Урок чтения во 2-м классе
Тема: Рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
Цель: а) продолжать работу по овладению техникой чтения, формировать умения определять смысл произведения в целом, сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения. Углубить знания о творчестве Толстого;
б) развивать устную речь, логическое мышление, творческое воображение;
в) воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, цитаты из воспоминаний о нём: «Маленький Толстой был очень чувствителен - когда он слушал печальные истории или видел убитую птичку, то плакал, и его за это звали «Лёва-рёва».
Афоризмы: «Спешите делать добрые дела».
«Тот, кто не имеет сострадания, - жесток» и др.
Картинки с изображением животных. Словарик. Произведения Л.Н. Толстого.
I. Организация класса.
Приветствие детей, настрой их на работу.
II. Сейчас поработаем над дикцией, подготовим речевой аппарат к дальнейшей работе.
1. Читаем хором:
- Ты куда идёшь медведь?
- В город, ёлку приглядеть.
- Да на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты её?
- В лес возьму, в своё жильё.
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко, лучше принесу.
2. Это же стихотворение читается по ролям: дети первого ряда читают от имени медведя, второго ряда – от автора.
3. Затем ряды меняются ролями, задание дополняется новым требованием: разговаривая с медведем, выразить при этом испуг, плач, радость.
III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
1. Вступительное слово учителя:
- Дети, я знаю, что у вас дома есть любимые домашние животные: собаки, кошки и др. Вы много о них рассказывали, какие они хорошие и как вы о них заботитесь. Но в последнее время на улицах нашего села бродят бездомные собаки и кошки. А ведь это наши брошенные друзья. Друзья, которых предали, довели до озлобления и отчаяния. Как вы думаете, что их ожидает?
(Ответы детей).
- Судьба одного брошенного животного описана в рассказе уже известного вам писателя Л.Н. Толстого. ( Обращаю внимание детей на его портрет, цитату из воспоминай).
- Откройте учебник на странице 61.
- Как называется рассказ?
2. Название этого рассказа и является темой сегодняшнего урока.
- Прежде чем читать сам рассказ, надо подумать над заглавием
О чём нам может рассказать заголовок?
(Дети кратко характеризуют льва и говорят о том, что другим действующим лицом рассказа будет маленькая собачка, а не большая собака и объясняют, почему они так думают).
3. Постановка У.З.
- Когда мы читаем рассказ, какие задачи мы перед собой ставим? (Учимся читать правильно, выразительно, пересказывать).
Дополняю: Мы будем продолжать учиться анализировать текст, выделять главную идею, осмысливать поступки и поведение героев. Кроме того, мы будем учиться работать вместе, взаимодействовать, общаться друг с другом.
IV. Чтение рассказа учителем.
- Какие чувства вы испытываете? В какие моменты?
(Жалость, печаль, боль горечь, преданность).
- Какие слова можно взять ещё, чтобы выразить ваши чувства?
(На полотне набор карточек с различными словами. Предлагаю детям их выбрать. Вывешиваю эти слова на плакате).
V. Чтение вслух цепочкой с последующим ответом на вопросы.
Вопросы:
1. Как собака попала в клетку?
2. Как чувствовала себя собачка?
3. Почему лев не тронул её?
4. Отчего он умер?
VI. Выборочное чтение.
- Докажите словами из текста, что собачке было страшно. когда её бросили льву на съедение.
- Найдите в тексте подтверждение, что лев заботился и защищал её.
- Найдите в тексте ответ на вопрос: Как вёл себя лев после смерти собачки?
VII. Чему мы учились сейчас?
( Отвечая на вопросы, мы ещё лучше поняли главную мысль рассказа).
VIII. Физминутка.
IX. Продолжаем работу.
Вам предлагается задание.
- Прочитайте отрывок и подберите к нему подходящий заголовок.
Это задание можно выполнять двумя способами: индивидуально или в группе. Если изберёте первый способ, то читаете свой отрывок и самостоятельно озаглавливаете его, объясняете , почему выбрали этот заголовок.
Если работаете в группе, то совместно обсудите, кто за кем будет читать отрывок. Каждый предлагает свой заголовок. Далее вы отбираете наиболее понравившийся заголовок и докладываете классу и тоже объясняете, почему выбрали именно его.
Полминуты на раздумье. Дети в основном выбрали групповую форму.
Приступаем к работе.
Слушаем группы, отдельных ребят. Отбираем наиболее удачные заголовки, на их основании составляем план рассказа.
1. Встреча в клетке.
2. Дружба животных.
3. Смерть друзей.
- Что дало нам выполнение этого задания? ( Работа позволила выделить главную мысль каждой части текста. Поняли, как надо дружить и заботиться друг о друге. Надо уметь защищать друга, не боясь ничего).
X. Творческое задание.
Если бы лев и собачка умели бы разговаривать, какой диалог состоялся бы при первой встрече? Попробуйте составить диалог
- Как будем работать? В парах или индивидуально? (советую выбрать парную форму работы).
Отвечать можно по-разному: пара разыгрывает диалог по ролям или один из пары пересказывает весь диалог.
Выбирайте вариант работы и готовьтесь к выступлению перед классом. Слушаем и анализируем.
- Чьи выступления вам показались наиболее интересным?
- Что в них понравилось?
XI. Работа с пословицами.
На доске были закрыты пословицы.
«Друга ищи, а найдёшь – береги».
«Спешите делать добрые дела».
«Тот, не имеет сострадания, - жесток».
- Некоторые из этих пословиц отражают суть рассказа. Открываю пословицы и предлагаю прочитать их каждому самостоятельно, подумать, какой смысл в них заложен. (Беседа с детьми). Отберите самостоятельно, не советуясь, те из них которые наиболее полно раскрывают содержание рассказа, и объясните свой выбор.
Слушаем индивидуальные советы детей.
Прошу высказать своё мнение.
- Кто согласен с мнением товарищей? Кто не согласен? Почему? У кого иное мнение?
XII. Итог урока.
Предлагаю каждому подумать и ответить на вопросы:
1. Для чего автор нам рассказал эту историю?
2. Какова главная мысль этого рассказа?
3. Найдите в тексте предложение, где автор говорит о самом главном?
4. Для чего мы учимся анализировать поступки, поведение героев? Что это нам даёт?
5. Что из материала урока вам показалось интересным?
- Какие были затруднения?
XIII. Домашние задание.
1. Пересказ (поможет план).
2. Сделать иллюстрацию к рассказу.
3. Составить устный рассказ со счастливым концом.
Детям предоставляется право выбрать одно из трёх заданий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.