Тема урока: «Формы размножения организмов».
Цели по содержанию:
1. Сформировать знания об особенностях полового, бесполого, вегетативного размножения организмов, их цитологических основах.
2. Показать значение размножения для поддержания численности популяции и сохранении вида.
3. Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу узнать, узнал», составлять кластеры, работать с компьютерной презентацией.
4. Создать условия для увлечённого учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности:
Индивидуальная, групповая.
Данный урок проводится с использованием технологии критического мышления и информационно – коммуникационной технологии
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.
План урока:
1. Организация класса.
2. Стадия «вызов». Актуализация, целеполагание, мотивация.
3. Осмысление содержания. Изучение нового материала и его закрепление.
4. Рефлексия. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организация класса.
Приветствие учителя и учащихся друг друга, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку.
Распределение учащихся по группам, комментарий плана работы на урок.
2. Стадия «вызов». Актуализация, целеполагание, мотивация.
Учитель сообщает тему урока, цели, критерии оценивания на занятии,
предлагает учащимся вспомнить всё, что они знают о размножении живых организмов.
Задание 1:
Учитель: вспомните всё, что вы знаете, или считаете, что знаете о размножении. Для этого напишите в тетради тему сегодняшнего урока. Затем напишите основные мысли по теме. Свои знания структурируйте, оформив их кластером. Слайд № 2.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе – пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся всё далее и далее.
Спустя 2-3 минуты после этой своеобразной инвентаризации своих знаний и догадок, учитель демонстрирует на слайде свой кластер. Слайд № 3.
Учитель: а, теперь ребята, посмотрите на слайд, где я написала те вопросы, которые можно было бы изучить при рассмотрении темы «Формы размножения организмов». Слайд № 4.
· Как вы считаете, чего здесь не хватает?
· Какие вопросы остались неосвещёнными, посмотрите в свои записи.
Спорные факты или неверные всё равно фиксируются, но около них ставится «?», что бы обозначить моменты, которые хотелось бы прояснить.
Учитель: ребята, мы ещё не начали изучать тему, а уже смогли столько о ней узнать друг от друга. Мы выяснили над каким материалом нам надо поработать особо, да и наверняка мы назвали ещё не всё. Теперь у нас есть возможность проверить и расширить свои знания.
Задание 2:
Учитель: дайте своё определение понятию «размножение», какое значение имеет размножение для живых организмов, и всё, что вы знаете по этой теме, внесите в колонку «знаю» следующей таблицы:
ЗНАЮ |
ХОЧУ ЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
|
|
|
Учитель на основе ответов учащихся на доске заполняет таблицу, графу «знаю».
Учитель: ребята, а чему ещё сегодня на уроке можно научиться, что ещё хотели бы вы узнать? Сделайте записи во второй колонке нашей таблицы «хочу знать».
Учитель заслушав ответы учащихся, заполняет соответствующую графу в таблице на доске.
3. Осмысление содержания. Изучение нового материала и его закрепление. Продолжение составления кластера по ходу просмотра презентации.
Размножение - всеобщее свойство живых организмов, заключающееся в способности воспроизводить себе подобных особей своего вида, поддерживать численность популяций в природе, сорта и породы в сельском хозяйстве. Слайд № 5.
Формы размножения организмов: бесполое, вегетативное, половое. Слайд № 6.
Бесполое размножение – размножение, которое осуществляется без участия половых клеток. Потомство однородное по своим наследственным свойствам (бесчисленные копии своего родителя). Слайд № 7.
Учитель: чем обеспечивается эта однородность?
Вегетативное размножение – размножение, при котором новый организм образуется из группы клеток материнского растения.
При бесполом и вегетативном размножении образуются особи генетически идентичные, копируют родительский организм. Слайд № 11.
Половое размножение – размножение с помощью половых клеток – гамет.
Половое размножение создаёт возможность перекомбинации наследственных признаков обоих родителей. Потомство может быть более жизнеспособным. Слайд № 30.
3.3. Виды бесполого, вегетативного и полового размножения. Слайд № 8, 9,10, 12-29, 31-36.
Особенности строения и функций половых гамет. Слайд № 37.
Гермафродитизм и раздельнополые организмы. Слайд № 38, 39.
Половой диморфизм. Слайд № 40.
Закрепление.
Работа в группах с выбором заданий разной степени сложности. Слайд № 43-47, 58 – устные ответы на вопросы по изученной теме.
Слайд № 48-52 – определить, какие формы и виды размножения характерны для данного организма.
Слайд № 53-57 – определить, какой из изображённых организмов лишний, почему, дать название.
Тест по актуализации полученных знаний. Самопроверка. Слайд 59-63.
4. Рефлексия. Слайд № 64.
Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?
Что оказалось новым?
Какие вопросы возникли у вас в ходе просмотра презентации?
Внесите эти вопросы в графу «узнал» таблицы.
· Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?
· Почему?
· Выскажите своё отношение к уроку: что вам понравилось на уроке, что не понравилось, что бы вы хотели изменить, провести по другому?
Заполните листы активности группы, подведите итог.
Выявляется самая рейтинговая группа, самый рейтинговый ученик.
5. Домашнее задание. Слайд № 65.
§31,32, записи в тетради выучить. Составить кластер по изученной теме, используя рисунки, вырезки с изображением животных и растений, размножающихся тем или иным способом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.