Добрый день уважаемые коллеги, участники конференции, сегодня я представляю вам опыт работы в летней школе!
На основании приказа Министерства образования и науки Республики Казахстан №203, от 5 мая 2021 года, с 26 мая по 19 июня 2021 года была организована летняя школа, в которой слабоуспевающие ученики смогли восполнить пробелы в знаниях, возникшие в результате дистанционного обучения.
Летнюю школу посещали не только слабоуспевающие учащиеся, но и дети которые испытывали трудности в усвоении учебного материала на уроках географии.
Современный учитель прикладывает огромные усилия для того, чтобы помочь ребёнку достигнуть максимального результата в обучении при этом он учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося. Потому что ученику важно быть успешным и найти себя.
Такая работа была проведена мной в течение трех недель в 7 и 8 классах по географии.
Составила план работы, так как первое полугодие мы обучались дистанционно, я выделила сложные темы первого полугодия, объединила несколько целей обучения, всего у меня получилось по 8 уроков в каждом классе.
Ребят было не много, поэтому была возможность поработать индивидуально, а также в парах. Для эффективной работы с учащимися использовала приемы, которые
строились в основном на диалоге, который предполагает свободный обмен мнениями по различным путям решения проблемы, на практическую направленность, на игровую деятельность и творческий характер обучения.
При повторении темы «Объекты географических исследований» 7 класс использовала прием «Ручеек». Ребятам была предложена картинка «Сферы Земли», рассмотрев её они по очереди называют факты, которые относятся к этой теме. За каждый правильный ответ ученик получал жетон, затем они их подсчитали, чем больше жетонов тем лучше усвоена тема. Это приём формирует умение слушать и слышать друг друга и конечно создает позитивный настрой
Прием «Географический диктант».
Географические диктанты являются широко распространенной формой контроля знаний учащихся. Для лучшего запоминания географических объектов я провожу диктанты по контурной карте. Зачитываю список географических объектов под номерами, а ученики должны поставить в соответствующем месте контурной карты соответствующий номер. Также использую диктанты по терминологии. В этом случае на доске заранее пишу несколько географических терминов, а затем читаю определения данных терминов под номерами. (можно использовать географические карты)
Прием – «Кластер»
Кластер способствует развитию мышления, учит устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Прежде, чем приступить к изучению какого-либо объекта, явления, необходимо сначала построить свою собственную модель на основе известных представлений, после чего, по ходу приобретения новых сведений, совершенствовать эту модель. Этот приём использовала при изучении тем «Литосфера», «Атмосфера».
Приём «взаимоконтроль».
- Хорошие результаты даёт работа в парах, когда консультантом или помощником выступает сосед по парте. Использую специфику предмета, в частности – необходимость работать с картографическим материалом, применяю такой приём как взаимоконтроль. Так, например, когда учащиеся сдают зачёты на знание географической номенклатуры 7 класс. Один из учеников является «экзаменатором», второй «экзаменуемый» . Каждый ученик выписывает из текста названия географических объектов, а затем на физической карте показывают их. Отвечая сверстникам, учащиеся меньше волнуются, кроме того «экзаменаторы» часто по ходу опроса выступают и в роли учителей – показывают горы, острова, реки, страны которые «экзаменуемые» не знают, а заодно и свои знания закрепляют ну и в итоге «дорабатывают» вместе до уровня как минимум удовлетворительных знаний «экзаменуемых».
- Практикую и дифференцированные задания, когда учащиеся могут сами выбрать себе задание – «на тройку», «на четвёрку» либо на «пятерку». Здесь важна ситуация возможности самостоятельного принятия решения и автоматически снимается состояние неудовлетворенности полученной оценкой.
Прием «Ярмарка вопросов» Простые вопросы (низкий уровень): 1. Что означает термин демография 2. Что такое миграция 3. Назовите типы воспроизводства населения 4. Что такое естественный прирост населения 5. Что такое трудовые ресурсы 6. Выезд из страны на постоянное место жительства это…. Вопросы среднего уровня 1. Как можно определить численность населения? 2. Почему меняется численность населения в Казахстане? 3. В чем главное различие внутренней и внешней миграции? 4. Ситуация: Алматинец переехал на постоянное место жительства в США. Как зовут его американцы? Казахстанцы? 5. Объясните своими словами смысл данных терминов: Репатриация. Экономически активное население... Высокий уровень 1. Рассчитайте естественный прирост населения, если рождаемость равна 12%, а смертность 7 %. 2. Семья казахов из Узбекистана переселилась в Казахстан. Как назовут этих иммигрантов в нашей стране? 3. В страну прибыло 700 человек, а выбыло 1200 человек. Расчитать механический прирост населения. 4. Что изменилось бы в Казахстане, если бы численность населения страны составляла 170 млн. человек? 5. Кого из предложенного списка можно отнести к ЭАН (экономически активному населению): А) безработные, в поиске работы Б) пенсионеры В) домохозяйки Г) работающие Д) подростки до 12 лет Е) студенты |
Работа с текстом
Важное значение для географии имеет работа с географическими понятиями. Как правило, на каждом уроке географии вводится несколько новых понятий и важно в короткое время провести дополнительную работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Дети произносят эти слова хором, вполголоса, повторяют их несколько раз, а также разбираются в значении слов и записывают в тетрадь. Так в теме “Свойства географических объектов” учащиеся осмысливают понятия “географический объект”, ”физические величины”, “свойства объектов”.
Каждый урок мы начинаем с определения новых понятий. Учащиеся без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом. Однако, чтобы школьники хорошо их освоили, недостаточно одной только записи в тетради; провожу со школьниками дополнительную работу: разбираемся в значении понятий, учимся правильно их произносить, находят в тексте их объяснения. Например: При изучении темы “Климатообразующие факторы” 8 класс учащиеся находят в тексте параграфа объяснение понятия «климат». Чем отличаются два понятия “погода” и “климат”? Что у них общего? В чём между ними разница? Почему нельзя сказать: какой сегодня климат? Овладение умением проводить анализ определений позволит учащимся в дальнейшем самостоятельно их формулировать.
Нахождение в тексте ответов на вопросы, данные в конце параграфа. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, существенное от менее важного, второстепенного. Так, в конце параграфа “Климат и человек” 8 кл ученики читают обращённый к ним вопрос: К каким последствиям приводит загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью человека? Учащиеся читают часть учебного текста под названием: “ Влияние человеческой деятельности на климат” анализируют её, отвечают на вопросы: Какие виды деятельности человека, по мнению автора, могут повлиять на состояние атмосферы? Какие процессы в атмосфере приводят к возникновению “парникового эффекта”?
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы. Вопросы основаны на классификации уровня познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Изучив параграф «Гидросфера и ее составные части» 7 кл, учащиеся получили лепестки с вопросами разного типа. Сформулировали и задали его друг другу, находя ответы в тексте.
Уроки практического характера проводила на свежем воздухе с применением оборудования, например изучая тему «Полевые методы исследования» 7 кл ребята работали с компасом и термометром, определяли стороны горизонта и температуру воздуха.
Творческие задания
При изучении темы «Литосферные катаклизмы» 7 кл. учащиеся изготовили модель извержение вулкана. Так как
Создание моделей способствует развитию абстрактного мышления путём формирования географического образа мира.
Метод моделирования в географии позволяет:
· Изучить тему более быстрыми темпами
Важно так же доброжелательное отношение к учащимся. Иногда приходится и ручку дать, и листок, чтобы кто-то не бездельничал на уроке и не мешал другим. И конечно – одобрение, даже за небольшие успехи.
Все эти приёмы помогли учащимся восстановить пробелы в изучении сложных тем на уроках географии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.