Что такое семья
(классный час 03-09-2012 г.)
Учитель начальных классов: Р.И. Моисеева
Тезисы
Пропаганда бережного отношения к семейным традициям, содействия формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей. Воспитание в подрастающем поколении чувства гордости и уважения к членам семьи.
Цель: Формирование правильного отношения к семье, её членам.
Задачи:
Ø Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи).
Ø Закрепить знание пословиц о семье.
Ø Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», обратить внимание на характерные особенности этого института.
Ø Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким.
Ø
Ход классного часа
1. Психологический настрой (Слайд № 1) Звучит детская песенка «Про мою семью», дети проходят в нарядно оформленный компьютерный класс, занимают места.
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Раиса Ивановна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Машенька, Витенька...).
2. Упражнение – энергизатор.
Собрались
все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Повернитесь друг к другу, подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
Дети: Тепло.
3. Сообщение темы (Слайд № 2)
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чём-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чём, вы узнаете, если отгадаете ребус, а вы его обязательно отгадаете. На слайде появляется 7 + Я
Учитель: Кто догадался? Правильно – это семья. Верно, мы сегодня поговорим о семье. Наша Страна отмечает праздник 8 июля, не простой праздник, а Всероссийский день семьи, любви и Верности. Так что такое семья? (Слайд №3)
Дети: Семья – это: дедушка, бабушка, отец, мать, сын, дочь.
4. Работа по теме (Слайд № 4)
Учитель: А как же на земле появилась семья? Кто знает? Первая семья появилась очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева.
Когда появилось слово «семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам?
Сейчас я тебе семь вопросов задам –
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: «Я».
Кто платье сошьёт? - «Я сошью».
Кто бельё постирает?
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я-Я» тихо молвила Ева.
Сказал она знаменитых семь «Я»
Вот так на земле появилась семья!
Так что же такое семья?
Дети: Это близкие нам люди:
мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат, которые всегда с нами рядом, живут в одном доме, заботятся друг о друге.
Учитель: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Какое
красивое слово – семья! Как греет душу это слово. Оно напоминает нам о ласковом
слове мамы, о заботливой строгости отца, о нежности наших бабушек. (Слайд
№5)
Учитель: А можно ли назвать школьные классы семьёй? (На слайде фотографии классов 1 а, 1 б, 2, 3, 5
«школьная семья»)
Семья – это группа родственников, но мы с вами тоже – «семья», ведь ваши
родители когда-то были тоже школьной семьёй. А почему нас можно назвать школьной
семьёй?
Дети: У нас общее есть дело и общие интересы, поэтому можно сказать: «Мы – «школьная семья, но не настоящая, а настоящая семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков, которые живут вместе, ведут совместное хозяйство, распределяют бюджет, где есть родственные отношения». Вывод: Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
Что же такое семья?
Семья
– это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем. Волнения трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно.
5. Динамическая пауза Игра: «Моя семья» (Слайд № 6)
Под весёлую музыку, дети достают из конверта геометрические фигуры и выкладывают членов семьи, ориентируясь на экранное изображение. Готовые работы разместить на переносной доске, оценить.
Учитель: Молодцы, с заданием справились отлично! Когда родители рядом, всегда в семье хорошее настроение, радость, счастье, на душе спокойно.
(Слайд №7)
6. Работа по теме. Недаром народная мудрость гласит: «Вся семья вместе и душа на месте».
Как
вы понимаете её смысл?
Дети: Вся семья вместе, все заняты своим делом, добры к друг другу,
заботятся друг о друге, помогают друг другу, внимательны к друг другу, делятся
своими радостями, утешают, жалеют. От этого и на душе хорошо,
тепло.
Учитель: Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Игра на договаривание конца пословицы: «Доскажи пословицу» (Слайд № 8)
«При солнышке тепло, при матери – … (добро)»
Слово ДОБРО включает в себя и тепло, и любовь, и внимание, и бережное отношение. В пословице мама сравнивается с солнцем.
«Нет милее дружка, чем родная … (матушка)»
«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не … (имеют)».
(Слайд №9)
Ребята, что значит дружная семья? На экране появляются слова: добро, зло, мир, война, любовь, ненависть, дружба, вражда, слёзы, улыбка; дети выбирают слова, которые можно отнести к дружной семье.
(Слайд №10)
Учитель: Вы любите помогать дома? Сейчас и проверим. Игра: «Маленькие помощники» Дети должны соединить слова стрелками по принадлежности:
для мамы – сумка, для бабушки – очки, для папы – молоток, для мальчика – машинка, для девочки – кукла, для дедушки – газета.
Игра «Помощники»
Имя, фамилия__________________________
Дата_______________
Дедушка |
машинка |
Бабушка |
молоток |
Папа |
кукла |
Мама |
газета |
Сын |
сумка |
Дочь |
очки |
7. Игровая деятельность (Слайд №11)
А) Пальчиковая гимнастика
Если мы посмотрим на свою кисть руки, то наши пальчики – это тоже дружная семья, ведь любую работу они выполняют дружно и слаженно.
Знаю
я, что у меня
Эта дружная семья:
Этот
пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.
Учитель: А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи?
Дети: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством, всё это и объединяет семью.
(Слайд №12)
Учитель: Предлагаю заполнить анкету: «Я и моя семья». Если дети испытывают сложности, оказать помощь.
Анкета: «Я и моя семья»
1. Меня зовут_____________________________
2. Моя фамилия___________________________
3. Мне _________лет.
4. Мою маму зовут_________________________
5. Моего папу зовут________________________
6. В моей семье ____________ человек.
Дата_______
Спасибо!
(Слайд №13)
Б) Игра «Найди пару» Соедините стрелками родственные слова. Если дети испытывают сложности, оказать помощь.
Имя, фамилия_________________________
Дата______________
Бабушка |
Брат |
Папа |
Дядя |
Сестра |
Дедушка |
Тётя |
Мама |
Молодцы, с заданием справились.
В) Игра: «Ласковые слова»
Учитель: Ребята, поиграем, вспомните, какие ласковые слова говорят вам и говорите вы?
Мамочка
любимая,
Ты добрая и милая,
Заботливая, ласковая,
Ты самая прекрасная!
Вот – ваши мамы… Сколько всяких разных дел успевают они сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? Произвольные ответы детей. Помните, ваши мамы, папы, бабушки, дедушки – вся ваша семья очень любят вас, и вы должны помнить это, стараться быть ласковыми и добрыми со своими близкими и со всеми окружающими.
Будьте внимательны к ним. Если вдруг случилось, что вы огорчаете чем-то родных, то, как вы поступаете?
Дети: Просим прощение, говорим ласковые слова, обещаем больше не огорчать…
Учитель: Правильно, старайтесь не огорчать родных и близких людей, а также своих учителей, воспитателей, товарищей и друзей.
Учитель: Семья бывает большая и маленькая. Подумайте, большая семья – это …какая семья?
А маленькая семья – это…какая семья? Произвольные ответы детей.
Семья может быть и маленькой – например, мама и сын, папа и дочь, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая – это когда в семье много детей. Но какая бы не была семья, маленькая или большая, главное чтобы, в семье всегда была любовь, дружба, уважение, понимание друг друга.
Г) Посещение фотогалереи «Семейный портрет»
(Слайды с №14 по №27)
Учитель:
В семейном кругу мы с вами растём, основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои, и в жизнь ты выходишь из этой семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём, основа основ – родительский дом.
Сейчас приглашаю вас посетить семейную фотогалерею. Если вы узнаете своих родных и себя на фотографии, пожалуйста, расскажите о своей семье, как зовут ваших родителей, чем они занимаются, как и где вы любите отдыхать?
8. Итог урока. Рефлексия
Учитель:
Вам понравилась наша встреча? Что больше всего вам понравилось? За что вы можете сегодня похвалить себя? В чём вы были успешны? Что получилось? Что не получилось?
Произвольные ответы детей.
Учитель: Я приготовила для вас сюрприз: «Заморочка из бочки» (достаю из бочки (шкатулки, коробочки, мешочка) цифру 7 и букву Я). Какое слово получилось? Конечно же, СЕМЬЯ. О чём мы говорили сегодня? Сегодня мы говорили с вами о семье, о том, как надо любить, уважать, беречь самых близких, самых родных людей на земле.
Закончить
нашу встречу хочу строчками одного стихотворения:
Всегда
будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
- Какая хорошая ваша семья!
Пусть в доме царит добрый мир, светлый лад.
И в гости к вам каждый прийти будет рад!
Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты. Пусть в ваших семьях царит мир да лад! Всем желаю счастья и добра! Берегите друг друга!
До свидания! До новых встреч!
Интернет-источники:
1. Конспект занятия «Моя семья» - Для ...
www.maaam.ru/.../konspekt-zanjatija-dlja-starshei-grupy-moja-semja...
2. Открытое занятие «Моя семья - Портал для детей ...
www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/.../1780.html
3. img1.JPG
4. festival.1september.ru
5. Я и моя семья. 1-й класс :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»
festival.1september.ru/articles/597656/
6. Конспект урока: "Моя семья", » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ ...
www.4stupeni.ru/prazdnik/1_september/1015-moja-semja.html
7. Моя семья. Классный час 1 класс — Методическая копилка ...
sch168.pskovedu.ru/?project_id=1790&pagenum=2803
8. Интегрированное занятие "Моя семья" в группе детей старшего ...
festival.1september.ru/articles/589284/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.