Урок "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"
Оценка 4.8

Урок "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"

Оценка 4.8
docx
31.01.2021
Урок "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"
отк урок декабрь.docx

Конспект урока по русскому языку

 

Предмет: Русский язык

Учитель : Широколав Виктория Геннадьевна

Класс: 7-А

Дата: 15 декабря 2020 года

Тема урока  Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Цель урока: повторить и систематизировать сведения о деепричастном обороте, совершенствовать практические умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них, воспитывать детей в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи.

Задачи урока:

ü  обогащение словарного запаса учащихся,

ü  совершенствование навыка конструирования предложений с деепричастным оборотом,

ü  развитие пунктуационной и орфографической зоркости.

Тип урока: повторения и систематизации изученного.

 

Вид урока: урок-практикум

 

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение деепричастного оборота и понятие одиночного деепричастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого; уметь устанавливать связь деепричастия с определяемым и зависимыми словами; выделять деепричастный оборот запятыми; строить предложения с деепричастным оборотом.

Метапредметные: применять  приобретенные знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Формировать УУД

Личностные УУД: личностное самоопределение, развивитие интерес к изучению языка

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых корректив и изменений  в план и способ действий в случае расхождения с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи, понимать точку зрения другого, высказывать и обосновывать свою точку зрения; владение устной и письменной речью.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.

Методы: сочетание словесных, практических методов обучения.

Формы работы: самостоятельная работа, работа в парах, работа с классом

Формы контроля: задания групповые, фронтальный опрос, задания по карточкам.Средства обучения: Русский язык. 7 класс.  Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.  В 2 ч. / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.  - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Раздаточный материал: карточки с заданиями

 

Ход урока

Организационный момент

Проверка д.з (коллективно устно)

Актуализация знаний. Языковая разминка

•          На доске записаны предложения

1.         Не давши слова, крепись, а давши – держись.

2.         Не зная броду, не суйся в воду.

3.         Рассердясь на блох, да и шубу  в печь.

4.         Снявши голову, по волосам не плачут.

- Что объединяет все предложения? Объясните значение одного из них(на выбор).найдите деепричастия, определите вид и выделите суффикс.

Фронтальный опрос

- Что такое деепричастие? Признаки каких частей речи соединены в нём? Каким членом предложения выступает? Что наз. деепричастным оборотом? Как на письме выделяем? А как быть с одиночным деепричастием: выделяем или нет?

Определение темы урока. Постановка учебной задачи

- Вернёмся к записанным предложениям. Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему мы должны научиться? Зачем нам это в жизни?

Обобщение и систематизация изученного.

Работа у доски.

Задание 1 Записать предложение, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.

Карточки ребята выбирают самостоятельно (распечатки отдельно лежат на парте- «Счастливый билет»)

·         Р…сток пробившись сквозь плиту теперь всем виден за версту.

·         Обм..кнув перо в ч..рнила я восемь линий проч…ртила.

·         Проведя к..сательную «пятёрку» получил уч..ник вн..мательный.

·         Ск..ковая лошадь разогнавшись едва не?налетела на проезжавших.

·         Мы соб..раясь на корт б..рём с собой три пары шорт.

Задание 2 «Конструктор»

Прочитайте предложение с однородными сказуемыми и переформатируйте его так, чтобы вышло предложение с деепричастным оборотом. Запишите его.(Задания на партах распечатаны)

·         Мастер  лежал в тулупе и спал поперёк садовой дорожки

·         Машина выехала на плотину и почему-то остановилась.

·         Лодка тихо прошуршала в камышах и мягко ткнулась носом в песчаный берег.

Одно предложение – синтаксический разбор.

Физминутка 

Работа в парах с последующей проверкой в классе (карточки) и индивидуально

Задание 3 «Редактор»

А – пара

К данным  деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран этот вариант.

 

1.Дойдя до реки,…а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2.Плывя в лодке,…а)множество птиц виднелось по берегам реки;

б) путешественники видели по берегам реки множество птиц.

3.Заметив со всех сторон лодки и людей,…а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас.

4.Собираясь в поход,…а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

5.Подъезжая к станции,…а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно.

Б- индивидуально

Отредактируйте примеры, объясните ошибки в употреблении деепричастий.

1.      Закончив покосы, началась уборка урожая

2.      Мы обсудили её, прочитав книгу.

3.      Приветливо виляя хвостом, мы встретили Рыжика у калитки.

4.      Сделав уроки, у меня заболели глаза.

5.      Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.

 

1        Глядя вдаль, у неё возникают грустные мысли.

2        Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.

3        Меня охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни.

4        Придя в магазин, он оказался закрыт.

5        Подплывая к берегу, у меня упал в воду зонт.

Самостоятельная работа с последующей проверкой

Индивидуальное задание

Ф.И. _____________________________________ класс _______________

Тестовые задания.

1.         Укажите, признаки каких частей речи совмещает деепричастие.

а) глагола и прилагательного б) глагола и причастия

в) глагола и местоимения г) глагола и наречия

2.         Отметьте неверное утверждение.

а) Деепричастия не спрягаются.

б) Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

в) Деепричастия изменяются по временам.

г) Деепричастия всегда относятся к глаголам.

3.         Укажите, каким членом предложения чаще всего бывают деепричастия.

а)  сказуемым            б) определением

в) дополнением        г) обстоятельством

4.         Укажите предложение с деепричастием совершенного вида.

а) Священную память храня обо всём, мы помним холмы и просёлки родные.

б) Если Волга разольётся, трудно Волгу переплыть.

в) Луч солнечный, проскользнув под штору, до подушки дотянется, жёлто-рыжий.

г)  И парус, как пёрышко воткнутый в волны, белеет.

5. Отметьте предложение, включающее деепричастный оборот.

а) Вскоре мы заметили пыльный вихрь, нёсшийся по степи нам навстречу.

б) Гимназист соскочил на твёрдую и гладкую осеннюю землю и, горбясь, быстро пошёл к тёмному шумящему саду.

в) Он собрал все свёртки свои, уложил их снова в мешок и, не взглянувши на него, ушёл за ширмы.

г) Пастух под тенью спал и не надеялся на псов.

6. Отметьте предложение, включающие в себя причастный оборот.

а) Воздух, будто остуженный на зернистом снегу, дул в лицо запахом промёрзшей листвы.

б)  По стене длинной комнаты, очень светлой от солнца и снега, сидят чинно на  сундуках  «разные»  и  дожидаются угощения.

в) Кое-где виднеются чёрные зеркала воды.

г)  Устав от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стёклышко.

7 Найдите предложение, в котором допущена ошибка при  выделении деепричастного оборота.

а) Увидев меня, он слабо махнул хвостом, торопливо куснул несколько раз зубами снег и опять погнал зайца.

б) Я сел на скамью  и перегнувшись через перила, посмотрел вниз.

в) Мы сели в лодку и поплыли, всё время пересекая реку от одного берега к другому и вглядываясь в воду.

г) Бабушка, облокотясь о стол, упираясь кулаком в щёки, смотрела на нас и негромко смеялась.

8 Выберите грамматически правильное продолжение предложения

Пользуясь толковым словарём,

а) сначала читается вступительная статья.

б) меня поразило богатство нашего языка.

в) обратите внимание на иллюстративный материал.

г) многие слова окажутся вам неизвестными.

9. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

    а) Усеянное звездами небо манило к себе.

    б) Потрескивая, горел костер.

    в) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

    г) Черный дым, который поднялся из-за леса, застилал горизонт.

10. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены).

а) Навстречу летели покачиваясь белые космы тумана. (Иванов А.)

б) Андрей не решаясь сесть прислонился плечом к косяку двери. (Адамов Г.)

в) Хлопец заткнул за пояс марлевый сачок и освободив вторую руку полез дальше. (Беляев В.)

г) Метелица миновав два переулка свернул в третий. (Фадеев А.)

 

Итог урока

•          Чем вам запомнился сегодняшний урок?

•          Что показалось наиболее интересным?

•          Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?

Рефлексия

Продолжите предложения

На этом уроке я  понял…

На этом уроке я вспомнил….

На этом уроке я запомнил….

 

Домашнее задание

Для всех: параграф 27, упр. 190 

На выбор учащихся: стихотворение, песенку на изученное правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Формы контроля: задания групповые, фронтальный опрос, задания по карточкам

Формы контроля: задания групповые, фронтальный опрос, задания по карточкам

Задание 2 «Конструктор» Прочитайте предложение с однородными сказуемыми и переформатируйте его так, чтобы вышло предложение с деепричастным оборотом

Задание 2 «Конструктор» Прочитайте предложение с однородными сказуемыми и переформатируйте его так, чтобы вышло предложение с деепричастным оборотом

Самостоятельная работа с последующей проверкой

Самостоятельная работа с последующей проверкой

Усеянное звездами небо манило к себе

Усеянное звездами небо манило к себе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2021