Тема А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
Цель урока:
-продолжить знакомство с лирикой А.С. Пушкина;
-совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста;
-обогащать словарь новыми словами;
-развивать внимание в процессе чтения, связную устную речь в процессе, ответа на вопросы учителя и через знакомство с новыми словами;
-развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;
-совершенствовать навыки правильного, беглого и осознанного чтения;
-воспитывать интерес к творчеству поэта;
-воспитать чуткое отношение к красоте русской природы;
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина репродукции картин И.И. Шишкина «Зима», И.И. Грабаря «Зимний пейзаж»;
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Речевая разминка.
Чтение двустишия. Прочитайте: про себя, шёпотом, вслух, быстро.
Зимним
утром от мороза
на заре звенят берёзы.
3.Проверка домашнего задания.
Давайте вспомним, над чем работали на прошлом уроке.
- Как называлось произведение?
- Кто написал это произведение?
- Назовите главных героев.
Хорошо, мы вспомнили, что изучали на прошлом уроке.
4.Актуализация знаний. Подготовительная работа к восприятию нового произведения.
-Какое время года на улице?
-Какие зимние месяцы вы знаете?
А.Работа по репродукциям картин И.И. Шишкина «Зима», И.И. Грабаря «Зимний пейзаж».
-Рассмотрите картины. - Что видите? (наступила зима)
-Как вы думаете, почему они так называются?
-Что на них изображено
-Какая пора зимы на них изображена?
-Опишите словами небо, деревья.
-Какие чувства они у вас вызывают?
-Как вы относитесь к зиме?
-Что вам кажется радостным и что печальным в природе зимой?
-Однообразен ли, по вашему мнению, зимний пейзаж и какие краски в нем преобладают?
-Чем красива зима?
Б.Видеофильм о зиме.
-Зима, действительно, преображает, околдовывает мир, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогают произведения мастеров слова, музыки, кисти. Они написаны в разное время. Каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу и в то же время в этих произведениях есть что-то общее. Мы сегодня будем находить это общее, сравнивать, анализировать, рассуждать.
5.Основная часть.
-Сегодня мы познакомимся с стихотворением А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». Научимся выразительно читать, анализировать содержание стихотворения, выделять главное.
- Дети, а вы знаете кто такой А.С.Пушкин?
- Какие его произведения вы знаете?
- Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей нашей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.
А.Художественная зарисовка.
- Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далёкое, далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…
- Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны, представьте себе, о чём я буду рассказывать. Итак, начинаем…
(Звучат “Времена года” П.И.Чайковского).
- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно…
В комнату вливался яркий свет, Александр Сергеевич подошёл к окну…
Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Всё белым-бело, нарядно, празднично… Что же сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.
-Такой увидел поэт зиму , а сейчас вы услышите, как он описывает зиму в своем стихотворении.
Б.Первичное восприятие.
В.Вопрос перед первичным восприятием
-Какова тема этого стихотворения?
Проверка первичного восприятия.
-Что можно увидеть, представить, когда читаешь это стихотворение?
(Дети видят большие поля, покрытые снегом. Ярко светит солнце.)
Описание зимнего пейзажа. А.С. Пушкин передал смену времен года: приход зимы.
Г.Повторное чтение учителем.
Сейчас прочитаю стихотворение, а вы мне ответите с какой интонацией и темпом я читала? На доске есть слова выберите подходящие.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Как читать – тихо, спокойно, холодно, тревожно.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою…
Как читать – медленный темп, умеренная громкость.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Как читать – радость, ликование.
Физкультминутка.
Зрительная гимнастика.
Прежде чем мы начнём работу с текстом, проведём гимнастику для наших глазок.
Словарная работа
Брега – устаревшее, то же, что «берега».
Клок – комок, клубок, небольшое количество.
Пелена – покрывало.
Проказы – шалости, проделки, озорство.
Самостоятельное чтение обучающимися.
Чтение вслух.
6.Закрепление.Работа с текстом.
Анализ содержания. Выборочное чтение.
-Проследим, как раскрывается тема, с помощью каких слов и выражений автор создает яркий, необычный (чудесный) образ зимы.
Пушкин относился к природе, как к живому существу, как к человеку со своим настроением и очарованием. Для описания зимы он использует образные выражения. Качества человека переносятся на явления природы: поэт оживляет природу, сравнивает ее с человеком.
Работа с обучающимися по вопросам над содержанием, языком стихотворения. Чтение хоровое - «Эхом» (по строчке 1, 2 строфа и т.д).
1 строфа:
-Какими словами передает А.С. Пушкин холод наступившей зимы?
«Север … дохнул, завыл» - они служат для того, чтобы показать, что зима обрекает все живое на холод, на неподвижность.
-Как поэт описывает зиму?
«И вот сама идет волшебница зима» - Почему зима названа волшебницей? (Потому что за короткое время зима изменила всё вокруг до неузнаваемости. Ещё недавно в природе были яркие краски, а сейчас - всё белое, блестящее, искристое).
- зима-волшебница, потому что она удивительна, очаровательна, совершает чудеса. Она преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками. Докажем это.
2 строфа:
-Во 2-ой строфе найдите словосочетания, которые передают красоту зимнего леса.
«Пришла, рассыпалась» - выпал первый снег.
«Клоками повисла на суках дубов; легла волнистыми коврами среди полей, среди холмов; брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою» - с помощью этих слов автор описывает зимний лес: белый пушистый снег лежит на ветках дубов, укрыл поля, холмы; снег как вата, перемешанная блестками; снег искрится, кружится в воздухе хлопьями пуха. Если долго смотреть на него, он убаюкивает тебя, погружает в сон.
-Почему можно назвать лес сказочным, волшебным?
Зимний лес сказочный, волшебный, потому что он заснеженный, притихший.
3 строфа
-Объясните выражение «блеснул мороз» - в солнечный морозный день все озарено желтыми лучами солнца – снег ослепительно блестит на солнце, искрится блестками. Появляется ощущение чистоты и яркости зимних красок.
-Какое настроение создает это стихотворение?
«И рады мы проказам матушки зимы» - поэт говорит о радости видеть блеск белого снега на полях, о предвкушении удовольствия от прогулки по заснеженному лесу и о других зимних забавах. Автор, ласково называя зиму «матушкой», приветствует ее приход.
-Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?
-Прочтите первую часть стихотворения.
-О чем, говорится в этой части? (О том, как похолодало, небо затянуло тучами).
-Где надо сделать паузу?
Правильно, ребята, после слова «завыл», так как дальше говорится не о севере, а о зиме.
-А что, сделал север? (Дохнул, завыл).
-Прочтите вторую часть.
- Какое предложение читается особенно торжественно и почему? (Идет волшебница зима, потому что она как добрая волшебница радует всех).
- Так с кем поэт, сравнивает зиму? (С волшебницей).
- А что сделала зима, когда пришла? (Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами ).
-А что сделал мороз? (Блеснул).
-Прочтите третью часть и подумайте, что хочет показать автор в этой части стихотворения?
(И рады
мы проказам матушки - зимы - показывает,
как приход зимы действует на человека. Мы рады зиме, как долгожданному
гостю).
- Правильно, ребята. Поэтому предложение - И рады мы проказам
матушки - зимы — читается несколько ускоренно, как выражается
радость от прихода зимы.
Самостоятельное чтение. Задание:
Мы изучаем на уроках русского языка имя существительное, я хотела , чтобы вы нашли их в этом тексте и назвали. (север, тучи, волшебница, зима, брега ,мороз ).
Подготовка к выразительному чтению стихотворения
-Подготовьтесь к выразительному чтению, передавая чувства, настроение, выраженное в этом стихотворении.
1,2 строчка - медленно;
3,4, - оживлённо;
5,6,7,8,9 - торжественно, восхищённо;
10,11 - радостно, празднично.
(карточки: торжественно, празднично, печально, строго, весело, радостно, грустно, ласково ). Найти нужные слова.
-Сейчас прочитайте стихотворение с выражением.
7.Обобщающая работа
Работа над выяснением идеи произведения
-Какова главная мысль стихотворения?
Чудесен, сказочен русский лес зимой. Образные выражения помогают передать прелесть и великолепие морозного солнечного дня, радость наслаждения красотой зимы. Художественные средства делают речь богатой и выразительной, заставляют радоваться и удивляться чуду поэзии.
Сравнительный анализ.
Дети, сегодня на уроке вы рассмотрели картину и прослушали стихотворение. Давайте попробуем сравнить. подберём слова подходящие к картине и к стихотворению.
1 набор слов – зима, снег, ручей, спокойствие, тишина, красота, иней, лето, жара, луна, цветы, земляника.
2 набор слов – мороз, волшебство, снег, сказка, холод, тучи, север, море, тепло, зелень, бабочки, трава.
Ответы детей.
8.Итог урока.
-Вот и подошел к концу наш урок. Какое впечатление у вас осталось?
-Как называется стихотворение, с которым мы сегодня познакомились?
-Кто его написал?
-Понравилось ли вам это стихотворение?
-Что вам особенно понравилось, запомнилось?
-Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Рефлексия. «Пантомима»
Обучающиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично
9.Домашнее задание
с. 85, выучить стихотворение наизусть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.