Урок 66
Чему учит
бытовая сказка
(татарская сказка «Мудрый старик»)
Педагогическая цель: способствовать развитию умения выражать свое отношение к прочитанному.
Планируемые результаты образования.
Предметные: делят текст на части, озаглавливают их; подробно и выборочно пересказывают текст; относят произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различают народную и литературную (авторскую) сказки; находят в сказке сказочные приметы.
Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; умеют оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Регулятивные: учатся высказывать свои предположения (версии); осуществляют действия по реализации плана.
Познавательные: общеучебные – структурируют знания; делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; логические – объясняют смысл пословиц; строят рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других; преобразуют информацию из одной формы в другую и выбирают наиболее удобную для себя форму; подробно пересказывают небольшие тексты; высказывают свое мнение.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
– Пожелайте удачи друг другу.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение сказки по ролям.
– С чего начинается сказка? Какие слова падишаха сопровождали казнь стариков?
– Какие загадки отец помог отгадать сыну?
– Как случилось, что падишах отменил свой жестокий приказ?
III. Постановка проблемы.
– Что необходимо составить, чтобы можно было легко пересказать сказку? И как это сделать?
IV. Открытие учениками нового знания.
Ученики составляют план сказки в тетради (задание 2, с. 31).
V. Первичное закрепление.
Пересказ «цепочкой» по частям.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Задание: подготовить пересказ от лица падишаха.
Заслушиваются выступления учащихся.
Работа в тетради (с. 31, задание 3).
Ах ты, Петя-простота…
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Имитация движений кота.)
Петя, Петя-петушок!
Что ты раненько встаешь?!
Детям спать не даешь.
(Кладут голову на парту,
имитируют сон.)
Чтобы нам совсем проснуться,
Нужно сладко потянуться!
(Выполняют несколько произвольных упражнений.)
Упражнение «Круг»
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
VII. Повторение пройденного.
– Что сказочного здесь?
– Кто герои этой сказки?
Оказываются, сказки бывают разными. Есть сказки богатырские. Что это за сказки? Есть волшебные. Назовите их отличительные особенности. Читали мы и анималистические – самые древние из сказок. В них звери разговаривают и ведут себя, как люди.
А сказка «Мудрый старик» – это бытовая сказка. От слова «быт» – повседневная жизнь. В ней главные герои – люди. В их основе лежат смешные или поучительные истории, взятые из жизни.
Какой же мудростью богата эта сказка? Чему она учит?
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– Какая пословица могла бы служить названием сказки:
· Корми деда на печи, сам будешь там.
· Корни старые – ветки новые.
· Без старых не проживёшь.
Оценка своей работы на уроке.
Домашнее задание: выполнить задание 1 в тетради на с. 32.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.