Урок "Что такое твёрдые бытовые отходы и откуда они берутся?"
Оценка 4.7

Урок "Что такое твёрдые бытовые отходы и откуда они берутся?"

Оценка 4.7
doc
14.10.2021
Урок "Что такое твёрдые бытовые отходы и откуда они берутся?"
Урок по ТБО.doc

Что такое твёрдые бытовые отходы и откуда они берутся?

Составила:

 Р.И. Моисеева

Возраст: ученики 4-ого класса (11-12 лет).

Цель:

ознакомление детей с понятием твёрдые бытовые отходы (ТБО), выявление структуры и объёма твёрдых бытовых отходов в семьях.

Задачи:

собрать и обработать информацию о вкладе в проблему ТБО;

 рассмотреть возможные варианты уменьшения отходов на бытовом уровне.

Ход урока:

1.                      Рассказ учителя о твёрдых бытовых отходах

 – Что такое отходы? Согласно словарю С.И. Ожегова, это «остатки производства, годные для какой-либо цели (например, пищевые, нефтяные)». Уже это определение позволяет обозначить важные черты отходов: отходы могут быть использованы; отходы можно классифицировать (по происхождению, по возможности применения и т.д.). (наглядный информационный материал на экране монитора). Дети высказывают своё мнение. Делятся своими наблюдениями, впечатлениями.

  - Отходы – это  очень вредно.

Учитель: Ребята, отходы и отбросы – это разные вещи. Отбросы – это негодные остатки. Отходы – это остатки годные для переработки.

 - Значит отбросы вредные. Мусор надо вывозить, а то собаки разносят его куда попало.

 - Конечно, если люди бросают мусор не в ящик, а рядом, собака тут как тут.

 - Почему вы говорите, что собаки разносят мусор, а бомжи? Они же первые там роются, в этих ящиках для мусора, я каждый день вижу.

 - Я думаю, что если бы люди не бросали собак, то не было бы бездомных собак, не таскали бы они мусор по городу.

 - Бомжи тоже по помойкам лазают, мусор разбрасывают.

 - А откуда берутся бомжи? Их что, тоже бросают?

Учитель: Ребята, это отдельная тема, давайте её пока оставим и поговорим о том,  каково происхождение отходов? По своему происхождению отходы подразделяются на промышленные, сельскохозяйственные и бытовые. При этом учитывают, что ТБО образуется не только отдельными жителями населённого пункта, но и предприятиями общественного питания, торговыми предприятиями. Что вы думаете по этому поводу? (наглядный информационный материал на экране монитора). Выводы детей.

 - А вот наша столовая, она тоже оставляет отходы?

 - Конечно, нет. Мы же всё съедаем, что нам дают.

 - Нет, остаются всякие шкурки от картофеля, апельсин, недоеденные продукты, фантики от конфет, бумажки от мороженного.

 - Так это не отходы, а отбросы.

 - У нас дома всегда, каждый день много такого мусора, отбросов.

- Их повар уносит в ящик, который стоит на улице, а потом этот мусор забирает специальная машина, я видела сама.

 - Мой папа тоже выносит мусор на улицу.

 - Все люди выносят мусор, а сейчас сделали такие большие железные ящики, как танк, туда много мусора входит, у нас на улице стоит такой танк.

 - Мусор надо обязательно выбрасывать в ящик.

Учитель: Ребята, отбросы необходимо выбрасывать в специально отведённые места, а вот твёрдые бытовые отходы можно «перерабатывать», что называется давать им вторую жизнь. Посмотрите на экран монитора. Что можно сделать с пластиковой бутылкой?

 - Можно разрезать ножом поперёк, нижнюю часть использовать как карандашницу, а верхнюю – как воронку для переливания воды.

 - Проделать в крышке дырочки, будет брызгалка.

 - Разрезать бутылку поперёк, на дне нижней части сделать дырочки, получится микропарник для выращивания рассады.

Учитель: Ну вот, с бытовыми  отходами мы разобрались. Всем понятно, что такое отходы и отбросы? А теперь  послушайте вопрос. Существовала ли проблема отходов раньше (100, 200, 300, 1000 лет назад)? Дети не могут дать ответ.

Учитель: Конечно, да. Даже древний человек, обитавший в пещере, устраивал в определённых местах за пределами жилища «склад бытовых отходов», что установлено учёными-историками. Отходы, обнаруживаемые при археологических раскопках, позволяют многое узнать о быте и хозяйственной деятельности людей далёких эпох. В современном мире количество и разнообразие отходов стали так велики, что проблема их хранения и утилизации с каждым годом становится всё актуальнее для любой страны мира (наглядный информационный материал на экране монитора).  Кто может поделиться своими знаниями? Высказывания детей по желанию.

 - На рынке остаётся много разных коробок, мы их собираем с мамой и выращиваем в них помидоры, а потом сжигаем в печке.

 - А я с другом собирал большие коробки, мы на улице делали из них дом, играли.

Учитель: Куда же потом эти коробки вы дели?

 - Там оставили.

Учитель: Ребята, что мальчики должны были сделать с этими коробками?

 - Выбросить на мусорку.

Учитель: Возможность вторичного использования отходов (утилизация) всегда привлекала к себе внимание. В деревне наиболее просто обстоит дело с использованием пищевых отходов. То, что не может пойти на корм животным, вносится в почву, то есть возвращается в природу.

Большое место в структуре ТБО составляет бумага и картон. Когда я училась в школе, мы организованно «сдавали макулатуру», которая шла на переработку в бумагу и картон. К сожалению, сейчас это не популярно. Сейчас мусор сжигают, таким образом, проблема переработки отходов тесно связана с другой, также важной и трудной  - проблемой сортировки отходов (наглядный информационный материал на экране монитора). Ваше мнение? Рассуждения детей, формулировка выводов.

 - Сжигать мусор нельзя, потому что загрязняется воздух, а мы им дышим, можем заболеть.

 - Надо чтобы была безопасная утилизация отходов.

 - Если человек не знает, что он делает, создавая вокруг себя мусор, он создаёт этого мусора больше и больше, уничтожая  планету.

 - Не загрязнять планету и принимать меры по её очистке.

 - Если придерживаться правил, которые пишем, то в 2050 году планета будет красивой и чистой.

 

2.                      Заполнение анкеты

Что ты знаешь о бытовых отходах? (ученики получают готовые бланки, обводят кружочком выбранный ответ).

 - А теперь определим, что вы знаете о бытовых отходах? Попробуйте ответить на следующие вопросы:

1.

Я сожалею, что не всегда можно легко сдать на переработку старые газеты и другую бумагу

да

нет

2.

Если на улице не видно поблизости урны, я кладу фантик в карман, чтобы не захламлять город

да

нет

3.

Прежде чем отправить что-либо в мусорное ведро, я пытаюсь найти этому полезное применение

да

нет

4.

Чистота улиц – это проблема не только дворников, но и каждого из нас

да

нет

5.

Я часто напоминаю своим родителям о том, что при покупке продуктов лучше отдавать предпочтение более крупным упаковкам

да

нет

6.

Я уверен, что если вещь старая, её надо переработать

да

нет

7.

Я думаю, что мы можем помочь окружающей среде стать чище

да

нет

8.

Стремление человека к сокращению отходов является показателем его общей культуры

да

нет

 

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да»? Чем больше положительных ответов, тем более экологичны ваши действия.

3.                      Экологическая гимнастика

Цель: дать возможность обменяться мыслями по поводу экологических проблем, а также выполнить весёлые физические упражнения.

Форма проведения: ученики реагируют на предложения и вопросы учителя.

а) бережливым нужно быть? (хлопают в ладоши);

б) если дворы захламлены (закрывают глаза руками);

в) фантики в карман кладёте? (подпрыгивают);

г) мусор надо сортировать? (улыбаются);

д) вам не безразлично санитарное состояние вашего района? (топают ногами);

е) отходы должны стать доходами (потирают руки).

4. Запись информации в Экологический словарь

Мусор – совокупность ТБО и отбросов.

Отбросы – несъедобные пищевые продукты и предметы быта, выбрасываемые на свалку.

Отходы – остатки производства, годные для какой-либо цели (например, пищевые, нефтяные).

Полигон – место для сбора и хранения вредных веществ.

4.                      Игра «Свалка»

Участники рассаживаются по кругу. Один человек (дворник), оставшийся без места, становится в круг. Каждый сидящий играет роль одного из четырёх старых, никому не нужных предметов (консервная банка, пластиковая бутылка, перегоревшая лампочка, автомобильная покрышка). Дворник называет предмет (например, консервная банка). В это время все «консервные банки» должны поменяться местами, а дворник занять чьё-то место. Оставшийся игрок  без места становится дворником.

Примечание: Дворник, занявший место какого-либо предмета, сам становится этим предметом. Если дворник слишком долго не может занять чьё-то место, он может сказать: «Свалка!». В этом случае все участники игры меняются местами.

5. Домашнее задание

 - Вы на время можете стать журналистами и взять интервью у своих родителей. Попросите родителей отнестись к заданию серьёзно и честно отвечать на все поставленные вопросы.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Моя семья и проблемы бытовых отходов»

Цель анкеты: выявить уровень осведомлённости родителей о проблеме твёрдых бытовых отходов.

 

1.

Рост объёма бытового мусора неизбежен

да

нет

2.

Наша семья ежедневно вынуждена выносить мусор

да

нет

3.

Члены нашей семьи не сортируют мусор

да

нет

4.

Покупая товар, смотрим на яркую упаковку

да

нет

5.

 Не задумывался о проблеме бытовых отходов

да

нет

6.

Я читаю информацию по вопросам твёрдых бытовых отходов

да

нет

7.

Родители несут ответственность за действия детей, причиняющих вред окружающей среде

да

нет

8.

Я хотел бы сделать свой вклад в уменьшение бытовых отходов

да

нет

9.

Каждый человек в силах помочь окружающей среде стать чище

да

нет

10.

Я хочу помочь моему ребёнку

да

нет

 

Когда закончите интервью, подсчитайте, сколько раз ваши родители ответили «да» и сколько «нет». Какой бы рейтинг ни получился, не забывайте, что вы журналисты и обязательно поблагодарите родителей за ответы на вопросы.

Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся к теме.

Уроки такого плана – это малая, но очень важная часть в решении экологических проблем перехода к устойчивому развитию. Проведение урока позволило младшим школьникам узнать много нового, интересного и важного о ТБО. Дети разграничили понятия отходы и отбросы. Учащиеся приобрели знания и умения, необходимые для решения проблем окружающей среды нашей области. Узнали о том, что необходимо сделать каждому человеку для становления новой модели цивилизации, формулировали выводы, отвечали на поставленные вопросы открыто, честно, с болью в душе за нашу планету.

 Представляю Вашему вниманию высказывания учеников 4-ого класса в письменной форме: «Как надо оберегать окружающий мир?». «Чему помогать в первую очередь: атмосфере, водной среде, животному миру, растительному миру, планете в целом?».

Литература:

1.                      Коноплёв Н.П. Вторая жизнь вещей: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 176 с.

2.                      Корнелл Д. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. – Владивосток: ДВ ISAR, 1998. – 120 с.

3.                      Сзабова С. Экоигры в школе и вне школы. - Владивосток: ДВ ISAR, 1998. – 110 с.


Что такое твёрдые бытовые отходы и откуда они берутся?

Что такое твёрдые бытовые отходы и откуда они берутся?

Так это не отходы, а отбросы. -

Так это не отходы, а отбросы. -

К сожалению, сейчас это не популярно

К сожалению, сейчас это не популярно

Запись информации в Экологический словарь

Запись информации в Экологический словарь

Я хотел бы сделать свой вклад в уменьшение бытовых отходов да нет 9

Я хотел бы сделать свой вклад в уменьшение бытовых отходов да нет 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021