Письменная работа является одной из форм выявления уровня
грамотности учащегося.
.
Основные
виды письменных работ:
- Составление письма;
- диктант;
- изложение (прочитанного, услышанного);
- рецензии (на книгу, на рассказ, произведение
искусства);
- резюме (основная идея прочитанного, услышанного);
- рефераты и аннотации;
- сочинения (интерпретация темы или проблемы).
Изложение – это письменная работа, содержащая содержание
прочитанного или услышанного, создание текста на основе данного (исходного).
Одно из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и речи
школьников, а для учителя - контроля. Изложение бывает 3 видов:
- развернутое – близкое к тексту, в нем учащиеся
используют слова и обороты из текста, закрепляют старую и узнают новую
лексику.
- сжатое – требует умения выделить главное и исключить
второстепенное, требует творчества.
- свободное – связано с трансформацией языкового
содержания (замена конструкций) и с модификацией содержания (можно
расширить текст, изменить конец, избирательно пересказать отдельную
часть, выразить отношение).
Методика проведения изложения:
- Написать заголовок на доске и попросить его перевести.
- Провести беседу.
- Написать новые слова, новые имена, топонимы и даты.
Перевести. Все это послужит опорой и исключит ошибки
лингвострановедческого и культурологического плана.
- Прочесть весть текст в среднем темпе один раз.
- Прочесть второй раз.
- Составить план изложения и записать его на доске.
- Дать время написать изложение и самим его проверить.
- Собрать изложения.
- Выявить типичные ошибки, желательно классифицировать их.
- На следующем уроке – анализ ошибок и работа над ними.
.
Требования к письму.
- письмо должно иметь цель и адресат;
- письмо должно содержать этикетные формулы приветствия,
прощания, поздравления, благодарности, согласия и т.п.;
- письмо должно быть структурированным.
Виды сочинений.
- описательное сочинение;
- повествовательное сочинение;
- сочинение-рассуждение.
Сочинение предусматривает следующие пункты:
- написание плана;
- тезисное формулирование основных положений;
Реферат –
это текст, который передает основную информацию подлинника в свернутом виде и
составленный в результате ее смысловой переработки.
Основные функции реферата: поисковая, коммуникативная,
частично-оценочная.
Основные требования: точность и ясность.
Структура реферата:
1 часть – заголовочная: название статьи, имени автора, места
и времени проведения.
2 часть – реферативная: аналитико-синтетическая
деятельность, в результате которой должно быть отражено основное содержание
текста.
3 часть – справочная: должны фигурировать дополнительные
сведения (описание иллюстраций, схем, рисунков; библиография).
Аннотация – предельно краткое изложение главного смысла текста.
Основные функции: информативно-познавательная, оценочная,
побудительно-рекомендуемая.
Для аннотации характерно: обобщенность, лаконичность, малый объем, оценочная
направленность и монотемность содержания.
В аннотации передается тематика оригинала. Содержание исходного текста в
аннотации излагается своими словами.
Упражнения, которые предшествуют написанию рефератов и аннотаций:
- выписывание из текста фактов, терминов, клише и
оборотов;
- составление списка проблем, затронутых в тексте;
- комментирование цифровых данных и реалий;
- письменный пересказ текста, сокращение текста;
- оценка содержания.
|