Урок чтения и развития речи на тему" А.С.Пушкин "Вот север ,тучи нагоняя..."
Оценка 4.7

Урок чтения и развития речи на тему" А.С.Пушкин "Вот север ,тучи нагоняя..."

Оценка 4.7
docx
12.02.2020
Урок чтения и развития речи на тему" А.С.Пушкин "Вот север ,тучи нагоняя..."
Урок А.С.Пушкин.docx

 

Тема  А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

Цель урока: 

-продолжить знакомство с лирикой А.С. Пушкина;

-совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста;

-обогащать словарь новыми словами;

-развивать  внимание в процессе чтения, связную устную речь в процессе, ответа на вопросы учителя и через знакомство с новыми словами;

-развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;

-совершенствовать навыки правильного, беглого и осознанного чтения;

-воспитывать интерес к творчеству поэта;

-воспитать чуткое отношение к красоте русской природы;

 

Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина репродукции картин И.И. Шишкина «Зима», И.И. Грабаря «Зимний пейзаж»;

Ход урока

1.Орг. момент.

2.Речевая разминка.

Чтение двустишия. Прочитайте: про себя, шёпотом, вслух, быстро.

Зимним утром от мороза
на заре звенят берёзы.

3.Проверка домашнего задания.

 Давайте вспомним, над чем работали на прошлом уроке.

- Как называлось произведение?

- Кто написал это произведение?

- Назовите главных героев.

Хорошо, мы вспомнили, что изучали на прошлом уроке.

4.Актуализация знаний. Подготовительная работа  к восприятию нового произведения.

-Какое время года на улице?

-Какие зимние месяцы вы знаете?

А.Работа по репродукциям  картин И.И. Шишкина «Зима», И.И. Грабаря «Зимний пейзаж».

-Рассмотрите картины. - Что видите? (наступила зима)

-Как вы думаете, почему они так называются?

-Что на них изображено

-Какая пора зимы на них изображена?

-Опишите словами небо, деревья.

-Какие чувства они у вас вызывают?

-Как вы относитесь к зиме?

-Что вам кажется радостным и что печальным в природе зимой?

-Однообразен ли, по вашему мнению, зимний пейзаж и какие краски в нем преобладают?

-Чем красива зима?

Б.Видеофильм о зиме.

-Зима, действительно, преображает, околдовывает мир, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогают произведения мастеров слова, музыки, кисти. Они написаны в разное время. Каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу и в то же время в этих произведениях есть что-то общее. Мы сегодня будем находить это общее, сравнивать, анализировать, рассуждать.

5.Основная часть.

-Сегодня мы познакомимся с стихотворением А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». Научимся выразительно читать, анализировать содержание стихотворения, выделять главное.

- Дети, а вы знаете кто такой А.С.Пушкин?

- Какие его произведения вы знаете?

- Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей нашей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.

А.Художественная зарисовка.

- Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далёкое, далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…

- Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны, представьте себе, о чём я буду рассказывать. Итак, начинаем…

(Звучат “Времена года” П.И.Чайковского).

- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно…

В комнату вливался яркий свет, Александр Сергеевич подошёл к окну…

Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Всё белым-бело, нарядно, празднично… Что же сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.

-Такой увидел поэт зиму , а сейчас вы услышите, как он описывает зиму в своем стихотворении.

Б.Первичное восприятие.

В.Вопрос перед первичным восприятием

-Какова тема этого стихотворения?

Проверка первичного восприятия.

-Что можно увидеть, представить, когда читаешь это стихотворение?

(Дети видят большие поля, покрытые снегом. Ярко светит солнце.)

Описание зимнего пейзажа. А.С. Пушкин передал смену времен года: приход зимы.

Г.Повторное чтение учителем.

Сейчас прочитаю стихотворение, а вы мне ответите с какой интонацией и темпом я читала? На доске есть слова выберите подходящие.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Как читать – тихо, спокойно, холодно, тревожно.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою…

Как читать – медленный темп, умеренная громкость.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Как читать – радость, ликование.

Физкультминутка.

Зрительная гимнастика.

Прежде чем мы начнём работу с текстом, проведём гимнастику для наших глазок.

Словарная работа

Брега – устаревшее, то же, что «берега».

Клок – комок, клубок, небольшое количество.

Пелена – покрывало.

Проказы – шалости, проделки, озорство.

Самостоятельное чтение обучающимися.

Чтение вслух.

6.Закрепление.Работа с текстом.

Анализ содержания. Выборочное чтение.

-Проследим, как раскрывается тема, с помощью каких слов и выражений автор создает яркий, необычный (чудесный) образ зимы.

Пушкин относился к природе, как к живому существу, как к человеку со своим настроением и очарованием. Для описания зимы он использует образные выражения. Качества человека переносятся на явления природы: поэт оживляет природу, сравнивает ее с человеком.

Работа с обучающимися по вопросам над содержанием, языком стихотворения. Чтение хоровое - «Эхом» (по строчке 1, 2 строфа и т.д).

1 строфа:

-Какими словами передает А.С. Пушкин холод наступившей зимы?

«Север … дохнул, завыл» - они служат для того, чтобы показать, что зима обрекает все живое на холод, на неподвижность.

-Как поэт описывает зиму?

«И вот сама идет волшебница зима» - Почему зима названа волшебницей? (Потому что за короткое время зима изменила всё вокруг до неузнаваемости. Ещё недавно в природе были яркие краски, а сейчас - всё белое, блестящее, искристое).

 - зима-волшебница, потому что она удивительна, очаровательна, совершает чудеса. Она преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками. Докажем это.

2 строфа:

-Во 2-ой строфе найдите словосочетания, которые передают красоту зимнего леса.

«Пришла, рассыпалась» - выпал первый снег.

«Клоками повисла на суках дубов; легла волнистыми коврами среди полей, среди холмов; брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою» - с помощью этих слов автор описывает зимний лес: белый пушистый снег лежит на ветках дубов, укрыл поля, холмы; снег как вата, перемешанная блестками; снег искрится, кружится в воздухе хлопьями пуха. Если долго смотреть на него, он убаюкивает тебя, погружает в сон.

-Почему можно назвать лес сказочным, волшебным?

Зимний лес сказочный, волшебный, потому что он заснеженный, притихший.

3 строфа

-Объясните выражение «блеснул мороз» - в солнечный морозный день все озарено желтыми лучами солнца – снег ослепительно блестит на солнце, искрится блестками. Появляется ощущение чистоты и яркости зимних красок.

-Какое настроение создает это стихотворение?

«И рады мы проказам матушки зимы» - поэт говорит о радости видеть блеск белого снега на полях, о предвкушении удовольствия от прогулки по заснеженному лесу и о других зимних забавах. Автор, ласково называя зиму «матушкой», приветствует ее приход.

-Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?

-Прочтите первую часть стихотворения.

-О чем, говорится в этой части? (О том, как похолодало, небо затянуло тучами).

-Где надо сделать паузу?

Правильно, ребята, после слова «завыл», так как дальше говорится не о севере, а о зиме.

-А что, сделал север? (Дохнул, завыл).

-Прочтите вторую часть.

- Какое предложение читается особенно торжественно и почему? (Идет волшебница зима, потому что она как добрая волшебница радует всех). 

- Так с кем поэт, сравнивает зиму? (С волшебницей).

- А что сделала зима, когда пришла? (Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами ).

-А что сделал мороз? (Блеснул).

-Прочтите третью часть и подумайте, что хочет показать автор в этой части стихотворения?

(И рады мы проказам матушки - зимы - показывает, как приход зимы действует на человека. Мы рады зиме, как долгожданному гостю).  
- Правильно, ребята. Поэтому предложение - И рады мы проказам матушки - зимы — читается несколько ускоренно, как выражается радость от прихода зимы.

Самостоятельное чтение. Задание:

Мы изучаем на уроках русского языка имя существительное, я хотела , чтобы вы нашли их в этом тексте и назвали. (север, тучи, волшебница, зима, брега ,мороз ).

Подготовка к выразительному чтению стихотворения

-Подготовьтесь к выразительному чтению, передавая чувства, настроение, выраженное в этом стихотворении.

1,2 строчка - медленно;

3,4, - оживлённо;

5,6,7,8,9 - торжественно, восхищённо;

10,11 - радостно, празднично.

(карточки: торжественно, празднично, печально, строго, весело, радостно, грустно, ласково ). Найти нужные слова.

-Сейчас прочитайте стихотворение с выражением.

7.Обобщающая работа

Работа над выяснением идеи произведения

-Какова главная мысль стихотворения?

Чудесен, сказочен русский лес зимой. Образные выражения помогают передать прелесть и великолепие морозного солнечного дня, радость наслаждения красотой зимы. Художественные средства делают речь богатой и выразительной, заставляют радоваться и удивляться чуду поэзии.

Сравнительный анализ.

Дети, сегодня на уроке вы рассмотрели картину и прослушали стихотворение. Давайте попробуем сравнить. подберём слова подходящие к картине и к стихотворению.

1  набор слов – зима, снег, ручей, спокойствие, тишина, красота, иней, лето, жара, луна, цветы, земляника.

2 набор слов – мороз, волшебство, снег, сказка, холод, тучи, север, море, тепло, зелень, бабочки, трава.

Ответы детей.

8.Итог урока.

-Вот и подошел к концу наш урок. Какое впечатление у вас осталось?

-Как называется стихотворение, с которым мы сегодня познакомились?

-Кто его написал?

-Понравилось ли вам это стихотворение?

-Что вам особенно понравилось, запомнилось?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Рефлексия. «Пантомима»

Обучающиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично

9.Домашнее задание

 с. 85, выучить стихотворение наизусть.


 

Тема А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

Тема А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного

Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного

Закрепление.Работа с текстом.

Закрепление.Работа с текстом.

Мы изучаем на уроках русского языка имя существительное, я хотела , чтобы вы нашли их в этом тексте и назвали

Мы изучаем на уроках русского языка имя существительное, я хотела , чтобы вы нашли их в этом тексте и назвали
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2020