Что такое твёрдые бытовые отходы и откуда они берутся?
Составила:
Р.И. Моисеева
Возраст: ученики 4-ого класса (11-12 лет).
Цель:
ознакомление детей с понятием твёрдые бытовые отходы (ТБО), выявление структуры и объёма твёрдых бытовых отходов в семьях.
Задачи:
собрать и обработать информацию о вкладе в проблему ТБО;
рассмотреть возможные варианты уменьшения отходов на бытовом уровне.
Ход урока:
1. Рассказ учителя о твёрдых бытовых отходах
– Что такое отходы? Согласно словарю С.И. Ожегова, это «остатки производства, годные для какой-либо цели (например, пищевые, нефтяные)». Уже это определение позволяет обозначить важные черты отходов: отходы могут быть использованы; отходы можно классифицировать (по происхождению, по возможности применения и т.д.). (наглядный информационный материал на экране монитора). Дети высказывают своё мнение. Делятся своими наблюдениями, впечатлениями.
- Отходы – это очень вредно.
Учитель: Ребята, отходы и отбросы – это разные вещи. Отбросы – это негодные остатки. Отходы – это остатки годные для переработки.
- Значит отбросы вредные. Мусор надо вывозить, а то собаки разносят его куда попало.
- Конечно, если люди бросают мусор не в ящик, а рядом, собака тут как тут.
- Почему вы говорите, что собаки разносят мусор, а бомжи? Они же первые там роются, в этих ящиках для мусора, я каждый день вижу.
- Я думаю, что если бы люди не бросали собак, то не было бы бездомных собак, не таскали бы они мусор по городу.
- Бомжи тоже по помойкам лазают, мусор разбрасывают.
- А откуда берутся бомжи? Их что, тоже бросают?
Учитель: Ребята, это отдельная тема, давайте её пока оставим и поговорим о том, каково происхождение отходов? По своему происхождению отходы подразделяются на промышленные, сельскохозяйственные и бытовые. При этом учитывают, что ТБО образуется не только отдельными жителями населённого пункта, но и предприятиями общественного питания, торговыми предприятиями. Что вы думаете по этому поводу? (наглядный информационный материал на экране монитора). Выводы детей.
- А вот наша столовая, она тоже оставляет отходы?
- Конечно, нет. Мы же всё съедаем, что нам дают.
- Нет, остаются всякие шкурки от картофеля, апельсин, недоеденные продукты, фантики от конфет, бумажки от мороженного.
- Так это не отходы, а отбросы.
- У нас дома всегда, каждый день много такого мусора, отбросов.
- Их повар уносит в ящик, который стоит на улице, а потом этот мусор забирает специальная машина, я видела сама.
- Мой папа тоже выносит мусор на улицу.
- Все люди выносят мусор, а сейчас сделали такие большие железные ящики, как танк, туда много мусора входит, у нас на улице стоит такой танк.
- Мусор надо обязательно выбрасывать в ящик.
Учитель: Ребята, отбросы необходимо выбрасывать в специально отведённые места, а вот твёрдые бытовые отходы можно «перерабатывать», что называется давать им вторую жизнь. Посмотрите на экран монитора. Что можно сделать с пластиковой бутылкой?
- Можно разрезать ножом поперёк, нижнюю часть использовать как карандашницу, а верхнюю – как воронку для переливания воды.
- Проделать в крышке дырочки, будет брызгалка.
- Разрезать бутылку поперёк, на дне нижней части сделать дырочки, получится микропарник для выращивания рассады.
Учитель: Ну вот, с бытовыми отходами мы разобрались. Всем понятно, что такое отходы и отбросы? А теперь послушайте вопрос. Существовала ли проблема отходов раньше (100, 200, 300, 1000 лет назад)? Дети не могут дать ответ.
Учитель: Конечно, да. Даже древний человек, обитавший в пещере, устраивал в определённых местах за пределами жилища «склад бытовых отходов», что установлено учёными-историками. Отходы, обнаруживаемые при археологических раскопках, позволяют многое узнать о быте и хозяйственной деятельности людей далёких эпох. В современном мире количество и разнообразие отходов стали так велики, что проблема их хранения и утилизации с каждым годом становится всё актуальнее для любой страны мира (наглядный информационный материал на экране монитора). Кто может поделиться своими знаниями? Высказывания детей по желанию.
- На рынке остаётся много разных коробок, мы их собираем с мамой и выращиваем в них помидоры, а потом сжигаем в печке.
- А я с другом собирал большие коробки, мы на улице делали из них дом, играли.
Учитель: Куда же потом эти коробки вы дели?
- Там оставили.
Учитель: Ребята, что мальчики должны были сделать с этими коробками?
- Выбросить на мусорку.
Учитель: Возможность вторичного использования отходов (утилизация) всегда привлекала к себе внимание. В деревне наиболее просто обстоит дело с использованием пищевых отходов. То, что не может пойти на корм животным, вносится в почву, то есть возвращается в природу.
Большое место в структуре ТБО составляет бумага и картон. Когда я училась в школе, мы организованно «сдавали макулатуру», которая шла на переработку в бумагу и картон. К сожалению, сейчас это не популярно. Сейчас мусор сжигают, таким образом, проблема переработки отходов тесно связана с другой, также важной и трудной - проблемой сортировки отходов (наглядный информационный материал на экране монитора). Ваше мнение? Рассуждения детей, формулировка выводов.
- Сжигать мусор нельзя, потому что загрязняется воздух, а мы им дышим, можем заболеть.
- Надо чтобы была безопасная утилизация отходов.
- Если человек не знает, что он делает, создавая вокруг себя мусор, он создаёт этого мусора больше и больше, уничтожая планету.
- Не загрязнять планету и принимать меры по её очистке.
- Если придерживаться правил, которые пишем, то в 2050 году планета будет красивой и чистой.
2. Заполнение анкеты
Что ты знаешь о бытовых отходах? (ученики получают готовые бланки, обводят кружочком выбранный ответ).
- А теперь определим, что вы знаете о бытовых отходах? Попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. |
Я сожалею, что не всегда можно легко сдать на переработку старые газеты и другую бумагу |
да |
нет |
2. |
Если на улице не видно поблизости урны, я кладу фантик в карман, чтобы не захламлять город |
да |
нет |
3. |
Прежде чем отправить что-либо в мусорное ведро, я пытаюсь найти этому полезное применение |
да |
нет |
4. |
Чистота улиц – это проблема не только дворников, но и каждого из нас |
да |
нет |
5. |
Я часто напоминаю своим родителям о том, что при покупке продуктов лучше отдавать предпочтение более крупным упаковкам |
да |
нет |
6. |
Я уверен, что если вещь старая, её надо переработать |
да |
нет |
7. |
Я думаю, что мы можем помочь окружающей среде стать чище |
да |
нет |
8. |
Стремление человека к сокращению отходов является показателем его общей культуры |
да |
нет |
Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да»? Чем больше положительных ответов, тем более экологичны ваши действия.
3. Экологическая гимнастика
Цель: дать возможность обменяться мыслями по поводу экологических проблем, а также выполнить весёлые физические упражнения.
Форма проведения: ученики реагируют на предложения и вопросы учителя.
а) бережливым нужно быть? (хлопают в ладоши);
б) если дворы захламлены (закрывают глаза руками);
в) фантики в карман кладёте? (подпрыгивают);
г) мусор надо сортировать? (улыбаются);
д) вам не безразлично санитарное состояние вашего района? (топают ногами);
е) отходы должны стать доходами (потирают руки).
4. Запись информации в Экологический словарь
Мусор – совокупность ТБО и отбросов.
Отбросы – несъедобные пищевые продукты и предметы быта, выбрасываемые на свалку.
Отходы – остатки производства, годные для какой-либо цели (например, пищевые, нефтяные).
Полигон – место для сбора и хранения вредных веществ.
4. Игра «Свалка»
Участники рассаживаются по кругу. Один человек (дворник), оставшийся без места, становится в круг. Каждый сидящий играет роль одного из четырёх старых, никому не нужных предметов (консервная банка, пластиковая бутылка, перегоревшая лампочка, автомобильная покрышка). Дворник называет предмет (например, консервная банка). В это время все «консервные банки» должны поменяться местами, а дворник занять чьё-то место. Оставшийся игрок без места становится дворником.
Примечание: Дворник, занявший место какого-либо предмета, сам становится этим предметом. Если дворник слишком долго не может занять чьё-то место, он может сказать: «Свалка!». В этом случае все участники игры меняются местами.
5. Домашнее задание
- Вы на время можете стать журналистами и взять интервью у своих родителей. Попросите родителей отнестись к заданию серьёзно и честно отвечать на все поставленные вопросы.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Моя семья и проблемы бытовых отходов»
Цель анкеты: выявить уровень осведомлённости родителей о проблеме твёрдых бытовых отходов.
1. |
Рост объёма бытового мусора неизбежен |
да |
нет |
2. |
Наша семья ежедневно вынуждена выносить мусор |
да |
нет |
3. |
Члены нашей семьи не сортируют мусор |
да |
нет |
4. |
Покупая товар, смотрим на яркую упаковку |
да |
нет |
5. |
Не задумывался о проблеме бытовых отходов |
да |
нет |
6. |
Я читаю информацию по вопросам твёрдых бытовых отходов |
да |
нет |
7. |
Родители несут ответственность за действия детей, причиняющих вред окружающей среде |
да |
нет |
8. |
Я хотел бы сделать свой вклад в уменьшение бытовых отходов |
да |
нет |
9. |
Каждый человек в силах помочь окружающей среде стать чище |
да |
нет |
10. |
Я хочу помочь моему ребёнку |
да |
нет |
Когда закончите интервью, подсчитайте, сколько раз ваши родители ответили «да» и сколько «нет». Какой бы рейтинг ни получился, не забывайте, что вы журналисты и обязательно поблагодарите родителей за ответы на вопросы.
Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся к теме.
Уроки такого плана – это малая, но очень важная часть в решении экологических проблем перехода к устойчивому развитию. Проведение урока позволило младшим школьникам узнать много нового, интересного и важного о ТБО. Дети разграничили понятия отходы и отбросы. Учащиеся приобрели знания и умения, необходимые для решения проблем окружающей среды нашей области. Узнали о том, что необходимо сделать каждому человеку для становления новой модели цивилизации, формулировали выводы, отвечали на поставленные вопросы открыто, честно, с болью в душе за нашу планету.
Представляю Вашему вниманию высказывания учеников 4-ого класса в письменной форме: «Как надо оберегать окружающий мир?». «Чему помогать в первую очередь: атмосфере, водной среде, животному миру, растительному миру, планете в целом?».
Литература:
1. Коноплёв Н.П. Вторая жизнь вещей: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 176 с.
2. Корнелл Д. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. – Владивосток: ДВ ISAR, 1998. – 120 с.
3. Сзабова С. Экоигры в школе и вне школы. - Владивосток: ДВ ISAR, 1998. – 110 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.