Урок биологии "Иммунология и здоровье", 8 класс

  • docx
  • 20.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала иммунология и здоровье 8 класс биология.docx

Рыбка Н.Д., учитель биологии

МБОУ «Чайкинская школа – детский сад»

Джанкойский р-н РК

Урок биологии

8 класс

Тема: Иммунология и здоровье.

Планируемы результаты: Личностные: определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу.

Метапредметные:

регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности;

познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют таблицы, схемы для получения информации; анализируют материал учебника и дополнительный материал; овладевают общими приемами решения учебных задач;

коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

Предметные: рассказывают о формах искусственного иммунитета, о группах крови и резус-факторе.

 

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебники, дидактический материал, муляжи головного мозга.

 

Ход урока

I.                   Организационный момент.

II.                Актуализация знаний

1.Антитела выделяют:

А) эритроциты, б) эпителиальные клетки, в) лимфоциты, г) тромбоциты

 

2. Антитела представляют собой белки:

А) агглютиногены, б) иммуноглобулины, в) гемоглобины, г) фибриногены

 

3. Ряд, в котором представлены основные причины снижения иммунитета:

А) неправильное питание, закаливание,

Б) плохая экология, недосыпания, занятия спортом,

В) избыточный солнечный свет, ежедневные прогулки, стресс,

Г) интоксикация алкоголем, стресс, недосыпание интоксикация алкоголем

 

4. Ряд, в котором перечислен факторы повышающие иммунитет:

А) медицинское обследование, вакцинация, спорт

Б) закаливание, введение сыворотки, диета

В) диета, закаливание, медицинские процедуры

Г) рациональное питание, закаливание, занятие спортом.

 

5. Что такое аллергия?

 

III.             Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

        Перечислите основные известные инфекционные заболевания.  Какие нужно предпринимать профилактические меры, чтобы не заболеть гриппом во время эпидемии?

Формулируют тему, цель, задачи урока.

 

IV.             Первичное усвоение новых знаний.

            Такой важной отраслью медицины, как иммунитет, занимается наука иммунология. Как же было положено начало?

            Эдуард Дженнер, английский ученый, обнаружил, что женщины, доившие больных оспой коров, сами намного реже болеют натуральной оспой. Тогда он взял жидкость из пузырьков оспы у женщины и перенес ее на ранку на коже мальчика. Через некоторое время Дженнер заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Это объясняется тем, что вирус коровьей оспы, не опасный человеку, вызвал появление антител, нейтрализующих вирусы натуральной оспы.

            Другой ученый Луи Пастер первым понял, что возбудителями заболеваний являются микробы. Так же он заметил, что люди, которые уже переболели болезнью, больше не болеют. Тогда он предположил, что, если попытаться ослабить микробы до такой степени, чтобы человек переносил болезнь в легкой форме, то человек будет уже защищен от настоящего заболевания. И как показали опыты, Луи Пастер не ошибался.

Такие препараты, созданные из ослабленных микробов начали называть вакциной (в пер. «коровьи»). Процедура введения вакцины называется прививка.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/y/YPeQHfkcWBjuVo9Eis1pF24Db7GdnT3AKlNIXC/slide-46.jpg

        После прививки иммунитет вырабатывается в течение месяца.

Вакцины создаются как для человека, так и для животных. При введении вакцины организм самостоятельно вырабатывает антитела. Но в иных случаях необходимо, чтобы вводили уже готовые антитела. Кровь для сыворотки берут либо у человека, перенесшего заболевание, либо у животного. И вакцины и сыворотки способствуют выработке. Кроме этого, человек имеет также пассивный иммунитет, или природный.

     А теперь соберем схему «Виды и формы иммунитета» на мультимедийной доске (эл. приложение к учебнику).

     А теперь вопрос ко всем «Какая группа крови у вас?». Сколько групп крови существует?

https://presentacii.ru/documents_4/bf3563f1a7cf22619a99245343a00883/img5.jpg

 

      Самыми распространенными являются 1 и 2 группы,  4 же – самая редкая. Переливание крови подчиняется своим правилам. Прежде всего, организм, который отдает свою кровь, называют донором. Организм, принимающий кровь, называется реципиентом.

      Существуют универсальные доноры и универсальные реципиенты.

       Как вы думаете кто является универсальным донором, а кто универсальным реципиентом? (Универсальным донором может быть человек, имеющий I группу крови, т.е его кровь можно переливать людям с любой группой крови. Универсальный реципиент – человек с IV группой крови.)

      Резус-фактор – этот белок эритроцитов. У 85% людей данный белок присутствует, таких людей называют резус-положительными (Rh+), у оставшихся 15% этот белок отсутствует. Таких людей называют резус-отрицательными (Rh-).

     Если переливать резус-отрицательному человеку резус-положительную кровь, то может возникнуть резус-конфликт. Т.е. организм донора начнет вырабатывать антитела против резус-фактора.

     Резус-конфликт может возникнуть и в том случае, когда мать – резус-отрицательна, а отец – резус-положительный. Если плод будет резус-положительным, то организм матери начнет вырабатывать антитела. При первой беременности их накапливается немного. И ребенок рождается нормальным. При повторной беременности их накапливается больше, и ребенок может родиться с патологиями. Поэтому у матери всегда берут кровь на выявление резуса ребенка. Но в настоящее время медицина шагает уверенно вперед, и врачи сделают все возможное, чтобы этого не случилось.

 

V.                Первичное закрепление.

А теперь мы с вами представим, что мы на станции переливания крови (работа в парах).

Заполните таблицу «Совместимость групп крови».

Таблица «Совместимость групп крови».

Группа крови

Может отдать кровь группам

Может принимать кровь групп

I

II

III

IV

 

2.В чем заслуга Ш. Дженнера?

 

3 .Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст цифры, выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запищите в таблицу.

У людей различают … (А) группы крови. В первые переливание крови от человека к человеку осуществил … (Б). … (В) исследовал проблему совместимости крови при переливании. Человека, отдающего кровь, называют (Г). Человека, принимающего кровь, называют … (Д).

Перечень терминов:

1) К. Ландштейнер

2) реципиент

3) донор

4) четыре

5) Дж. Бланделл

 

VI.             Подведение итогов.

VII.          Рефлексия.

VIII.       Домашнее задание.

П. 15, читать, отвечать на вопросы; составить памятку «Прививки и здоровье».