Урок ОНЗ по теме «Умножение одночлена на многочлен»
Тема: Умножение одночлена на многочлен.
Класс: 7
Предмет: алгебра
УМК(авторы): Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского – 7-е.изд. - М.: Просвещение, 2017.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Планируемые результаты:
- предметные: уметь умножать одночлен на многочлен; формулировать алгоритм умножения одночлена на многочлен; приводить многочлен к стандартному виду.
- метапредметные: 1) познавательные – уметь использовать математические знания для решения математических задач и оценки полученных результатов; уметь использовать математическую речь; уметь работать с информацией. 2) регулятивные – уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели и искать их самостоятельно; при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 3) коммуникативные – уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; уметь критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать свои ошибки.
- личностные: проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме «Многочлены» за счет включения в нее новых элементов: умножение одночленов на многочлен.
Развивающая цель: способствовать формированию умений применять приемы: обобщения, сравнения, выделения главного, развитию математического кругозора, мышления, внимания и памяти.
Воспитательная цель: привитие интереса к математике, активности, организованности, умение общаться.
Педагогические технологии: ИКТ, технология деятельностного метода
Методы обучения:
- словесные методы (беседа, чтение),
- наглядные (демонстрация презентации),
- проблемно-поисковый,
- метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Средства обучения (методическое обеспечение урока):
- компьютерная презентация,
- карточки с заданиями,
- карточки оценки работы на уроке.
Формы организации познавательной деятельности:
- групповая,
- коллективная (фронтальная),
- индивидуальная.
Структура урока
1. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности (1-2 мин).
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (4-5 мин).
3. Этап постановки учебной задачи (4-5 мин).
4. Этап «открытия» учащимися нового знания (7-8 мин).
5. Этап первичного закрепления (4-5 мин).
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин).
7. Этап включения в систему знаний и повторения (7-8 мин).
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин).
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (1-2 мин)
Ребята, еще за тысячи лет до нашего рождения Аристотель говорил, что «…математика … выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного». И после каждого урока неопределенности в мире математики у нас становится меньше, а овладевать новыми знаниями просто прекрасно. Я надеюсь, что и сегодня мы с вами откроем для себя что-то новое.
2)У вас на столах лежат листы
Закончите предложение и нарисуйте соответствующий вашему настроению рисунок. Моё настроение похоже на:
• солнышко;
• солнышко с тучкой;
• тучку;
• тучку с дождиком;
• тучку с молнией.
2. Актуализация теоретических знаний (4-5 мин)
Обратимся к «Копилке знаний». Что мы изучали на прошлых уроках?
Разминка “Проверь себя” Верно ли утверждение?
Индивидуальная работа: ответить в таблице верно ли данное утверждение, определение, правило.
Теоретический материал проверяем, проектируя на экран с помощью проектора.
Оценка выставляется в зависимости от количества верных ответов
Истинно / ложно
1. Одночленом называют сумму чисел, переменных и их степеней..
2. Буквенный множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена.
3. Произведение чисел, переменных и их степеней, называют одночленом.
4. Сумма показателей степеней всех переменных, входящих в одночлен, называется степенью одночлена.
5. Члены многочлена, которые имеют одинаковую буквенную часть, называют подобными членами многочлена.
6. Сумма нескольких одночленов называется одночленом.
7. a(b + c)= ab + ac – распределительное свойство умножения.
8. Многочлен, в котором каждый из его членов одночлен стандартного вида и отсутствуют подобные члены, называется многочленом стандартного вида.
9. Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак « + », скобки надо опустить, сохранив знак каждого слагаемого, который был заключен в скобки.
10. Когда раскрываем скобки, перед которыми стоит знак « - », скобки опускаем, и знаки слагаемых, которые были заключены в скобки, меняем на противоположные.
Самооценка
- « 5 » 10 верных ответов
- « 4 » 8– 9 верных ответов
- « 3» 6– 7 верных ответов
ОЦЕНКА:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Л |
И |
И |
И |
И |
Л |
И |
И |
И |
И |
Сейчас вам предлагается выполнить задание на карточке:
1 вариант |
1. Представьте одночлен в стандартном виде и подчеркните коэффициент |
|
2. Возведите в квадрат одночлен |
|
3. Выполните умножение одночленов |
и |
4. Составьте сумму многочленов и , преобразуйте её в многочлен стандартного вида |
5 Упростите выражение
|
Учитель: выполним проверку
1. |
2. |
3. с |
4. |
5 |
3. Постановка учебной задачи (4-5 мин).
Учитель: какой из номеров диктанта вызвал у вас наибольшие затруднения?
( предполагаемый ответ учащихся – 5)
|
Учитель: давайте попробуем выяснить, где именно возникло затруднение и почему?
Ученики: при умножении одночлена на многочлен. Мы не знаем правило умножения одночлена на многочлен.
Учитель: что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение?
Ученики: выработать (сформулировать) правило умножения одночлена на многочлен.
Учитель: какая же будет цель нашей деятельности на уроке сегодня?
Ученики: вывести правило умножения одночлена на многочлен.
Цель урока: выработать правило (алгоритм) умножения одночлена на многочлен и рассмотреть его применение на примерах.
Учитель: а теперь попробуйте сформулировать тему урока.
Ученики: умножение одночлена на многочлен.
Учитель: запишем тему урока на доске и в тетрадях. Умножение одночлена на многочлен.
4. «Открытие» детьми нового знания (7-8 мин).
Учитель: предлагаю сейчас поработать в парах
Задание:
1. Обсудите в паре решение последнего задания диктанта, .
2. Попытаться сформулировать правило умножения одночлена на многочлен и выдвиньте своё предположение.
3. Обоснуйте своё предположение (почему можно так делать).
4. Через три минуты представьте свой материал классу (используется плакат, фломастеры).
(идёт работа в парах, далее каждая группа выдвигает свою гипотезу и представляет классу, проходит общее обсуждение и делается вывод)
Учитель обобщает: при умножении одночлена на многочлен используется распределительное свойство умножения
(а(в+с)=ав+ас а(в+с+d)=ав+ас+аd
Если а=2х, в=, с= -7х, d=3, то имеем 2х2х+2х+2х=
(учащиеся переписывают в тетрадь этот пример).
Учитель: обратите внимание в результате мы получили столько одночленов в многочлене сколько их было в данном многочлене.
(учитель убирает плакаты с неверными гипотезами)
Учитель: попробуем сформулировать правило умножения одночлена на многочлен.
Учитель: проверим правильно ли мы сформулировали правило по учебнику (стр. 126).
5. Первичное закрепление (4-5 мин).
Учитель: проверим задание .
(подробное решение с записью на доске и проговаривание правила вслух у доски).
Учитель: выполнить задание с комментарием:
(учащиеся озвучивают решение с обязательным проговариванием вслух правила; затем на доске высвечивается правильное решение)
=
Учитель: на парте возьмите карточку №2. Работаем далее в парах (обязательное условие - при решении проговаривать друг другу правило).
1. Заполните пропуски: чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно ___________________ этот одночлен на ___________________ член ________________________ и полученные произведения _______________________ .
2. Выполните умножение (по образцу на экране), проговаривая друг другу правило ещё раз,
3. Назовите пропущенный множитель:
а)_____
Учитель: выполните самопроверку
1. Заполните пропуски: чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно умножить этот одночлен на каждый член многочлена и полученные произведения сложить.
2. Выполните умножение (по образцу на экране), проговаривая друг другу правило ещё раз,
=
+
3. Впишите пропущенный множитель:
а) 3а
(а-2)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин).
Учитель: а теперь попробуем выполнить по 2 примера самостоятельно. Кто выполнит задание, поднимает руку и получает лист самопроверки.
1 в. |
1. 3х(2х-1) |
2. |
(Учащиеся выполняют проверочную работу, а затем выполняется самопроверка работы по образцу)
Лист самопроверки:
1 в. |
3х(2х-1)=3х |
|
«Математическое лото» Учащиеся берут на столе одну карточку и находят соответствующий карточке ответ
3(2х + 4y – 5) |
6х + 12y − 15 |
П |
(5а2 – a + 1) ∙ 4 |
20а2 – 4a + 4 |
О |
− (4 + 2у) |
− 2 − у |
Л |
− 5(3х – 8) |
−15х + 40 |
И |
(− 2хy – 2у) ∙ (− 3) |
6хy + 6у |
Н |
0,7(3а + 10b) |
2,1а + 7b |
О |
− 4m(9 + 5n) |
− 36m – 20mn |
М |
А кто, знает, что такое ПОЛИНОМ? В переводе с греческого многочисленный, то есть многочлен имеет ещё одно название полином.
7. Включение в
систему знаний и повторение (7-8 мин).
Учитель: Конечно, ребята, недостаточно просто научиться умножать одночлен на многочлен. Необходимо знать, где это правило можно ещё применить. И сейчас вам предлагается разобрать задания, где пригодятся полученные сегодня знания.
Умножение одночлена на многочлен используется при упрощении выражений, решении уравнений, задач, при решении ряда заданий ГИА.
Решите данное задание.
Задание № 7. Вариант ГИА.
Упростите выражение 2с3 + 3с2 – 2с(с2 – 5с – 1) и найдите его значение при с = 2. В ответ запишите полученное число. Ответ: _______
Найдите ошибки:
5(3х – 2) – 2(5х – 1) = х – 8
15 х – 10 – 10х – 2 = х – 8
5х – 8 = х – 8
5х – х = −8 + 8
4х = 16
Х = 4
3. Выполните тест
«Усердие превозмогает всё» ( тест )
1.Раскройте скобки 2(х2-4) =
А) 2х2-4; Б) 2х2-2; В)3х2-8; С) 2х2-8.
2. Раскройте скобки а(3а-4а2) =
А) 3-4а; Б )3а2-4а3 ; В) 3а2-4а2 ; Г) 3а2-4а3+а .
3. Раскройте скобки -2х(х2-х-4) =
А) 2х3+2х2+8; Б )-2х3-х2+8х; В) -2х3+2х2+8х; Г )-2х3-2х2+8х.
4. Выполните действия: 4х2+4х(х-5) =
А) -20х; Б )8х2-5; В )8х2-20х; Г) 8х2+20х.
5. Выполните действия: 6х(х-3)-9(х ²-2х+4) =
А) -3х²-36; Б) -3х² -36х-36; В) 3х² -36; Г) -3х²+36х+36.
8. Рефлексия деятельности (итог урока) ( 2-3 мин).
вернёмся к цели нашего урока
- достигли ли мы своей цели?
- каков результат нашей деятельности на уроке?
- как умножить одночлен на многочлен?
-где используется это правило? Цель на будущее
Закончите предложение и нарисуйте соответствующий вашему настроению рисунок.Моё настроение похоже на:
• солнышко;
• солнышко с тучкой;
• тучку;
• тучку с дождиком;
• тучку с молнией.
Ребята, заполните, пожалуйста, небольшую анкету по данному уроку:
1. На уроке я работал |
активно/пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
доволен/не доволен |
3. Урок мне показался |
коротким/длинным |
4. За урок я |
не устал/устал |
5. Моё настроение |
стало лучше/стало хуже |
6. Материал урока мне был |
понятен/ не понятен полезен/бесполезен |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.