Урок №
Тема урока: « Материки и части света»
Тип урока: изучение нового
Цель урока: создать условия для формирования УУД:
Личностных (самоопределение), познавательных (общеучебные, логические), коммуникативные (планирование, постановка вопросов, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, регулятивных (целеполагание, планирование, контроль, оценка).
Задачи:
ü способствовать формированию мотивации изучения темы путем создания проблемной ситуации через работу с заданиями-определителями, картами атласа;
ü организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке текстовой информации;
ü актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе и работе с контурными картами, заданиями в тетради-тренажере;
ü организовать рефлексию учащимися собственной деятельности путем работы с кроссвордом и текстом с выбором правильного ответа;
ü организовать самооценку учащимися своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
ü учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;
ü учащиеся осознают ценность географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
ü учащиеся осознают какое значение имеет для них тема урока.
Метапредметные:
Регулятивные:
ü учащиеся умеют осуществлять постановку учебной задачи;
ü учащиеся умеют контролировать правильность своих действий;
ü учащиеся умеют корректировать свои действия.
Познавательные:
ü учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск её выполнения;
ü учащиеся владеют навыками смыслового чтения;
ü учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы.
Коммуникативные:
ü учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество;
ü учащиеся умеют достаточно четко выражать свои мысли.
Предметные:
ü учащиеся умеют анализировать картосхему «Материки и части света» и сопоставлять границы материков и частей света
ü учащиеся умеют наносить на контурную карту границу между Европой и Азией
ü учащиеся умеют прослеживать по географическим картам границы частей света, определять страны, территория которых расположена в нескольких частях света.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вводно-мотивационный этап |
|
Актуализация знаний по теме. Организация вводной беседы. Создание учебной мотивации.
- Электронное приложение к учебнику: слайд 1 (беседа)
- Задания в тетради – тренажере (с.4 зад.1-4; с.5 зад8) - Электронное приложение к учебнику: слайд 2 – Представление проблемы в виде картосхемы, организует работу по проблеме
- Ввод темы урока. Организация учащихся в целеполагании. слайд 3. Рассказ учителя : слайд 4,5 |
Вспоминают ранее известные знания по изучаемой теме. Просмотр слайдов. Участие в беседе и опросе.
- Смотрят и отвечают на вопросы (беседа)
- Отвечают на задания в тетради-тренажере ( фронтальный опрос)
- Определение проблемы и ее актуальности. - Смотрят и отвечают на вопросы, выдвигают свои версии. - Слушают рассказ учителя. Участвуют в целеполагании |
Технологический этап |
|
Организация работы по освоению новых знаний. Организация работы в парах по выполнению практической работы Организация работы с текстом и картами атласа Сопоставление полученный информации и выстраивание логической цепочки.
Практическая работа. Проследить по географическим картам границу частей света (между Европой и Азией): 1. получают маршрутные листы и раздаточный материал приложение 1 2.Задание 1.По предложенному тексту определить географический объект, по которому проходит граница между Европой и Азией 3. организация представления полученных результатов по 1-ому заданию работы в группах. Задание 2. 4. Работа по составлению кроссворда. организация представления полученных результатов по 2-ому заданию работы в группах.
5. Обобщение. Организация систематизации полученных знаний и их взаимопроверке
Задание 3. 6. По фрагментам карты определить, какие государства расположены в разных частях света. |
Выполнение заданий в парах Чтение текста, его осмысление, систематизация информации, заполнение таблицы, схемы, составление кроссворда Организация промежуточной диагностики и работы с картами Просмотр слайда 8, обсуждение в парах, исправление допущенных ошибок
1. знакомятся с их содержанием, задают вопросы по оформлению 2. определяют географический объект, выделяют ключевые слова, которые послужили подсказкой для ответа на задание, заполняют таблицу,
3.называют и показывают определенные части границы между Европой и Азией на карте.
4.составляют кроссворд. Записывают ответы в маршрутный лист. слайд 6. Представляют свою работу через проектор на компьютере, показывают их на карте
5. Систематизируют полученные знания по схеме«Фишбон». Самооценивание. Проверяют себя, сопоставляя свои ответы с картой слайд 8.
6. Слайд 9. Анализируют карту и дают ответ с обоснованием, показывают эти государства на карте |
Рефлексивный этап |
|
приложение 2. 1.Систематизируют и закрепляют полученные знания, выполняя задание «Вычеркни лишнее» 2. Организация обсуждения итогов работы
Домашнее задание. Выполнить задание №1 на конт. карте, стр 2-3 Для тех, кто хочет узнать больше, будут высланы вопросы «Интеллектуального марафона».Ответы прислать по эл/ почте . |
1.Читают текст и выполняют задание
2. заполнение анкеты 3. сдают маршрутные листы и анкету. |
Ход урока
Приветствие, подготовка рабочего места
1.Вводно-мотивационный этап
Электронное приложение к учебнику Слайд 1.
Сопоставьте картосхемы «Материки и части света»:
1. Назовите и покажите на карте материки. Сколько выделяют материков?
2. Назовите и покажите на карте части света. Сколько выделяют частей света?
Задания в тетради – тренажере (с.4 зад. 1-4; с.5 зад.8)
Слайд 2.
1. Совпадают ли границы материков и частей света?
2. Посмотрите внимательно на картосхему и подумайте, какую задачу
нам предстоит решить на сегодняшнем уроке?
3. Как вы считаете, необходимо ли нам знать какие географические объекты
находятся, например, в Европе, какие в Азии? Выскажите свое мнение. У кого есть
затруднения в ответе на этот вопрос, обратитесь к тексту учебника на стр 11.
Слайд3.
Например,в Европе существует известная организация «Евросоюз», которая объединяет 28 государств. Они объединились для совместной хозяйственной деятельности. Есть свое правительство – Европейский парламент. Членами Евросоюза могут стать только европейские страны.
Электронное приложение к учебнику Слайд 4.
Древнегреческие ученые выделили только 2 части света (Европа и Азия). Европа – страны к западу от мест поселения греков, Азия - к востоку. После того как древние римляне завоевали южное побережье Средиземного моря, появилось название третей части света - Африка. Европа Азия и Африка - Старый свет.
В конце 15в. Колумб открыл новые заатлантические земли, они получили название Америка. Хотя Северная и Южная Америка отличаются по природным условиям. Эти земли назвали Новым светом.
В 17-м веке голландские мореплаватели открыли пятую часть света — «Терра Аустралис Инкогнита» («Неизвестную Южную Землю») — Австралию.
Берегов Антарктиды (то есть «Земли, лежащей напротив Арктики») в начале 19-го века впервые достигли корабли под командованием русских моряков Ф. Ф. Беллинсгаузена и
М. П. Лазарева. Так была открыта шестая часть света.
Вы правильно определили цель урока. Нам предстоит проследить как проходит граница между Европой и Азией и определить страны, территория которых расположена в нескольких частях света.
В Уральских горах, там, где проходит условная граница между Европой и Азией, установлено несколько обелисков. И бывает так, что туристы, фотографируясь около этих обелисков, стоят одной ногой в Европе, а другой — в Азии. Есть на Урале и две ж/д станции с названиями «Европейская» и «Азиатская». Но это не значит, что граница проходит именно между ними. Вопрос этот вовсе не такой уж простой, как кажется вначале, и пограничные европейско-азиатские столбы поставлены не совсем удачно. Задача непростая, так как граница эта условная, в течение многих лет она менялась. Слайд 5.
Многие взрослые затрудняются ответить на вопросы:
- Кавказ – это Европа или Азия? или что считать высочайшей европейской вершиной — Монблан или Эльбрус? Какова точная площадь Европы и Азии?
Оказывается, европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью даже до километра, потому, что в природе между Европой и Азией нет резкого перехода. Климат в Европе у границы с Азией такой же, как и в Азии, у границы с Европой, почвы такие же, в растительности также нет большой разницы.
Географы решили, что такое положение должно быть исправлено и договорились, как будет проходить между Европой и Азией. Мы сегодня узнаем их решение.
2. Технологический этап
Практическая работа. «Проследить по географическим картам границу между Европой и Азией»
Работаем в парах.
Перед вами маршрутные листы. В них задания, с помощью которых вы определите по каким географическим объектам проходит эта граница. Узнайте объект и запишите его в таблицу. С помощью условных знаков ответьте на вопросы.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ «Условная граница между Европой и Азией»
Класс 7____ ф.и. 1._________________________________
Приложение 1.
1.Прочитайте внимательно текст. Выделите для себя ключевое слово или фразу, которое поможет вам определить по каким географическим объектам проходит граница. узнайте объект и запишите его в таблицу. С помощью условных знаков ответьте на вопросы.
Название природного объекта |
Ключевое слово и фраза
|
Поставьте « V » (да), если уже знали |
поставьте «+» , если узнал новое |
поставьте « – » , если думал иначе |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
Промежуточный контроль.
2. Один из учащихся озвучивает ответ, другой показывает их на карте.
Условная граница между Европой и Азией проходит по разным географическим объектам. Для дальнейшего определения границы предлагаю вам составить небольшой кроссворд.
Что бы это значило?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Самое мелкое море в мире. Расположено на востоке Европы |
||||||
2. "Цветное" море. На его берегу расположен город - столица зимней Олимпиады 2014 |
||||||
3. Пролив между Азовским и Черным морем. На его берегу расположен город-герой Керчь |
||||||
4. В этом море ловят рыбу жители трёх частей света |
||||||
5. Один из самых узких проливов в мире. Вместе с проливом Дарданеллы соединяет Чёрное море со Средиземным морем |
||||||
Промежуточный контроль. Слайд 6. Один из учащихся заполняет кроссворд на компьютере, другой показывает этот объект на карте.
3. Систематизация и обобщение знаний. Мы определили основные географические объекты по которым проходит условная граница между Европой и Азией. Давайте систематизируем наши знания. Заполним схему.
Слайд 7. Систематизация знаний. Схема Фишбон. Заполняют самостоятельно.
Взаимопроверка. Слайд 8. Проверьте, правильно ли определили границу.
Вывод. Чтобы Урал и Кавказ не разрывались на части, а целиком относились к той части материка, с которой они больше связаны геологической историей, решено
Урал целиком относить к Европе, а Кавказ — тоже целиком — к Азии. Азовское море следует считать европейским.
4. Оказывается, есть еще один интересный вопрос, связанный с условной границей между Европой и Азией. Наша страна к этому имеет непосредственное отношение. Кто догадался о чем речь? Правильно есть страны, территории которых лежат в двух частях света.
Слайд 9. Давайте посмотрим на карту и определим, что же это за страны?
Один из учащихся озвучивает ответ, другой показывает их на карте.
Не забывайте заполнять таблицу.
- Как вы думаете, мы справились с задачей урока? У кого есть вопросы?
3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП
Собрать маршрутные листы и раздаточный материал.
Выдать текст задания. (выполняется на оценку).
Приложение 2. Слайд 10.
Вычеркните лишнее и продолжите текст:
Граница между Европой и Азией - условная линия. Она проходит от (Карского, Баренцева) моря, по (западному, восточному) склону Уральских гор, на - юге вдоль реки (Урал, Эмба), до Каспийского моря, по северному и северо-западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы., а затем по Кумо – Манычской впадине (севернее, южнее) Кавказских гор до реки Дон, далее по (восточному, западному) берегу Азовского моря к Черному морю через пролив Босфор_______________________________________
Понравился ли вам урок? Заполнение анкеты
ЛИСТ САМОАНАЛИЗА
Я узнал(а)… |
Мне было интересно… |
Мне захотелось… |
Домашнее задание. Ознакомится с п.2, ответить на вопросы. Выполнить задание 1 на контурной карте стр.1-2. Для тех, кто хочет узнать больше, я вышлю на вашу электронную почту вопросы «Интеллектуального марафона». Ответы должны быть присланы к следующему уроку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.