Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика |
Сокольникова Надежда Яковлевна |
Место работы |
МАОУ СОШ №220 |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): |
5 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) |
№65 |
Тема урока |
Антонимы |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): |
Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): |
☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
|
Личностные: -осознавать лексическое богатство русского языка; -стремиться к личностному самоопределению; -вырабатывать свою мировоззренческую позицию; Осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, мировоззренческий выбор; Оценивать информацию с нравственно-этической точки зрения; Стремиться к совершенствованию культуры речи, к созданию собственных текстов на основе владения литературным языком.
|
|
Метапредметные: Регулятивные: целеполагание, познавательная инициатива. Познавательные: извлечение информации из учебных текстов и словарей; синтез знаний; обобщение и систематизация наблюдений. Коммуникативные: совместная деятельность; сотрудничество с преподавателем и другими учениками. |
|
Предметные: -знать содержание понятия «антонимы»; -знать о словаре антонимов, о роли антонимов в речи; -находить антонимы в предложениях; -подбирать антонимы к указанным словам; -использовать антонимы при описании изображенного на рисунке.
|
|
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Антонимы, лексика, лексическое значение слова, однозначные, многозначные слова, переносное значение, омонимы, синонимы |
|
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Повторить и систематизировать понятия «лексическое значение слова», «синонимы»; познакомить обучающихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»; научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте. Урок составлен по учебнику Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создает эмоциональный настрой на работу. - Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок русского языка? - Давайте прочитаем вместе установку на урок: «Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Работайте внимательно. Все делайте старательно. Ведь каждый хочет получать Только лишь отметку … (пять!)» - Сядьте правильно, выпрямите спину. Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Тему запишем позднее.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Лингвистическая разминка. Учитель активизирует знания учащихся. - С чего начнем наше познание нового? (с повторения) - Какой раздел вы начали изучать несколько уроков назад? («Лексика»). - Что изучает лексика? - А повторять мы будем, разгадывая кроссворд. Итак, прошу вас разделиться на три группы по рядам. Посмотрим, какая команда разгадает быстрее кроссворд. (группы разгадывают, учитель контролирует) (Слайд)
Кроссворд.
1. Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка. (Лексика) 2. Лексическое значение – это … (Смысл) 3. Слова, имеющие одно лексическое значение. (Однозначные) 4. Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные) 5. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение. (Переносное) 6. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются… (Омонимы) 7. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются… (Синонимы)
- Молодцы, быстро справились! Какие понятия вы повторили? (лексика, лексическое значение слова - смысл, однозначные, многозначные слова, переносное значение, омонимы, синонимы) - Зачем нам нужно знать лексическое значение слова? Как вы будете использовать эти знания? (Чтобы точно выразить свою мысль)
Учитель предлагает сформулировать тему урока на основе записи на доске: Произошло от слов анти-против, онима-имя. Обучающиеся формулируют тему урока на основе записи на доске. (Слайд)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На прошлом уроке мы говорили о синонимах. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение. Это антонимы. Сегодня вы научитесь подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Чтение материалов для наблюдения на стр.154, выполнение заданий с использованием рисунка. 2. Анализ и запоминание нового термина (запись определения в тетрадь-справочник), сравнение его с терминами омонимы, синонимы. -Какие слова в этом ряду терминов являются антонимами? (Синонимы-антонимы) 3. Изучение статьи словаря антонимов (выдержка из «Словаря антонимов русского языка» М.Р.Львова) Праздничный – Будничный (Слайд) 4. Работа с упр.315, 316. Вывод об особенностях построения русских пословиц на основе противопоставления, с использованием антонимов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Дайте определение понятию антонимы. Подберите антоним к слову. Устная эстафета.
большой (маленький) нежный (грубый) толстый (тонкий) прямой (кривой) первый (последний) верхний (нижний) острый (тупой) горячий (холодный) белый (черный) хороший (плохой) дорогой (дешевый) хвалить (ругать) поломать (починить) правда (ложь)
|
БЛОК 3. Применение изученного материала |
|||||||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
|||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
|||||||||||||||||||||||||
1. Подберите антонимы к многозначным словам (постарайтесь избегать повторов): 1) лёгкий чемодан; лёгкая задача; лёгкая походка; лёгкий мороз; 2) грубый ответ; грубая ошибка; грубый смех; грубый голос; 3) серьёзный юноша; серьёзный вопрос; серьёзные проблемы; серьёзный противник; 2. Упр. 318 выполняется с дополнительным условием: составить словосочетания с данными и подобранными словами.
|
|||||||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
|||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания |
|||||||||||||||||||||||||
Упражнение 316. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните антонимы. Соотнесите одну из пословиц с жизненной ситуацией.
|
|||||||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
|||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания |
|||||||||||||||||||||||||
Упражнение 316. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните антонимы. Соотнесите одну из пословиц с жизненной ситуацией.
Данное задание перекликается с 12 заданием ОГЭ по русскому языку (лексический анализ слова).
|
|||||||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
|||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания |
|||||||||||||||||||||||||
Найдите и выпишите пары слов, которые соответствуют модели антонимов. (Слайд) Любишь брать - люби и отдавать. Маленькая ложь за собой большую ведет. Неверный друг - опасный враг. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. На чужом несчастье счастье не построишь. Битый небитого везет
|
|||||||||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
|||||||||||||||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
|||||||||||||||||||||||||
1. Установи соответствие. Запиши пары антонимов (Слайд)
|
|||||||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
|||||||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
|||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
|||||||||||||||||||||||||
Тестирование: (раздаточный материал) 1. Словарный состав языка изучает а) морфология; б) синтаксис; в) лексика; г) фонетика. 2. Лексическое значение слова обозначает: а) к какой части речи относится слово б) из каких звуков состоит слово в) что обозначает слово г) каким членом предложения является слово 3. Указать многозначное слово: а) монолог б) ковёр; в) айсберг; г) дополнение. 4. Указать однозначное слово: а) шляпа; б) гребень; в) жюри; г) число. 5. В каком словосочетании выделенное слово имеет переносное значение? а) золотое кольцо; б) ледяная глыба; в) голубое небо; г) железное здоровье. 6. В каком словосочетании выделенное слово имеет прямое значение? а) золотая пшеница; б) спит река; в) горят дрова; г) ледяной взгляд 7. Какие слова-омонимы различны по значению и написанию? а) топить печь – топить лёд б) громкий хлопок – белоснежный хлопок в) дремучие леса – хитрая лиса г) девичий наряд – наряд на уголь 8. Какое прилагательное можно заменить антонимом чёрствый? а) свежий костюм; б) свежий воротник; в) свежий журнал; г) свежий хлеб. 9. В каком предложении мысль выражена неясно? а) Лесник скосил траву. б) Кран не работает. в) Принеси зелёный лук. г) Брат точил косу. 10. Какое слово не является синонимом? а) всадник; б) наездник; в) верховой; г) человек
|
|||||||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
|||||||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия |
|||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
|||||||||||||||||||||||||
С какой целью используются антонимы в речи? Докажите, что они делают речь более яркой, выразительной. В каких произведениях устного народного творчества используются антонимы?
|
|||||||||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание |
|||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
|||||||||||||||||||||||||
&53 упр.317, упр.319 (группа готовит материал к уроку обобщения)
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.