Урок чтения по рассказу Паустовского "Кот-ворюга"
Оценка 4.6

Урок чтения по рассказу Паустовского "Кот-ворюга"

Оценка 4.6
pdf
23.06.2020
Урок чтения  по рассказу Паустовского "Кот-ворюга"
СкворцоваЛ.Ч.Лицей Ступени Кот-ворюга.pdf

 

УМК: «Ритм»

Учитель: Л.Ч.Скворцова МАОУ «Лицей «Ступени»» г. Хабаровск

Класс – 4 

Дата: 10.06.2020

Предмет: литературное чтение

Тема: К.Г.Паустовский  «Кот-ворюга»

Цель: знакомство с писателем и его произведением,  развитие умения анализировать связь между героем и поступками, которые он совершает.

Задачи:

  способствовать развитию читательского интереса;

  формировать систему читательских умений (анализ произведения, рисунок)

  учить определять нравственную проблему, поставленную автором в рассказе (борьбы добра и зла); воспитывать гуманное отношение к животным;

  формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные: выразительное чтение текста, объяснение смысла названия произведения; определение своего отношения к прочитанному, аргументирование его; выделение в тексте фрагментов необходимых для ответа на вопрос; Метапредметные:

Извлечение информации,  понимание и преобразовывание информации ( составление схемы), изменение стратегии чтения, планирование собственной деятельности по решению учебной задачи, анализирование,  сравнивание,  умение делать выводы, строить рассуждения.

Личностные: 

  Определять индивидуальные затруднения, учиться строить план выхода из затруднения умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Познавательные УУД: -

  чтение текста, понимание содержания  текста, умение вести диалог с автором. умение находить в тексте ответ на заданный вопрос

  осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения умение подбирать слова-определения для характеристики героя.

  умение проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные УУД:

  прогнозирование результата  и уровня освоения   способов действия 

  выбор средств достижения цели

  умение высказывать своё предположение (версию) на основе заголовка произведения; Коммуникативные УУД:

  реализовывать потребность в общении со сверстниками;

  эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

  высказывать оценочные суждения, рассуждать;

  ориентироваться в нравственном содержании понятий: доброта, доброе отношение;

  развитие умений слушать и понимать речь других;

  умение работать в паре и в группах;

Материально-техническое обеспечение:

1.      Интернет-ресурсы.

2.      Наглядные пособия.

Модель «Кота», презентация, магнитная доска с опорными словами, раздаточный  материал (толковый словарь).

3.      Информационно-коммуникативные средства. презентация к уроку.

4.      Технические средства обучения. Компьютер; проектор.

5.Методы работы: наглядный, беседа, подводящий диалог, проблемный диалог, поисковый метод ( работа с информацией), работа по вопросам-опорам, моделирование.

6.Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  индивидуальная,

  парная групповая,

  фронтальная.

7.Виды деятельности учащихся:

  работа с моделей текста;

  работа с информаций из текста;

  работа с толковым словарём;

  творческое задание  

8.Формы контроля:

  самооценка;

  промежуточный контроль Тип урока:

урок первичного предъявления новых знаний.

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

 Мотивация учебной деятельности

Метод «Поздоровайся глазами»

 

 Добрый день!  

  

-Ребята, возьмитесь за руки, поднимите их вверх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением. А сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок.

 

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест 

 

Положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

 

  

 

 

 Регулятивные УУД: -нацеливать на успешную деятельность.

Личностные УУД:

 

самоопределение к деятельности, настрой на урок.

 

Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и слышать.

Подготовка к восприятию нового материала. 

(Методы выяснения целей, ожиданий, опасений)

 

 

 

 -Что вы ждёте от урока?

Продолжите высказывание: 

-Сегодня на уроке мне хотелось бы …

-Чтобы всё получилось на уроке, мне необходимо

- Я опасаюсь, что…

 

 

 

-Сегодня на уроке мне хотелось бы узнать что-то новое, интересное

-Чтобы всё получилось на уроке, мне необходимо не волноваться, слушать товарищей.

- Я опасаюсь, что могу что-то не понять.

  

 

Коммуникативные УУД:

Взаимодействие с учителем и одноклассниками. Умение договариваться, слушать и слышать друг друга

Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое

 

 

 

Этап актуализации и пробного учебного действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, мы настроили себя на деловой лад. Пусть у нас всё получится, ведь каждый урок литературного чтения – это новые встречи. С кем ?  Посмотрите на выставку  книг .

 

 

-                     Кто читал эти произведения? Давайте вспомним, о чём они?

-Посмотрите, пожалуйста на портрет этого человека.

 

-Кто узнал этого писателя?  

-Кто же такой К.Г.Паустовский?

-                     Что это был за человек? Что вы знаете о нём?   

 

 -Однажды Паустовский сказал очень хорошие слова.

 

 

 

- Книги о природе, о русской жизни,  о животных, наполнены любовью к Родине.

 

 

-Паустовский Константин Георгиевич  С самого детства его родители прививали сыну любовь к искусству. Мать любила заниматься музыкой и играла на рояле, а отец увлекался театром.    За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках своей Родины.

Паустовский написал много рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину.  Книги Паустовского переведены на многие иностранные языки. За свои книги был награжден тремя орденами и медалью.

 

 

-Я думаю, можно, потому что эти слова можно применить к любому его рассказу, и они будут отражать суть», ведь книги К.Г.

 

Регулятивные УУД:

Формулировать и сохранять учебную задачу и цель;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Умение предугадывать содержание произведения по заглавию, опорным словам.

Осуществлять

взаимоконтроль

 

- умение работать с текстом, находить нужные отрывки, Познавательные УУД:

Понимать прочитанное, делать соответствующие выводу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Жизнь должна строиться по законам красоты, которая открывает человеку доброе в нем самом, делает людей светлее и лучше»                            К.Г. Паустовский.

 

-                     Как вы считаете, это высказывание можно назвать жизненным девизом автора? Почему?

 

-                     Любимой темой Константина Георгиевича Паустовского является – природа, а героями его рассказов-животные.

 

-                     О каком животном пойдёт сегодня речь на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.

Красив, он и строен, длинноус и мохнат

Он любит мышей, ненавидит собак. (кот)

         

-В народных сказках животные обладают, как правило, постоянной характеристикой: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк – жадный, медведь – неуклюжий. 

-                     А вот к коту отношение неоднозначное. В одних сказках к нему относятся  уважительно, называют по имениотчеству Кот Котофеич, в других –кот уверен в себе, решителен, независим.

(Р. Киплинга “Кошка, которая гуляет сама по себе”, 

  Ш. Перро     “Кот в сапогах”, 

  П. Бажова    “Серебряное копытце”)

 

Паустовского очень добрые, наполнены любовью к миру и людям.

   

 

-Конечно, это качество «кот»

 

 

Этап выявления места и причины затруднения;

 

Как вы думаете, какой характеристикой будет обладать наш «кот» в рассказе Паустовского? 

— Это  нам предстоит выяснить в течение урока.  - Откройте учебник на стр.121 Прочитайте название нашего рассказа.

 Кот может быть хитрым, может слабым или сильным, ловким.

 

 

Паустовский «Кот-ворюга»

 

 Регулятивные УУД: оценивание своих возможностей, прогнозирование результата. Учиться высказывать своё

 

 

 

 

 

 

 

Этап построения проекта выхода из затруднения;

( по ходу чтения проверяем свои предположен

 

-   Предположите о чём будет это произведение?

Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?

Как называет его автор?

-А кто такой вор? 

-Но ведь Паустовский  не назвал свой рассказ  «Кот-вор», а назвал « Ворюга», значит это слово имеет  какой-то другой смысл.

-Что означает слово «ворюга»?

-Где мы можем найти ответ на этот вопрос?

-   Есть ли разница между словами вор и ворюга?

-А какой оттенок имеет слово «ворюга»? 

Где можно узнать точное значение слов?

-На что нужно обратить внимание? 

-Каким вы его представляете?

-Где нам нужно проверить свои предположения о коте? Значит, мы должны прочитать рассказ.

 

 

Будем читать рассказ и вести диалог  с автором, будем задавать вопросы автору, искать ответы и проверять свои предположения по ходу чтения. 

За этим котом наблюдали:  Рувим-деревенский мальчишка Фраерман-писатель и друг Паустовского.

 

 

Автор называет его «Ворюга»  

Вор — это тот, кто крадёт, ворует.             .  

Ворюга (презрит.) – то же, что и вор. В

Толковом словаре Ожегова.                            

В скобках записано «презрит.» — это

высшая степень презрения.                             

 

 

Проверить свои предположения о коте можно в учебнике.

Предположим, что он обворовывал нас

-

-Может, он падал, у кота было много приключений.

 

предположение (версию) на основе работы заголовка       

 

 Этап реализации построенного проекта;  

 

  

 

Чтение рассказа с остановками.                                             Остановка1                                                                               

- Итак, перед вами действительно дерзкий преступник.  -Но есть ли у кота «смягчающие вину обстоятельства»?

 

-Что кот воровал?

…на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.

Это не обычный деревенский кот, живущий  в каждой избе, а кот-ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем.            

Воровал ливерную колбасу, утащил кукан с десятью окунями.

 

Личностные УУД:     

Определять индивидуальные затруднения, учиться строить план выхода из затруднения умение выказывать свое отношение

 

 

  

 

 

  

  

 

 

 

 

 

Этап первичного закрепления

 

-Что такое кукан?

 (Кукан – толстая верёвка, на которую надевают пойманную рыбу (у рыболовов)

 

-Какие проделки кота заставили рыболовов поймать его?

-Что произошло дальше?

-                     Волнуетесь ли вы за кота, за его дальнейшую судьбу?

-                     Мы пришли в отчаяние. Почему?                                          -Мы не знали, как поймать кота. А зачем его ловить?   

-Почему хвост обрублен?   

 

-Почему он воровал?                                                                 

-Кот «грозно выл». Чего он хотел? 

-Но спасения не было, и он решился на отчаянный поступок. Какой? Предположите.      

С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.

 

-Кот мчался под дом,  а дом находился в лесу. Что хотел кот?

Остановка 2  

-Какие звуки вы услышали? Какие запахи почувствовали? Закройте  глаза, представьте себе, что мы находимся в глухом заброшенном саду.  Что мы услышим? Какие запахи ? И эту красоту нарушил кто?

-Кот стал проблемой , он не давал людям насладиться этой красотой.

- Есть ли связь между описанием дома и главным героем? 

 

 

Пришли в отчаяние, потому что не могли поймать кота, чтобы его наказать. 

-Хвост обрублен, потому что-то кто-то его

пытался поймать воришку, может хвост

             попал в капкан.

Бездомный, голодный, нет хозяина, некому его кормить, он бродяга, бандит, кот  хотел есть.

 

Кот решил прыгнуть с берёзы.

 

 

 

-Кот хотел, чтобы мы ушли.               

 

 

 

Могли услышать пение птиц, стрёкот кузнечиков,  а может стояла полная тишина, может можно было уловить запах яблок, свежей травы.

 

 И эту тишину, и красоту сада нарушил  кот.

 

к героям, выражать свои эмоции;

умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

ПознавательныеУУД:     Выделение существенной информации из читаемого текста. Способствовать формированию читательской компетенции.  Выделение существенной информации из читаемого текста.   Регулятивные УУД: учиться новым способам деятельности, учиться правильно понимать учебную задачу и способ её выполнения.  

 

Коммуникативные УУД:  - развитие умений слушать и понимать речь других;

 

 

Личностные УУД:     

 Определять индивидуальные затруднения, учиться

 

 

…Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.

 

(Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть)

 

-Почему попался кот Ворюга?

-Как это произошло? Как вёл себя кот? Куда он залез?

-Сколько времени прошло?

 

-Почему вызвали Лёньку? Как Ленька вытащил кота?

-Что бы вы придумали на месте Лёньки?

-Как бы вы вытащили кота?

 

-Кто знает, что такое плотица?  Это рыба, вот так выглядит.

 

 

…Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели, как следует.

 

-Кот зажмурил глаза и прижал уши. О чём вы подумали?

 

— Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.  Тощий — это какой?

 

Остановка3

Представляете, как выглядел кот?

-Кот попался и люди могли впервые его увидеть. Что они увидели?

-Отчего он был худощавый? Что значит огненно-рыжий?

-Какие были глаза?

 

 

 

 

 

 

Ленька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу.

 Я бы на месте Лёньки попытался обрызгать его водой, ведь коты не любят быть мокрыми, тогда кот бы сам вылез

 

За шиворот- за воротник.

 

 

Тощий — это худой.

  

 Люди увидели прожжённое ухо, белые пятнышки на голове, он был огненнорыжий   (очень ярко рыжий)  с белыми подпалинами на животе, худощавый, с зелёными глазами.

 

строить план выхода из затруднения умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

ПознавательныеУУД:     Выделение существенной информации из читаемого текста. Способствовать формированию читательской компетенции.  Выделение существенной информации из читаемого текста.   Регулятивные УУД: учиться новым способам деятельности, учиться правильно понимать учебную задачу и способ её выполнения.  

Личностные УУД:      

Определять индивидуальные затруднения, учиться строить план выхода из затруднения умение выказывать свое отношение

 

 

 

(Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного)

 

Кот пойман. Как вы думаете, что ждёт этого кота?    

 -Что же нам с ним делать?                                                   

-                     Выдрать! - сказал я.                                                               

-                     Не поможет, - сказал Ленька. - У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует

 

— Вот ещё один способ наказания.

 

-Как наказали кота? Правильным ли было выбранное решение?  Объясните почему.

 

-Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами.

-Несмотря на то, что кот воровал пищу, какое наказание выбрали для кота люди? 

 

Остановка4.

Кот наказан, но автор пишет ещё одну часть.

- Как вы думаете, о чём она? 

-Изменится ли кот или снова будет воровать? 

Может  пойманного кота отдадут в питомник, может побьют, накажут.

 

 

 

 

Вместо наказания, кота  накормили.

 

 

 

 

Несмотря на то, что кот воровал пищу, люди выбрали путь добра.

 

После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.  С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

 

Кот стал следить за порядком во дворе.

 

к героям, выражать свои эмоции;

умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

ПознавательныеУУД:     Выделение существенной информации из читаемого текста. Способствовать формированию читательской компетенции.  Выделение существенной информации из читаемого текста.   Регулятивные УУД: учиться новым способам деятельности, учиться правильно понимать учебную задачу и способ её выполнения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:     

Определять индивидуальные затруднения, учиться строить план выхода из затруднения умение

 

 

-Давайте проверим. Наши предположения оправдались? -Чем закончилась история кота Ворюги?

-Как могут дальше развиваться события?

-Как кот отблагодарил людей за такое наказание?

 

…Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный "Горлачом". Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел. С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.

 

-Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения ворюги и бандита в благородного кота? --

-Интересно, какой благородный поступок может совершить кот?

 

-Как  превратился кот Ворюга в кота Милиционера? Подходит ли теперь к нему такое прозвище?

 

- А что могло произойти, если бы его наказали, изменился бы кот?

-Какую проблему поднимает автор в рассказе?

Паустовский хочет, чтобы мы поняли, что нередко то, чего нельзя достичь путём зла, наказания, жестокости – легко достигается при помощи доброты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Люди выбрали для него  наказаниеугощение, он будет сытый и поэтому он перестанет воровать. 

Если бы его наказали, он бы, наверное, продолжал воровать, ведь он был бы голодный.

 

 

 

 

выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

ПознавательныеУУД:     Выделение существенной информации из читаемого текста. Способствовать формированию читательской компетенции.  Выделение существенной информации из читаемого текста.   Регулятивные УУД: учиться новым способам деятельности, учиться правильно понимать учебную задачу и способ её выполнения.  

 

 

 

 

Динамическая пауза 

Метод релаксации. Для  повышения уровня энергии, бодрого

настроения              

«Делай как я»

Давайте отдохнём. Я буду читать  высказывания, если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

-  У него бесшумная походка.

-  Прекрасный нюх.

-  Умывается собственной лапой.

-  Хорошо видит в темноте.

-  Называют другом человека.

-  Любит гулять сам по себе.

-  Дружит с собаками.                         

 

 Коммуникативные УУД:  - развитие умений слушать

и понимать речь других;

 

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

 

Метод «Групповой обмен мнениями»

 

Исследовательская работа в группах. Заполнение таблицы:

1 группа:

Найдите в тексте описание внешнего вида кота. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

 

 

 

2группа: 

Найдите в тексте описание действий и поступков кота.

 

Почему он совершил их? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?

 

 

3 группа:

Проверка:

 

  1группа:  

Кот-ворюга – главный герой рассказа. В  начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный котбродяга и бандит, рыжий, разорвано ухо и отрублен кусок хвоста, дикие глаза, тощий.  Вызывает чувство жалости. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.

 

 

 

  2 группа 

Обворовывал,  ловко прятался, грозно выл,  отчаянно упирался.  Кот смелый,  решительный, самостоятельный  иного выхода у него нет

3группа 

В словах автора слышится, скорее всего, изумление, удивление.

ПознавательныеУУД:   Выделение существенной

информации из читаемого т 

  

 Личностные УУД: Умение оценить поступки  героев с точки зрения  моральных норм  текста.

 

 Регулятивные УУД:  учиться новым способам деятельности, учиться правильно понимать учебную задачу и способ её выполнения.   Коммуникативные УУД: согласованность действий с партнёрами.

 

 

-Как автор называет кота в 3 части. Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите

однокоренные слова к слову «ворюга.» -Почему у кота были такие повадки?

-Как он попался?

 Почему именно Лёнька смог выманить кота?

-Как хотели поступить с котом?                                              

 

4группа:

Как автор называет кота в 4 части.

Подготовит выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.

Какое решение оказалось верным?

Как изменились повадки кота?

Каким он стал? Почему? Кто и как помог в этом коту?

 

-Что же побуждает кота на столь внезапное проявление благородства?

 Кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.  Ворворишка-ворюга.

 

 

4группа  

В словах автора в конце рассказа слышится – даже восхищение. Ведь кот, от которого не ждали ничего хорошего, «даже совершил благородный и неожиданный поступок»:

наказал петуха, наглым образом воровавшего кашу.

Отношение автора к коту изменилось, люди  стали называть хозяином.

Изменилось не только отношение к коту, но и  изменилась его кличка (ворюгамилиционер)

Бывший ворюга добром платит за добро: за воровство его не наказали, его накормили и попытались перевоспитать. Мудрым в этой ситуации оказался мальчик Лёнька. Он понимает, что наказание кота не исправит, и предлагает путь добра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Познавательные УУД:

Умение работать с текстом, его содержанием. Находить необходимые отрывки для ответа на вопрос.

Коммуникативные УУД:

Умение договариваться, слушать и слышать друг друга. Регулятивные УУД:  учиться новым способам деятельности, учиться правильно понимать учебную задачу и способ её выполнения.   

  

 

 

 

 

 

Внешность

Рыжий, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, белые подпалины на животе, нахальные глаза

Поступки

Обворовывал, ловко прятался, потерял совесть, бродяга, бандит, бандитские проделки, грозно выл, отчаянный поступок, ужасающий вой, босяцкие выходки, притворно выл, как подземный дух, ругался под домом, издавал хищное щёлканье, вцепился мёртвой хваткой, отчаянно упирался.

Авторская оценка в  3ч

Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит-ворюга, грабёж среди бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки,  кот-беспризорник.

Авторская оценка в 4ч 

Автор называет кота-хозяином

Обобщение:

 

 

Ребята, вы наверно обратили внимание, что в рассказе не показано, как кот изменился внешне?

Это не важно, главное – его поведение. Теперь кот не просто сам соблюдает порядок, но и следит за дисциплиной во дворе. Это не значит, что кот стал ручным и совсем уж домашним: «ходил по дому и саду, как хозяин и сторож»,  «требовал благодарности». Оставшись таким же самоуверенным, всю силу своего характера он направляет на добрые дела.

 

 

 

 

Этап включения в систему знаний и повторения; 

 

 

 

 

Метод «Творческая мастерская». Метод презентации практической работы  результатов

 

 

Творческая работа в парах  (связь с жизнью) - Встречались ли вам в жизни подобные истории?

-                     Как вы поступали в таких ситуациях? 

 

 

-В 4 части нет  описания внешнего вида кота. Как вы думаете, почему?

Описание внешнего вида кота неважно в 4 части, ведь хвост у него не отрастёт, цвет  глаз и окрас шерсти не изменится.

 

-                     Нарисуйте портрет кота, в соответствии с описанием в рассказе.

-Презентация выполненных работ.

 

Расскажите своему соседу по парте.

 

 

Оно есть в начале рассказа.

Личностные УУД:    

Определять индивидуальные затруднения, учиться строить план выхода из затруднения умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Коммуникативные УУД: согласованность действий с

партнёрами.

 

Обобщение усвоенного и включение его в систему

Подходит ли эта  пословица  к нашему  тексту?

«Добро всегда добром возвращается»

 

Данная пословица 

«Добро всегда добром возвращается» подходит нашему рассказу.

 

Регулятивные УУД:

Выполнение учебных действий

 

ранее усвоенных ЗУНов и УУД 

 

-                     Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь: Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

 

В нашем рассказе мы увидели чудесное превращение кота-ворюги в кота-милиционера, давайте покажем  это на схеме.

 

-                     Вы сейчас сказали тему нашего урока, как кот -ворюга превратился  в кота-милиционера

-А что помогло совершить коту?

 

-А только ли  с котом могла произойти такая история? С кем ещё? 

 

-                     А могла такая история произойти с человеком?

 

-А может ли человек под влиянием другого человека измениться в лучшую сторону?

 

Да, любой  плохой человек под влиянием доброты  может превратиться в хорошего. 

 

-Вы поняли главную мысль нашего произведения?   У каждого человека может быть какая-то плохая черта характера. Исправить его можно не только наказанием, плохим отношением, а сочувствием, добрым отношением.

 

 

  

 

 

Составление схемы:

 

 

е

угим

я

Познавательные УУД:

Осознанно воспринимать полученную информацию.

 

Личностные УУД:    

Определять индивидуальные затруднения, учиться строить план выхода из затруднения умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

ПознавательныеУУД:   Выделение существенной

информации из читаемого т 

 

Регулятивные УУД:  учиться новым способам  деятельности, учиться правильно понимать учебную задачу и способ её выполнения.   

Ворюга                       Милиционер

 

 Доброта людей помогла коту -ворюг превратиться  в кота-милиционера.  Такая история могла произойти с кем угодно, может с собакой, с любым др животным.

 

 

 В роли кота - ворюги может оказатьс любой человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Твори добро на всей земле и мир тогда изменится  в лучшую сторону». 

Вы, ребята, замечательные читатели. Вы ещё не раз встретитесь с Паустовским и  познакомитесь с его замечательными произведениями и узнаете много нового и интересного.

-Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?

 

 

 

 

Спешить делать добро.

Совершать только  добрые поступки.

 

Коммуникативные УУД: согласованность действий с партнёрами

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

  -А что вы узнали  о себе сегодня на уроке?

 

Начните удобные  свои ответы с любой фразы:

  Сегодня я понял…

  Мне захотелось …

  Мне было трудно…

 

Спасибо за урок. 

Я желаю вам  быть успешными учениками, чтобы  ваши сердца были способны к милосердию, к доброте, а вы могли вы могли пожалеть и посочувствовать  кому-либо, будь это цветочек, травинка, ваш друг или любой человек, который будет рядом с вами. 

 

- Про кого вы сможете сказать, кто внёс большой вклад в наш урок.

Домашнее задание:

1.Впиши в овалы первой строки чувства, которые испытал к людям кот ворюга и кот милиционер.

 

 

 

 

Сегодня я понял, что такое делать добро

Мне захотелось помочь другому Мне было трудно читать новые слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные ответы учеников: ужас – настороженность - доверчивость; страх – волнение – любовь.

 

Личностные УУД:

Уметь анализировать поступки и делать из них выводы. Умение анализировать чтение своего одноклассника.

 

 

 

УМК: «Ритм» Учитель: Л.Ч.Скворцова

УМК: «Ритм» Учитель: Л.Ч.Скворцова

Регулятивные УУД: ➢ прогнозирование результата и уровня освоения способов действия ➢ выбор средств достижения цели ➢ умение высказывать своё предположение (версию) на основе заголовка произведения;

Регулятивные УУД: ➢ прогнозирование результата и уровня освоения способов действия ➢ выбор средств достижения цели ➢ умение высказывать своё предположение (версию) на основе заголовка произведения;

Формы контроля: ➢ самооценка; ➢ промежуточный контроль

Формы контроля: ➢ самооценка; ➢ промежуточный контроль

Подготовка к восприятию нового материала

Подготовка к восприятию нового материала

Этап актуализации и пробного учебного действия

Этап актуализации и пробного учебного действия

Урок чтения по рассказу Паустовского "Кот-ворюга"

Урок чтения  по рассказу Паустовского "Кот-ворюга"

Жизнь должна строиться по законам красоты, которая открывает человеку доброе в нем самом, делает людей светлее и лучше»

Жизнь должна строиться по законам красоты, которая открывает человеку доброе в нем самом, делает людей светлее и лучше»

Этап выявления места и причины затруднения;

Этап выявления места и причины затруднения;

За этим котом наблюдали:

За этим котом наблюдали:

Э тап реализации построенного проекта;

Э тап реализации построенного проекта;

Этап первичного закрепления -

Этап первичного закрепления -

Что мы услышим? Какие запахи ?

Что мы услышим? Какие запахи ?

Урок чтения по рассказу Паустовского "Кот-ворюга"

Урок чтения  по рассказу Паустовского "Кот-ворюга"

Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз

Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз

Представляете, как выглядел кот? -Кот попался и люди могли впервые его увидеть

Представляете, как выглядел кот? -Кот попался и люди могли впервые его увидеть

Урок чтения по рассказу Паустовского "Кот-ворюга"

Урок чтения  по рассказу Паустовского "Кот-ворюга"

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного)

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного)

Как вы думаете, о чём она? -Изменится ли кот или снова будет воровать?

Как вы думаете, о чём она? -Изменится ли кот или снова будет воровать?

Давайте проверим. Наши предположения оправдались? -Чем закончилась история кота

Давайте проверим. Наши предположения оправдались? -Чем закончилась история кота

Давайте проверим. Наши предположения оправдались? -Чем закончилась история кота

Давайте проверим. Наши предположения оправдались? -Чем закончилась история кота

Динамическая пауза Метод релаксации

Динамическая пауза Метод релаксации

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

Как автор называет кота в 3 части

Как автор называет кота в 3 части

Познавательные УУД: Умение работать с текстом, его содержанием

Познавательные УУД: Умение работать с текстом, его содержанием

Э тап включения в систему знаний и повторения;

Э тап включения в систему знаний и повторения;

ЗУНов и УУД Написав это произведение,

ЗУНов и УУД Написав это произведение,

ЗУНов и УУД -

ЗУНов и УУД -

Твори добро на всей земле и мир тогда изменится в лучшую сторону»

Твори добро на всей земле и мир тогда изменится в лучшую сторону»

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Урок чтения по рассказу Паустовского "Кот-ворюга"

Урок чтения  по рассказу Паустовского "Кот-ворюга"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2020