Урок чтения 2 класс "Школа России"
Оценка 5

Урок чтения 2 класс "Школа России"

Оценка 5
docx
17.01.2021
Урок чтения 2 класс "Школа России"
Урок чтения.docx

Урок литературного чтения на тему: "Ф.И. Тютчев. "Чародейкою Зимою…"

Цели и задачи урока.

I. Образовательные:

  1. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»

-познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;

-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

2. Показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии Ф.И. Тютчева.

II. Развивающие:

1.   Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;

2. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания;

3.   Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;

4.   Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.

III. Воспитательные:

-привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;

-воспитывать  чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,

-утвердить значимость и ценность каждого слова;

-передать красоту и музыкальность поэтической речи;

-пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.

Планируемые результаты: научатся прогнозировать содержание стихотворения, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Вид урока: объяснение нового материала.

Оборудование:

·        Компьютер;

·        проектор, экран;

·        презентация MS PowerPoint «Чародейкою Зимою…»

·        музыкальное произведение

·        учебники 2 класс  под редакцией Л.Ф .Климановой «Литературное чтение»

 

Ход урока

I. Мотивация

Начинаем урок чтения. Давайте создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка- это залог хорошего настроения. Давайте будем дарить друг другу здоровье и радость.

II.Актуализация знаний.

1.Работа со словами

-Чтение вполголоса

-Найдите слова на букву А

- Найдите слова с удвоенной согласной

- Найдите слова с Ь

- Найдите слова на тему ЗИМА

-Найдите слово, которое начинается  на букву Д и заканчивается Ь.

2.Речевая разминка.

Работа с пословицей

ДЕКАБРЬ ГОД КОНЧАЕТ, ЗИМУ НАЧИНАЕТ.

Объяснение

- Прочитайте пословицу с вопросительной интонацией.

- Прочитайте пословицу с восклицательной интонацией.

- Поставьте  логическое ударение на слове ГОД

- Поставьте  логическое ударение на слове ЗИМУ

- Прочитайте пословицу шёпотом и медленно.

- А теперь прочтите громко и весело.

Вывод: Подготовили речевой аппарат. Вот теперь самое время проверить домашнее задание.

III.Проверка домашнего задания.

Итак, сегодня - 13 декабря.

-Какое это время года по календарю?

-Подчинилась ли природа календарю?

-Что изменилось в окружающем вас мире, в природе?

-Чем вам нравится зима?

-А вы в лес зимой ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились? (словесное рисование).

-А кто хозяйничает в лесу, кто сделал его таким?

-А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову - «Зима»? (волшебница, колдунья, кудесница, художница, кружевница, мастерица и т.д.)

- Какое произведение читали дома? Кто его написал?

-Откройте учебники. Наша задача проверить свои навыки: правильность, беглость, осознанность, выразительность.

- Чьё чтение вам хотелось бы послушать?

Чтение вслух.

- Чьё чтение вам хотелось бы отблагодарить "пятёркой"? Почему?

- Какие бы советы дали остальным ребятам?

- Какой отметкой оцените их чтение?

- Почему так?

IV .Самоопределение к деятельности.

 Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?

- Чему будем учиться?

- Сегодня мы продолжим наше путешествие в зимний лес и познакомимся с одним из прекраснейших стихотворений Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою:". И наша задача попытаться вслушаться в стихотворение, понять, как и какими словами и средствами автор доносит до нас читателей красоту окружающего мира.

V.Работа по теме урока.

1. Чтение учителем стихотворения

- Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться)

Понравилось вам стихотворение?

Что напоминает это стихотворение? (сказку)

Вывод: Слушая вас, я сделала вывод - стихотворение вам понравилось.

- Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием.

2. Чтение детьми:

шёпотом

в парах друг другу

Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения.

3.Словарная работа.

- какие слова вам были непонятны?                                                                                                                                                                                                               

 

Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.

Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь.

Чары - волшебство.

Ослепительная краса (красивая, блестящая)

Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из крученых или иной формы шелковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.

Мещет – мечет - от слова метать, кидать.

4.Чтение детьми вслух.

- Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку?

-       Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение? (Если по грамматике зима, лес - что? А в стихотворении - кто).

-       Почему вам показалось, что правильнее было спросить о ком стихотворение?

-       А вы обратили внимание, с какой буквы написано слово Зима? В каких случаях мы употребляем заглавную букву? (имена собственные). Тогда почему же Тютчев слово Зима пишет с заглавной буквы? (например: хотел показать, что Зима живая, что природа живая и т.д.)

-       Поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. Какой литературный прием использовал автор? (олицетворение)

Каким красивым словом называет поэт Зиму? (чародейка).

-К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?

- Кто такой чародей, волшебник? Что он может?

Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.

- Почему зима предстала перед поэтом волшебницей?

- Опишите действия чародейки-зимы. (околдовала лес, очаровала его волшебным сном, сковала лёгкой цепью пуховой)

- Ребята, я думаю, вашему слуху больше знакомо слово - заколдован.

- Как вы себе представляете заколдованный лес?

- Как автор изобразил лес? (не мертвец и не живой)

- Страшно ли лесу? (нет, он очарован волшебным сном, блещет ослепительной красотой)

- Красив ли этот лес?

- Догадайтесь, в какое время суток поэт увидел этот лес? (утром)

- Как лес изменяется под лучами солнца?

- Какие бы вы чувства передали, читая описание леса, освещённого солнцем? (восхищение, любование)

-        Как Тютчев рассказал нам о зиме? (словами)

-      

 

 
 Опутан, окован.

-О ком так говорят? (например: о пленнике)

 

 
-Кто же кого взял в плен. Опутал, оковал? (Зима пленила лес).

-А плен это хорошо или плохо? (например: плен - вроде всегда плохо, это лишение свободы, угроза жизни, это cтpaшно).

-Подумайте, как же Зима смогла пленить лес? (например: ей пришлось потрудиться над каждым деревцем, над каждой веточкой, чтобы опутать, сковать весь лес цепью).

-Так какую же главную поэтическую мысль хотел передать нам поэт? (например: умейте видеть, чувствовать красоту родной природы. Учитесь рассказывать об увиденном так, чтобы перед глазами возникла эта волшебная картина - сказка!)

- Лес – природа для поэта – живое, а небездушное существо. Зима красива своим безмолвием. А, за этим безмолвием мы вдруг видим «чудную», скрытую тайную жизнь леса, которую видит только Ф. И. Тютчев.

-Значит, какой он человек? (наблюдательный)

VI. Физминутка.

 

VII. Продолжение работы по теме урока.

 

Каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту красками, словами, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку, смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту.

Многие художники посвятили зиме свои картины.

Это Андрей Викторович Герасимов

Аполлинарий Михайлович Васнецов

Иван Иванович Шишкин

- Ф. Тютчев создал "поэтическую" картину.

Художники изобразили с помощью красок и кисти.

Оказывается, можно рассказать о зиме и музыкой.

- Послушайте, как рассказал о зиме композитор. ( на усмотрение учителя)

Сегодня мы отправимся в зимний лес. Войдём мы туда под звуки музыкальной зарисовки композитора Микаэла Леоновича Таривердиева

Петра Ильича Чайковского «Зима»

 

- Что вы видите общего в стихотворении, в картинах, в музыке?

Какая зима?

 

Вывод: Зима у них красивая, спокойная, неподвижная, торжественная, таинственная.

 

Работа в группах

1 группа –художники

Первая группа получает задание: выполнить рисунок на тему: "Зима". Учащиеся рисуют на темном фоне мелом зимние пейзажи.

 

 

2 группа – писатели

Вторая  группа дополняет текст образными словами и выражениями.

 

Волшебница-зима.

 

В лес пришла:::..зима. Сосны и ели она нарядила в::::..шубы. На верхушки деревьев до самых бровей надела :::.. шапки. На рябинку накинула:::. покрывало. Веточки берёз украшены ::.. инеем. Раздвинуло солнышко тучку. Под его лучами ::..снег. ::::картина кругом!

 

3 группа – поэты.

Сочинить стих.

________________зима

______________холода.

______________снег

____________

 

 

- А теперь самостоятельно друг другу прочитайте это стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух.

 

Установка: Не забудьте сделать паузы, выделяйте голосом важные слова. Выберите темп, силу голоса.

 

Прослушивание 3-5 учащихся.

Перед прослушиванием: Постарайтесь донести до слушателей красоту картины и музыку стиха.

После чтения: Можно ли поэта назвать мастером, художником слова?

Вывод: Он сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты.  нам удалось прикоснуться к тайне зимнего леса, к волшебству мастера поэтического слова, почувствовать его настроение.

- Прочитайте его имя. Запомните его.

Фёдор Иванович Тютчев

- Спасибо, ребята, нам с вами так хорошо работалось!

VIII.Рефлексия.

Итог урока.

 

Сегодня на уроке мы почувствовали красоту зимнего леса, увиденного Ф. И. Тютчевым, раскрыли тайну стихотворения "Чародейкою Зимою…"

 Поэт представляет природу живой, имеющей свой язык, и способной дать человеку почувствовать её красоту и величие.

 

"В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык:"

(Ф. И. Тютчев.)

Далее я снова возвращаюсь к строчкам из стихотворения, написанным на экране:

 

"Чародейкою Зимою околдован, лес стоит"

 

Предлагаю вам поставить знак, передавая своё отношение к стихотворению:

 

. - ровное, спокойное настроение

! - стихотворение вызвало у вас восторженное чувство, очень понравилось

? - не почувствовали красоту стихотворения.

 

Пришло время оценить свой труд.

- Чему учились сегодня на уроке?

- От чего испытали радость?

- Что огорчило?

- А в целом, с каким настроением работали?

Прикрепить снежинки на доску.

 

 IX. Итог

Какое стихотворение мы  читали на уроке?

Кто его автор?

 

VII. Домашнее задание:

-Какое домашнее задание вы бы выбрали?

- Стихотворение выучить наизусть. К наиболее понравившимся строкам стихотворения подобрать иллюстрации.

 

 

 

 




 

Урок литературного чтения на тему: "Ф

Урок литературного чтения на тему: "Ф

Вид урока: объяснение нового материала

Вид урока: объяснение нового материала

Вывод: Подготовили речевой аппарат

Вывод: Подготовили речевой аппарат

V .Работа по теме урока. 1.

V .Работа по теме урока. 1.

Почему вам показалось, что правильнее было спросить о ком стихотворение? -

Почему вам показалось, что правильнее было спросить о ком стихотворение? -

Так какую же главную поэтическую мысль хотел передать нам поэт? (например: умейте видеть, чувствовать красоту родной природы

Так какую же главную поэтическую мысль хотел передать нам поэт? (например: умейте видеть, чувствовать красоту родной природы

Что вы видите общего в стихотворении, в картинах, в музыке?

Что вы видите общего в стихотворении, в картинах, в музыке?

А теперь самостоятельно друг другу прочитайте это стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух

А теперь самостоятельно друг другу прочитайте это стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух

Предлагаю вам поставить знак, передавая своё отношение к стихотворению:

Предлагаю вам поставить знак, передавая своё отношение к стихотворению:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021