, определённое. Мы рассуждаем так же, как и автор. А животные в разных условиях могут питаться разной пищей. Сегодняшний урок посвящён тому, кто что ест.

IV. Актуализация опорных знаний.

– Как вы думаете, над какой темой урока мы сегодня будем работать? (Питание животных.)

– Правильно. Как будем работать? (Поймём то, что не знаем, и постараемся сделать открытие.)

– Какую цель поставим перед собой? (Распределить животных по типу питания. Узнать, чем питаются разные животные.)

– Прочитайте тему урока. («Кто что ест? Цепи питания».)

– Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? (Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворённые в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.)

– А теперь давайте вспомним, на какие группы по способу питания делятся животные и чем они отличаются друг от друга. (Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.)

Демонстрирует схему:

V. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому ученые говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

Второе звено цепи – это растительноядные животные.

– Как вы думаете почему?

Третье звено – насекомоядные или хищные животные.

работа в парах.

– Давайте закрепим наши знания и выполним задание в тетради (№ 1, с. 43).

Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи – в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью.

Поле: рожь – мышь – змея («лишняя» – рыба).

Огород: капуста – слизни – жаба («лишний» – медведь).

Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка («лишняя» – лиса).

Водоем: водоросли – карась – щука («лишний» – заяц).

VI. Первичное закрепление знания.

Работа с учебником.

познакомимся со статьей учебника (с. 94–95) и проверим себя.

Учащиеся открывают учебник и «про себя» читают статью «Цепи питания».

– Какие цепи питания приведены в учебнике? (Осина → заяц → волк. Дубы → лесные мыши → совы.)

– В каком порядке расположены звенья в цепи питания? (I звено – растения; II звено – растительноядные животные; III звено – остальные животные.)

VII. Решение экологических задач.

Работа в группах.

как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?

Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не найдут нужный ответ, можно задать вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не заканчивается запас минеральных солей.

– Вот мы и подошли к последнему, четвертому звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают остатки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа, с чего начинается цепь питания? (С растения.)

– Чем она заканчивается? (Грибами и бактериями.)

подумайте, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено. Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили.

Учащиеся обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить на примере. (Например: если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо. И т. д.)

– Правильно! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь.

Вывод: в природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

– Трое наших экологов побывали в Китае, и вот какое сообщение они нам оттуда привезли.

Учащиеся читают стихотворение:

Воробьиная история

Хулиганы воробьишки –

Превосходные воришки.

Им зерно лишь подавай –

Поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали,

Сколько зерен потеряли,

И издали свой декрет –

Воробьев свести на нет!

Перебили всех подряд,

Ждут – каков же результат?

Поначалу, в самом деле,

Закрома их пополнели,

А потом пришла беда –

Отворяйте ворота!

Все посевы, урожаи

Насекомые сожрали.

Их в таком большом числе

Прежде не было нигде.

Оказалось, воробьята

Не едят совсем зерна-то:

Им родители с полей

Тащат мошек и червей.

Стало тут властям понятно –

Надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев

Из чужих возить краев.

Если все сплеча рубить,

Можно дело загубить.

– Какая цепь питания в Китае была нарушена? (Пшеница → насекомые → воробьи.)

– А еще один эколог вернулся с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь.

– У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось
в 15 раз! Волки – природные санитары.

Вывод: человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.

Учитель читает стихотворение:

Однажды англичане                                       Где проживает больше дам,

Заметили в тумане –                                       Почтенных старых леди,

Известно, что у англичан                               Что больше всех на свете

На островах всегда туман, –                          Заботятся о кошках...

Но, несмотря на это,                                       Цепочку разглядишь не сразу.

Заметили, что летом                                       На то наука есть и разум…

Растет пшеница гуще там,                               

– Какую цепь питания поддерживают пожилые леди Англии? (Зерно → мыши → кот.)

И вот загадка решена.                                                   Мышей переловил давно,

Ответ – у ловкого кота:                                                 А мыши что едят? Зерно.

– Ещё сравнительно недавно волков безжалостно уничтожали, да и теперь их преследуют почти повсеместно, считая, что они наносят природе невосполнимые потери и представляют угрозу для животноводства. Действительно, там, где волков много, а дичи мало, они нападают на стада и уничтожают много животных.

– А что произойдёт, если убить всех волков?

В ряде заповедников США было решено полностью уничтожить волков, но это обернулось трагедией. Сначала копытные в заповеднике увеличили свою численность (в 5–10 раз), затем, уничтожив всю пригодную им в пищу растительность, тысячами гибли от голода. Волки уничтожают, главным образом, больных и слабых животных, выполняя роль санитаров.

Вывод: без хищников природа существовать не может. В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем травоядных.

VIII. Обобщение изученного.

– Давайте обобщим то, о чем мы сегодня говорили.

какое звено в цепи питания первое? (Растение.)

– А второе? (Растительноядное животное.)

– Какое звено заканчивает цепь питания? (Грибы и бактерии.)

– Кто может ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем человеку знания о цепях питания? (Для того чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.)

Теперь напишем резюме,

А это значит, братцы,

Что обговорено сейчас,

Мы подытожим вкратце.

Наука экология

показывает нам,

Что в мире все завязано

по четырем углам.

Растения, животные,

земля и человек

Не могут друг без друга

существовать вовек.

Земля вкруг Солнца вертится,

И жизнь идет по кругу,

А «стол» наш тем и держится,

Что мы «едим» друг друга.

Чтоб в мире не было беды,

Не рви больших кусков.

Ты – царь природы,

Но – один из четырех углов.

IX. Итог урока.

– Кому понравился урок?

– Что именно понравилось?

– Что нового для себя узнали?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложение

Тест

1. Допиши признак или группу животных.

Звери – …                                                        насекомые – …

… – чешуя                                                       … – 8  ног

птицы – …                                                       пресмыкающиеся – …

… – голая, нежная кожа

2. Какая из цепей питания указана правильно?

а) сосна → дятел → жук-короед;

б) слизни → капуста → жаба;

в) рожь → мышь → змеи → орлы.

3. Назовите группы животных по типу питания.

Синица, воробей, дятел –

Лось, олень, заяц, мышь –

Волк, лиса, муравьи, сова –

Медведь, кабан, барсук, ворона, сорока –

Для любознательных

•  Самое большое животное на земле – это кит, до 190 тонн. Детёныши рождаются 8-метровые и весят до 3 тонн. Форма тела схожа с формой тела рыб, поэтому они быстро плавают. Но киты в отличие от рыб не могут дышать разряженным кислородом, им необходимо вдыхать воздух, поэтому они всплывают на поверхность моря. Их детёныши появляются на свет в воде, сразу после рождения мать подталкивает их с поверхности, чтобы китёнок сделал первый вдох.

•  Суеверные люди боятся летучих мышей из-за их необычной внешности и скрытного образа жизни. На самом деле мыши приносят большую пользу, поедая вредных насекомых. Летучих мышей следует привлекать в населённые пункты, делать для них дуплянки, как для птиц.

Самка рождает одного детёныша. Насекомыми питаются не все летучие мыши. А в лесах Южной Америки живут мыши-кровососы. По ночам острыми, как лезвие бритвы, зубами мыши срезают кусочки кожи у животных и слизывают кровь.

•  Настоящее имя медведя – «орктос» (от гр. «арктос»). Люди знали, что медведь любит мёд, поэтому и придумали ему такое название, чтобы не произносить страшное «орктос». В народе по-разному величают: Топтыгин, Михаил, Потапович, Мишка и др. Медведь – хищный зверь, осторожный. Может нести ношу до 500 кг, бежать со скоростью скаковой лошади. Медведь любит плоды, ягоды, улиток, насекомых, птиц, но больше всего – мёд. В феврале у медведицы появляются 1–2 слепых медвежонка, весят они до 500 граммов. Во сне медведь сосёт лапу, так как у него слезает старая кожа на ступнях, он её слизывает.

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок . Кто что ест? Цепи питания

Урок . Кто что ест? Цепи питания

Какая группа животных выкармливает своих детёнышей молоком? а) п тицы; б) звери; в) земноводные

Какая группа животных выкармливает своих детёнышей молоком? а) п тицы; б) звери; в) земноводные

Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу

Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу

Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили

Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили

Действительно, там, где волков много, а дичи мало, они нападают на стада и уничтожают много животных

Действительно, там, где волков много, а дичи мало, они нападают на стада и уничтожают много животных

Тест 1. Допиши признак или группу животных

Тест 1. Допиши признак или группу животных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2023