8 класс. УРОК 5, 6. Географическое положение России. Пр.р №1 "Нанести на контурную карту объекты , характеризующие географическое положение России: объекты береговой линии, крайние точки, страны- соседи. Обозначить границу между Европой и Азией".
1. Этап целеполагания (формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь) -стр 6 (§1) (§ 4)
План характеристика ФГП материка |
План характеристика ФГП страны |
Определение на карте |
1. Как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана. 2. Определить крайние точки материка в градусах и протяжённость материка в километрах с Севера на Юг и с Востока на Запад. 3. В каких климатических поясах расположен материк? 4. Определите, какие океаны и моря омывают материк? 5. Как расположен материк относительно других материков? |
1. Положение по отношению к экватору 2. Положение по отношению к 00 меридиану. 3. Положение на материке, части света. 4. Моря и океаны, омывающие страну (морские границы). 5. Соседние государства. 6. Координаты крайних точек страны. 7. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности людей. |
объекты , характеризующие географическое положение России: объекты береговой линии, крайние точки, страны- соседи. Обозначить границу между Европой и Азией |
Вспомните: где проходит условная граница между Европой и Азией?
2. Этап постановки проблемы. Какое место среди стран мира занимает Россия по площади?
По рис. 1 (с.6) в учебнике сравните площадь России с другими странами и государствами.
(по квадратам - 1 млн км 2)
Продолжить предложения.
1. Россия- самое_____________________.
2. Её площадь ______________, что примерно равно площади ____________(17,8 млн км2)
3. Россия занимает 1/3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше_________.
4. Россия почти в 2 раза больше по площади________________.
5. Россия расположена на материке____________, в двух частях света-_____________.
3. Этап работы над открытым заданием, создание собственного продукта
Распределиться на 7 групп.
Дать характеристику ФГП России по физической карте атласа.
4. Этап сравнения с культурно-историческим аналогом.
1. Географическое положение, территория, границы
Площадь — 17 398,3 тыс. км2 . Европейская часть занимает 25%, азиатская — 75%.
Крайние точки:
• северная — м. Челюскин (770 43' с. ш.);
• южная — на границе с Азербайджаном, юго-западнее горы Базардюзю
• (41011' с. ш.);
• восточная — м. Дежнёва, 169°40' з. д.;
• западная — на Балтийской косе в Калининградской области, 19° 38' в. д.
Особенности географического положения.
1. Находится в Северном, Восточном, Западном полушариях.
2. Расположена в умеренном и холодном тепловых поясах, в областях арктического, субарктического, умеренного, субтропического климатического поясов.
3. Омывается водами Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого океанов и внутреннего Каспийского моря.
4. Граничит:
• на северо-западе — с Норвегией, Финляндией;
• на западе — с Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Беларусью;
• на юго-западе - с Украиной;
• на юге- с Абхазией, Грузией. Южной Осетией, Азербайджаном, Казахстаном;
• на юго-востоке- с Китаем, Монголией и КНДР;
• на востоке - с Японией, США (морская граница)
5. Россия простирается с запада на восток (от Балтийской косы до м. Дежнёва) на 11 тыс км. (1700) , с севера на юг ( от мыса Челюскин до Южной границе Дагестана)- 3110км.
( 280). Длина границ России превышает 60 000 км.. Самая длинная граница- с Казахстаном- более 7200 км. Самая короткая - КНДР 17 км.
Вывод: (с.9) Огромные размеры России, её большая протяженность ___________________ приводят к значительным различиям в ____________________. Например, _____________.
5. Этап рефлексивного осмысления результатов урока.
Заполнить таблицу:
Ключевые слова §4 |
Определение по учебнику |
Я это понимаю таким образом |
географическое положение страны |
|
|
крайние материковые точки |
|
|
крайние островные точки |
|
|
государственная граница |
|
|
территориальные воды (морская граница) |
|
|
природные условия |
|
|
природные ресурсы |
|
|
САМООЦЕНКА: за каждый этап по 1 баллу
Что не получилось? Почему?
6. Домашнее задание.
I. Базовые знания - §1 (§4) (Проверим знания, ответы на вопросы)
II. Повышенный уровень - §1(§4) ( более сложные вопросы)
III. Высокий уровень - Опережающее задание (от теории к практике) - Составить план выполнения практической работы.
АТЛАС, КОНТУРНАЯ КАРТА, ТЕТРАДЬ В КЛЕТКУ 18 листов (для тех кто не принёс)
ОТВЕТЫ на ТЕСТИРОВАНИЕ
1. Цилиндрическая, коническая, азимутальная. Коническая 2. Г 3. 1-В 2-Б, 3-А 4. В-подъём в гору. 5. На Запад к церкви |
1. Цилиндрическая, коническая, азимутальная. Цилиндрическая 2. В, Д 3. 1- В, 2- А, 3- Б 4. 1, ВБА 5. НА Запад к В. |
Задания 1. Проведите линией красного цвета государственную границу России. 2. Отметьте и подпишите крайние России и их географические координаты. 3. Подпишите названия морей, омывающих берега России. |
4. Подпишите названия государств, граничащих с Россией 5. Проведите условную границу Европы и Азии на территории России синим цветом, подпишите географические объекты, по которым она проходит. |
Границы России.
Пограничные |
Общая |
По морю. |
По суше, |
По рекам |
государства |
длина, км |
км |
км |
и озерам, км |
Норвегия |
219,1 |
23,3 |
43 |
152,8 |
Финляндия |
1325,8 |
54 |
1091,7 |
180,1 |
Эстония |
466,8 |
142 |
89,5 |
235,3 |
Латвия |
270,5 |
- |
137,2 |
133,3 |
Литва |
288,4 |
22,4 |
29,9 |
236,1 |
Польша |
236,3 |
32,2 |
203,3 |
0,8 |
Белоруссия |
1239 |
- |
857,7 |
381,3 |
Украина |
2245,8 |
320 |
1500,2 |
425,6 |
Грузия |
897,9 |
22,4 |
819,4 |
56,1 |
Азербайджан |
350 |
22,4 |
272,4 |
55,2 |
Казахстан |
7598,6 |
85,8 |
5936,1 |
1576,7 |
Монголия |
3485 |
- |
2878,6 |
606,4 |
Китай |
4209,3 |
|
650,3 |
3559 |
КНДР |
39,4 |
22, i |
- |
17,3 |
Япония |
194,3 |
194,3 |
- |
- |
США |
49 |
49 |
|
- |
Всего |
23115,2 |
989,9 |
14509,3 |
7616 |
Географический центр России расположен на юго-западном берегу
оз. Виви (Среднесибирское плоскогорье).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.