Урок 20/2
Тема: 2-й закон Ньютона.
Цели урока: ∙ ознакомить учащихся с зависимостью межу силой, ускорением и массой;
∙ формировать неформальные знания в истолковании понятий «сила», «равнодействующая сил»;
∙ воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность в изучении физики.
Оборудование: Тележка с капельницей, два вентилятора, нить, набор грузов, блок, ограничитель.
Ход урока:
1. Проверка выполнения домашнего задания.
Опрос по домашнему заданию:
∙ § 10.
∙ Упр. 10.
∙ Контрольные вопросы к § 10 (четные).
2. Изучение нового материала.
Основное содержание:
∙ Сила – причина ускорения.
∙ Сложение сил (Равнодействующая сил).
∙ Формула и определение 2-го закона Ньютона.
∙ Единицы силы – ньютон.
Демонстрации:
∙ Опыт по установлению зависимости между массой тела, ускорением и силой.
3. Закрепление материала.
Разбор задач и вопросов:
∙ контрольные вопросы с учебника к § 11 (нечетные).
∙ Упр. 11 (1, 5, 6)
∙ задачи с учебника Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика, 9 класс. – М.: Просвещение, 1994:
а) Можно ли, исходя из выражения m = F/a, утверждать, что масса тела зависит от приложенной к нему силы и от его ускорения?
б) Можно ли, исходя из равенства a = F /m, утверждать, что ускорение тела зависит от приложенной к нему силы и от массы тела?
∙ качественные задачи со сборника Тульчинский М.Е. Качественные задачи. – М.: Просвещение, 1972.:
- 95. Два вагона разных масс движутся с одинаковой скоростью. Как изменится скорость вагона, если прило-жить к ним одну и ту же силу, препятствующую движению? Какой из вагонов раньше остановится?
(Большее ускорение получит тот вагон, масса которого меньше. Следовательно, он раньше остановится)
- 96. Забить гвоздь в фанерную стенку трудно – при ударе фанера прогибается. Однако гвоздь удается за-бить, если с противоположной стороны стенки поместить массивное тело, например, топор. Как это объяс-нить? (Фанерная стенка, обладая небольшой массой, под действием даже незначительной силы получает заметное ускорение – почти такое, как и гвоздь. Поэтому гвоздь не может двигаться относительно стенки и войти в фанеру. Если увеличить массу стенки, приложив к ней топор, то ускорение, получаемое стенкой, будет меньше ускорения, которое получает гвоздь, и он начнет двигаться относительно стенки, входя в нее)
∙ расчетная задача со сборника Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 1986:
- 136. Мяч массой 0,5 кг после удара, длящегося 0,02 с, приобретает скорость 10 м/с. Найти среднюю силу удара? (250 Н).
4. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
∙ § 11.
∙ Упр. 11 (2, 4).
∙ Контрольные вопросы к § 11 (четные).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.