Урок 22 Охрана животных.
Оценка 5

Урок 22 Охрана животных.

Оценка 5
doc
27.10.2023
Урок 22 Охрана животных.
Урок 22 Охрана животных.doc

Урок 22. ОХРАНА ЖИВОТНЫХ

Цели деятельности учителя:

Образовательная: способствовать формированию представлений о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных; создать условия для ознакомления учащихся с представителями животных Красной книги.

Развивающая: способствовать развитию речи учащихся, умений делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей.

Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, животному миру.

Оборудование: учебник; стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии, рисунки редких животных); выставка книг по изучаемой теме; кроссворд (плакат или вычерчен на доске); схемы «Правила поведения в природе» (о животных); аудиозапись «Звуки леса», магнитофон.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Снег всю землю покрывает                                          К нам к окошку подлетел.

И деревья одевает.                                                         Он решил нам подсказать,

Что-то он сказать хотел,                                               Что урок пора начать.

II. Повторение изученного материала.

на предыдущих уроках вы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания:

– На какие группы можно разделить всех животных? (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.)

– Какие животные откладывают яйца? (птицы, пресмыкающиеся, насекомые.)

– Кто мечет икру? (земноводные, рыбы.)

– Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей?

Кто и как развивается? Ответьте устно, какие слова пропущены (на доске).

Яйцо – … – взрослая птица. 

Икринка – … – взрослая лягушка.

… – малёк – взрослая рыба.

Яйцо – личинка – … – бабочка.

Тест

1. Сколько ног у насекомых?

а) Восемь;                         б) шесть;                            в) четыре.

2. Кто выкармливает детёнышей молоком?

а) земноводные;              б) рыбы;                              в) млекопитающие.

3. Органы дыхания насекомых:

а) жабры;                          б) лёгкие;                            в) трахеи.

4. Жаба, тритон, лягушка – это…

а) рыбы;                            б) земноводные;                 в) пресмыкающиеся.

5. Как размножаются млекопитающие?

а) откладывают яйца;

б) вымётывают икру;

в) рождают живых детёнышей.

6. У какой группы животных тело покрыто голой влажной кожей?

а) пресмыкающиеся;

б) земноводные;

в) млекопитающие.

7. Орган вкуса млекопитающих:

а) волоски на теле;           б) язык;                                в) глаза.

8. Орган осязания насекомых:

а) усики;                            б) волоски на теле;             в) язык.

9. У какой группы животных тело покрыто чешуёй?

а) пресмыкающиеся;

б) земноводные;

в) рыбы.

10. Пескарь, щука, плотва – это…

а) насекомые;                   б) рыбы;                              в) птицы.

III. Сообщение темы и целей урока.

переместимся в сказочный лес, наполненный звуками природы.

звучит аудиозапись «звуки леса».

– Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы! Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, прослушайте стихотворение.

учитель читает стихотворение:      

Звери, рыбы, пауки и птицы                          Если будут уничтожены они,

Не всегда умеют защититься.                        На планете мы останемся одни.

– Кто догадался, о чем мы будем говорить? (Ответы учащихся.) Тема нашего урока «Охрана животных».

– На этом уроке вы вспомните, какое значение имеют животные в жизни человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру.

IV. Изучение нового материала.

1. Значение животных в жизни человека и растений.

– К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Прочитаем его.

ученик открывает конверт и зачитывает письмо:

«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше».

– Кто обратился к нам за помощью? (сова.) (учитель демонстрирует рисунок.)

– Что вы узнали об этой птице из письма?

– Какую помощь мы могли бы оказать этой птице? (высказывания учащихся.)

– Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!

– Какое значение имеют животные в жизни человека и в природе?

Ш  Пища (молоко, мясо, яйца, мед).

Ш  Одежда (шерсть, кожа, замша).

Ш  Обувь (кожа, замша, валяная шерсть).

Ш  Лекарства (яд змей, пчелиные продукты).

Ш  Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд).

Ш  Предметы домашней обстановки (ковры, подушки).

Ш  Красота природы.

Ш  Помощь растениям.

– Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (высказывания учащихся.)

Причины исчезновения животных:

ь  Вырубка лесов.

ь  Уничтожение растений.

ь  Загрязнение воды.

ь  Охота.

ь  Разрушение и загрязнение почв.

2. Знакомство с животными Красной книги.

Беседа.

– С начала XVII века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.

– Для чего нужна Красная книга? (Она нас информирует,  какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.)

– А как вы думаете, почему назвали  книгу именно красной, а не желтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)

Красная книга это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому.

– Животные играют огромную роль в природе.

– Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране, все они занесены в Красную книгу.

Рассказы учащихся о животных.

Жук-красотел особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24–32 миллиметра. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную книгу России.

Тигр – прекрасный  охотник.  Он  быстро  бегает, способен  долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча – олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр – самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3 метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.

Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке. Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко-розовое. Крылья – короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.

Морж – самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4 метров, а масса – около двух тонн. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, морскими ракушками, которых достают
со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.

Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2–3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800 граммов, а длина туловища – 30 сантиметров, подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.

– Большое спасибо! Нашей мудрой сове очень понравились  рассказы ребят, а вам?

3. Где звери могут найти защиту.

Работа по учебнику (с. 106).

– Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундучки, синицы, галки, лягушки, жабы.

– Каких животных удалось спасти? (Бобра, соболя.)

как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание? (в зоопарке, заповеднике, национальных парках.)

– А кто поможет найти ответ – для чего нужны заповедники?

– Для чего нужны зоопарки?

– Что такое заказники?

4. Правила друзей природы (экологические правила).

Работа с экологическими знаками.

– Мудрая сова опасается вас пропускать в лес, она не совсем уверена, что вы знаете правила поведения в природе. По дороге в лес она расставила экологические знаки и просит их разъяснить.

Учитель раздает учащимся экологические знаки.

сова с радостью приглашает вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы. А кто забудет эти правила, вы можете их найти в учебнике (с. 109).

V. Закрепление изученного материала.

Творческая работа.

– Представьте себе, что вы являетесь членом общества охраны природы. Какой знак охраны животных вы бы создали? Нарисуйте этот знак.

VI. Итог урока.

– Приведите примеры положительного влияния человека на природу.

– А что мы с вами можем сделать для охраны животных?

Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

– Заканчивая урок, мне бы хотелось прочесть вам такое обращение-призыв:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы!

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Все мы должны помнить слова русского писателя М. М. Пришвина в сказке «Моя родина»: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину!»

Рефлексия. Выскажите свое мнение, опираясь на фразу: «Сегодня на уроке окружающего мира я…».

Клятва:            Мы обещаем:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

 

Домашнее задание: учебник, с. 106–110; подготовить сообщение о животных из Красной книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложение

О животных*

Манул, или палассов кот**.

Манул, или палассов кот, назван в честь Питера Паласса, который открыл манула на побережье Каспийского моря в XVIII веке. В пределах России распространен на Алтае, в Тыве, Бурятии и Читинской области, где селится в степных и полупустын-

ных участках гор. Внешне это необычный кот, несколько напоминающий персидского кота окраса серый-табби. Во взгляде у него есть что-то от совы. Его масса 3–4,5 кг при длине тела 70–96 см. Голова небольшая, широкая с маленькими круглыми ушами, расположенными по бокам головы, глаза очень большие, желтые. Тело плотное, ноги короткие, устойчивые. Мех самый пушистый из всех кошачьих: серые волоски имеют белые кончики, в результате чего создается впечатление припорошенного снегом меха. На спине в 1 см2 насчитывается до 9000 волос. Длина волоса – 7 сантиметров. По всему телу имеются небольшие белые пятна, а на морде от глаз до ушей идут две черные полосы.

Кормится в основном пищухами и мышевидными грызунами, изредка ловит сусликов, зайцев-толаев, сурчат и птиц. Активен вечером и ранним утром. В летний период питается насекомыми. Добычу ловит, карауля ее у камней и нор. Не приспособлен к быстрому бегу, от врагов спасается, забираясь на скалы, а также прячась в камнях или норах. Логово устраивает в расселинах скал, под камнями, в норах сурков. Деторождение происходит в конце мая – июне, в выводке 1–7, чаще 3–5 котят. Большая смертность в раннем возрасте от острых инфекционных заболеваний. За последние 10–15 лет манул практически истреблен в открытых степях. Наиболее многочислен в малоснежных горных районах. Уничтожается волками, собаками и браконьерами. Манул – редкий вид, занесен в Приложение II CITES.

Амурский тигр.

Амурский тигр сохранился только на юге Дальнего Востока в горах Сихотэ-алиня. Населяет кедрово-широколиственные леса. Тигр – зверь легкоуязвимый, несмотря на его крупный размер и огромную физическую силу, а она такова, что он может волочить по земле тушу лошади более 500 метров. В день съедает 6–7 кг мяса.

Основа питания – кабан и изюбрь, в южных районах – пятнистый олень. Убежища – скальные уступы и ниши, пустоты под упавшими деревьями. Живет в густых кустарниках и тростниковых зарослях, выходит на охоту днем и в ночное время. Низкая плотность популяций объясняется большими размерами индивидуальных и семейных участков и неспособностью жить в окультуренном ландшафте.

Площадь участков обитания тигров: самцов – 600–800 км2, самок – до 300–500 км2. Тигр способен преодолевать за короткое время большие расстояния и подолгу голодать. Очень любит воду, может часами лежать в воде или около нее. Маршруты перемещений тигров по участку постоянны и поддерживаются животными из года в год. На участке взрослого самца могут располагаться индивидуальные участки нескольких самок. В помете обычно 1–4 тигренка, чаще 2–3. Большинство самок приносят потомство в 3–4-летнем возрасте. Тигрята отделяются от матери на втором году жизни. Выводки у тигра могут появляться с интервалом в 2 года. Смертность молодых высока – около 50 %.

Русская выхухоль.

Русская выхухоль – реликтовый зверек, живущий в поймах рек и в озерах, в бассейнах рек Днепра, Дона, Волги и Урала, где заселяет все пригодные угодья. Излюбленные места ее обитания – пойменные озера, старицы с богатой водно-болотной растительностью, с зарослями кустарников или коренным лесом по берегам. Предпочитает озера глубиной
1–2 м с богатой фауной беспозвоночных.

Обитает и на земле и в воде. Ход в нору открывается под водой и заканчивается камерой в береговой толще выше уровня воды. Нора бывает многоэтажной и расположена на разных уровнях. Выхухоль чрезвычайно прожорлива: питается насекомыми, червями, рыбой и лягушками, а также корневищами водяных и прибрежных растений. Всеядное животное, в списке кормов 102 наименования. Если самку часто тревожат, она переносит молодняк в другую нору. В месячном возрасте молодняк начинает кормиться самостоятельно. Плодовитость – 2–4 детеныша на самку. Живут выхухоли семьями, причем в норе зимою собирается до 15 разновозрастных особей. В неволе некоторые зверьки жили до 5 лет. В поисках подходящих убежищ выхухоль наиболее активно передвигается по угодьям в весенний период. Кроме того, в это время у зверьков гон. К осени они покидают пересыхающие водоемы и уходят в непересыхающие, где остаются на зимовку. Эти переходы составляют до 2 километров. До 7 км в год идет расселение зверьков по течению рек. На поверхности земли не увидеть признаков жилища выхухоли, но иногда вместе с рыбой это животное попадает в рыболовные снасти.

Осетр сахалинский.

Сахалинский осетр обитает в районе Сахалина, нерестится в реке Тумнин, впадающей в Татарский пролив. В последние

годы молодь отмечалась только в заливе Датта. Выше бокового ряда жучек разбросаны пластинки звездчатой формы. В спинном ряду 8–10 крупных жучек, в боковых – 27–32. Окраска зеленоватая.  Длина  тела  1,8  м  (обычно 1,5 м). Проходной вид с коротким миграционным путем. Сахалинский осетр крайне редок, занесен а Красную книгу. Имеется опыт искусственного разведения вида.

Обыкновенный аполлон***.

Обыкновенный аполлон встречается в европейской части (исключая север), на юге Западной Сибири, в Восточной Сибири. Редкий вид с тенденцией к сокращению численности. Излюбленные место обитания – сухие боры и перелески.

 В Восточной Сибири наблюдается в местах с открытым ландшафтом. В горах встречается на высоте 1000–3000 м над уровнем моря. В горах Сибири обитает вплоть до горной тундры. Бабочки имеют одно поколение, летают в июле – августе. Самки вскоре после выхода из куколок приступают к спариванию. Бабочки летают медленно, на довольно ограниченных участках, в полдень более активны. Питаются на цветках различных растений. Аполлон не принадлежит к активным мигрантам и узко приспособлен к определенным биотопам и кормовым растениям. Из яиц осенью или весной выходят гусеницы. Они питаются листьями растений. Активны днем, при ярком освещении. В пасмурную погоду гусеницы ранних возрастов образуют скопления. Развитие гусениц завершается в июне, окукливание происходит на земле, в легком коконе. Стадия куколки длится около двух недель.

Серый журавль.

Серый журавль – крупный журавль общей серой окраски с черными концами крыльев. Вес до 5–7 кг, размах крыльев до 230 см. Голова и шея черные, от глаз по бокам головы идет белая полоса. На затылке кожистое красное пятно (у взрослых). Ноги черные. В полете вытягивает шею и ноги почти по прямой линии (в холодное время ноги может поджимать). Все время машет крыльями и редко (только при снижении) планирует. Полет медленный, ровный. Часто летят высоко стаей, при этом нередко выстраиваются треугольником. Очень осторожны. Голос –

звонкий, трубный, курлыкающий и несколько печальный крик, слышный более чем на 2 км. Иногда – низкая глухая трель. Гнездо – плоская утрамбованная куча травы на болоте, иногда среди воды, которая используется несколько лет подряд. Кладка – 2 буровато- или зеленовато-оливковых с красно-бурыми пятнами яйца, длина которых – около 10 см, а вес – 150–200 г. Гнездованию предшествуют характерные «пляски» журавлей. Всеядная птица. Из растительной пищи охотно поедает ягоды брусники,голубики, клюквы, толокнянки, корневища растений, различные семена и даже кедровые орехи. Из животной пищи поедает лягушек, мелких грызунов, моллюсков, насекомых.

Красный фламинго.

Красный фламинго обитает в соленых лагунах вблизи побережья на островах Карибского моря, Мексиканского залива, на северо-восточных побережьях Южной Америки, в южной части этого материка и на лавовых плато Галапагосских островов. В Андах гнездится на высоте свыше 3000 м. Излюбленные места гнездования красного фламинго – лагуны, острова, соленые топи на пологих берегах озер. Здесь птицы находят необходимый им корм – ил, богатый органическими веществами и водорослями, бесчисленное количество червей и ракообразных.

Своеобразное устройство клюва помогает красным фламинго отделять рыбу и другую пищу от воды и грязи. Птицы опускают в воду загнутые книзу клювы и, размахивая ими, процеживают добытую из тины пищу. Затем фламинго бредут в обратном направлении, повторяя те же движения. Клюв, работающий, как фильтр, язык с загнутыми краями, направляющий пищу в горло, и горло, откачивающее воду, как помпа. Свои гнезда фламинго устраивают прямо на отмелях и откладывают яйца в ямки из влажной грязи. Фламинго – строго колониальные птицы, гнездования отдельными парами неизвестно. Птицы предпочитают гнездиться у щелочных озер. У таких озер берега покрыты коркой из соли, едкого натра, гипса и сероводорода. Запасы такого специфического корма обильны. Во избежание конкуренции выработались различные цедильные аппараты у этих птиц. Птенцы похожи на гусят. Они вылупляются зрячими, с прямым коротким клювом, короткими толстыми ногами, покрытые густым белым пухом. Родители выкармливают их полупереваренной пищей, смешанной с выделениями стенок пищевода и желудка, вплоть до подъема птенцов на крыло. Уже через несколько дней после вылупления птенцы оставляют гнездо и бродят поблизости. В полете их оперенье кажется серо-черным. Красный фламинго совместно с другими видами не встречается. Считают, что к нашим дням численность этого вида сократилась по крайней мере в 4–5 раз, и сейчас в пределах всего ареала осталось чуть более 20 тысяч птиц. Причина падения численности – сокращение пригодных для гнездования мест и фактор беспокойства. Среди фламинго нет видов, которым угрожает исчезновение. Раньше на фламинго охотились. Но в последнее время фламинго охраняются во многих странах мира, места их гнездования объявлены заповедниками, резерваторами и национальными парками.

Перевязка.

Перевязка встречается в Ростовской, Саратовской, Самарской и в Оренбургской областях, в Краснодарском крае и на Переднем Кавказе. Существует семиреченская популяция, которая заходит из Казахстана к Иртышу, в предгорья Алтая и Тыву. Перевязка населяет степи и холмы, порос-шие кустарником, – открытые, сухие пространства с поселениями грызунов. Исчезает из районов, использующихся под сельскохозяйственные

угодья. Длина тела 27–35 см, пушистого хвоста – 20 см. Белые уши и белая полоска шерсти на макушке ярко выделяются на черной голове, дав название животному. Самки от самцов не отличаются. Животное нелюдимо по характеру, плохо приручается. В помете приносит от 2 до 8 детенышей. Основной добычей служат монгольская пищуха и длиннохвостый суслик. В течение часа перевязка способна добыть до 4 жертв.

Правила друзей природы

1. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.

2. Не будем подходить близко к гнездам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы-родители не покинули его.

3. Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детенышей зверей.

4. Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детенышей зверей.

5. В природе о них позаботятся взрослые животные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок 22. ОХРАНА ЖИВОТНЫХ Цели деятельности учителя :

Урок 22. ОХРАНА ЖИВОТНЫХ Цели деятельности учителя :

Орган осязания насекомых: а) усики; б) волоски на теле; в) язык

Орган осязания насекомых: а) усики; б) волоски на теле; в) язык

Беседа. – С начала XVII века на

Беседа. – С начала XVII века на

Каких животных удалось спасти? (Бобра, соболя

Каких животных удалось спасти? (Бобра, соболя

О животных * Манул, или палассов кот **

О животных * Манул, или палассов кот **

Русская выхухоль. Русская выхухоль – реликтовый зверек, живущий в поймах рек и в озерах, в бассейнах рек

Русская выхухоль. Русская выхухоль – реликтовый зверек, живущий в поймах рек и в озерах, в бассейнах рек

Серый журавль. Серый журавль – крупный журавль общей серой окраски с черными концами крыльев

Серый журавль. Серый журавль – крупный журавль общей серой окраски с черными концами крыльев

Красный фламинго совместно с другими видами не встречается

Красный фламинго совместно с другими видами не встречается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2023