Урок-дискуссия "Свобода: реальность или иллюзия?"

Урок-дискуссия "Свобода: реальность или иллюзия?"

pdf
12.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Урок-дискуссия.pdf

 

Урок – дискуссия «Свобода: реальность или иллюзия?» Пояснительная записка

Современный мир полемичен. Динамичность социальных, политических, экономических, культурных процессов  требует от образования формирования у выпускников школ таких качеств, которые помогли бы им ориентироваться в сложноустроенном, поликультурном мире и воспринимать огромные блоки информации, выделять нужные для себя и выстраивать свою собственную позицию, находя свои собственные смыслы.

Применение образовательных технологий в обучении обуславливает конкретную деятельность учителя и ученика в рамках технологического процесса. В результате четко регламентированной деятельности формируются компетентности как система универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Поэтому особенности результатов обучения при использовании  той или иной образовательной технологии формулируются исходя из деятельности, которая организовывается и направляется учителем в рамках определенной технологии,  проявляются в компетенциях.

Активные формы учебной работы в рамках определенной технологии, применяемые в современной школе, формируют опыт определенной деятельности,  дают возможность  сформировать компетенции, необходимые для успешной социализации и самоактуализации. Активные формы и методы обучения на уроке дают возможность сформировать умение чётко выразить свою позицию, отстоять её в полемике, правильно подобрать аргументы и примеры. Такими активными методами, приёмами, технологиями являются дебаты, ролевые и деловые игры,  групповое моделирование, дискуссии.

 

Урок обществознания в 10 социально-гуманитарном профиле – завершающий урок в разделе «Общество и человек». Урок рассчитан на два академических часа.

Цель урока: выявление ценности социального феномена свободы посредством проведения дискуссии.

Ресурсы урока: трибуна для выступлений, таблички на столы для обозначения групп и участников, камертон для звукового сигнала, мультимедийная установка, интерактивная доска SMART (многопользовательская), комплекс оперативного контроля знаний Interwrite CPS IR.

I этап  - предварительная подготовка(на предыдущем уроке): 

1.     Знакомство учащихся с литературой и интернет - ресурсами по проблеме обсуждения. Учащиеся получают задания: реферирование, сравнительно-сопоставительный анализ источников, выявление основных тезисов, отражающих суть предстоящей дискуссии.

2.     Разбивка участников дискуссий на группы. Следует определить количественный и качественный состав участников. Если класс малочисленный, то возможно уменьшение количества участников групп, которые будут представлять противоположные точки зрения. В данном случае предполагается наличие следующих групп участников

(таблица 1).

 

Таблица 1. Участники дискуссии и их функции

группы

 

количество

функция

Группа     «Свобода реальность»

-

5

Готовят кейсы (аргументы, факты и примеры) выступление по позиции «свобода – реальность», отвечают на вопросы «противников».

Группа      «Свобода иллюзия»

-

5

Готовят кейсы (аргументы, факты и примеры) выступление по позиции «свобода – иллюзия», отвечают на вопросы «противников».

хранитель времени

 

1

Следит за соблюдением регламента, с помощью камертона подаёт сигнал начала или окончания тура.

журналисты

 

2

Фиксируют тезисы выступления групп на интерактивной

многопользовательской доске

 

судьи

 

3

оценивают        выступления        групп,

отмечают самых активных участников

наблюдатели

 

все

остальные участники

Фиксируют наиболее интересные тезисы, аргументы, факты в специальную таблицу, задают вопросы участникам групп, выражают свою позицию, участвуют в голосовании.

 

Учитель в данной дискуссии является ведущим, который намечает компромиссную стратегию руководства, которая сочетает регламентирование  со свободным ведением  дискуссией. Группы, противостоящие по воззрениям на предмет обсуждения, формируются следующим образом: на основе мнения учителя и класса выбираются лидеры, которые затем сами набирают участников своей группы.1

3.     Необходимо совместно выработать правила проведения дискуссии. Для этого класс разбивается на равные пять групп, которым даётся задание предложить пять правил проведения дискуссии. Затем они вслух произносят эти правила, а учитель записывает их на доске, обсуждая и корректируя формулировки. Дублирующиеся правила не записываются. Затем из предложений всех групп предлагает выбрать четыре-пять главных правил. Они и будут правилами для участников дискуссии.

Возможные правила могут быть сформулированы так:

1.                 Каждый участник должен иметь возможность высказать своё мнение, даже если оно отлично от мнения группы.

2.                 Каждое высказывание, дополнение и уточнение должны быть учтены и внимательно рассмотрены.

3.Обсуждаются идеи, а не личности. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.д. Цель дискуссии – не победа, а истина.

4.                 Важно быть внимательным к высказываниям другого, стараться понять смысл его мнения, поддерживать тех, кому сложно говорить публично.

5.                 Говори кратко, ясно и чётко. Говори по теме, старайся отражать суть разбираемой проблемы.

4. Участникам выдаётся инструкция для конструктивной дискуссии:

1.     Продумайте   аргументацию    своей          позиции,     используйте фактические примеры.

2.     Старайтесь излагать свою точку зрения убедительно, энергично, тщательно выслушав оппонентов.

3.     Во время выступления оппонентов делайте заметки, чтобы прояснить всё, что кажется непонятным, задав оппоненту вопросы.

4.     Постарайтесь выработать общую точку зрения с другими участниками на основе фактических сведений.

 

II этап - начало дискуссии.

Учащиеся располагаются в классе в соответствии с распределенными ролями и функциями, распределенными на предыдущем уроке.

Учитель: «Предлагаю вам взглянуть на поэтические строки русского поэта-символиста конца XIX века Александра Добролюбова и известного русского поэта А.С. Пушкина. В этих строках пропущено по одному слову. Что это за слово, как вы думаете?

 

Протек для русского народа                              Оковы тяжкие падут,

Тьмы и тиранства долгий век.                         Темницы рухнут – и ________

Я жить хочу, хочу _________!     Вас примет радостно у входа, Я равен вам, я – человек.  И братья меч вам отдадут. 

                                                 А.Добролюбов                                                     А.С.Пушкин

  

Какое впечатление на вас производят эти строки? Нет в мире ни одного человека, который не размышлял бы о свободе. Нет ни одного периода в истории человечества, когда не происходило бы борьбы за неё. И до сих пор люди спорят о ней, поют о ней песни, посвящают художественные полотна, отстаивают, осознают её полезность или остерегаются последствий её воздействия. Сегодня и мы будем дискутировать на тему свободы. 

 Учитель предлагает учащимся сформулировать цель дискуссии. Учащиеся предлагают свои варианты, учитель подводит общий итог этим рассуждениям: «Итак, цель нашей дискуссии -  выявление различных точек зрения на феномен свободы и достижения согласия по определенным позициям».

Один из судей напоминает о правилах дискуссии, выработанных на предыдущем уроке.

III этап - ход дискуссии.

Первая фаза – постановка проблемы.

Учитель предлагает рассмотреть картину Эжена Делакруа «Свобода». «Делакруа посвятил сюжет картины событиям июля 1830 года, когда в Париже шли ожесточенные уличные бои, приведшие к свержению Карла X, последнего из рода Бурбонов, коих так люто ненавидело население Франции.

Молодая     женщина    с        обнажённой        грудью        символизирует самоотверженность французских людей того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Человечество всегда стремилось к свободе. Люди были готовы жертвовать своей жизнью ради идеалов свободы. И, теперь, в XXI веке, человеческое общество, достигнув высот  научно-технического прогресса, выпестовав теорию гуманизма, не прекращает размышлять и спорить о свободе».

Предлагаю     посмотреть      отрывок     из      фильма      «Убить     дракона».

http://www.youtube.com/watch?v=wm7PGs0zSew

«Главный герой – правитель Дракон отрицает необходимость свободы для людей, и говорит, что она даже вредна для них. Итак, основным понятием сегодняшней дискуссии будет понятие «свобода». Сегодня мы должны выяснить – что же такое свобода – реальность, которую человек может использовать на благо себе или заблуждение, иллюзия, недостижимая мечта?

Вторая фаза – решение проблемы

Оглашённая проблема обсуждается участниками в соответствии со следующим регламентом (таблица 2).

 

Таблица 2. Регламент дискуссии. I раунд.

содержание

временной регламент

I РАУНД – ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП

Выступление представителя  1 группы «Свобода – реальность»

6 мин

Выступление  2 представителя группы «Свобода – иллюзия»

6 мин

Промежуточные итоги. Вопрос учителя: «В каком обществе человек мог бы быть свободным?», «Каковы условия свободы человека?», «Что мешает человеку быть свободным?», «Каковы признаки свободы человека?»  

Среди участников групп происходит обмен сведениями, почерпнутыми из разных источников, а так же идеями и собственным опытом. Устанавливаются логические схемы, позволяющие установить причинноследственные связи, связи между явлениями окружающей действительности и выдвинутой проблемы. 

          

Третья фаза – обмен мнениями

 Отвечать на вопросы, заданные группой противников может любой член группы, а не только тот, кто представлял группу в главном выступлении.

  Участники дискуссии, не входящие в состав групп, выполняют свои функции согласно таблице 1.

Центральной в дискуссии является фаза обмена мнениями. В ней необходимо зафиксировать основные моменты:

1.     Начинать обмен мнениями следует с предоставления слова конкретным участникам. В данном случае учителю не рекомендуется брать слово первым.

2.     Учителю позволительно проявлять некоторую авторитарность.

Таблица 3. Регламент дискуссии. II раунд

II РАУНД – ОБМЕН МНЕНИЯМИ

Вопросы от  2 группы противников

«Свобода – реальность»

5 мин

Вопросы от  1 группы противников «Свобода – иллюзия»

5 мин

Вопросы наблюдателей

5 минут

Самые яркие высказывания фиксируются на интерактивной доске «журналистами».

Для стимулирования активности участников учитель может использовать следующие приёмы обострения дискуссии:

1.     Демонстрация непонимания.  Фразы учителя: «Я не совсем понимаю, что ты имеешь в виду, когда говоришь, что….», «Твой тезис неясен, уточни его, пожалуйста».

2.     Сомнение. Фразы учителя: «Так ли это?», «Это всё?», «Верно ли это?», « Ты уверен в этом тезисе?».

3.     Проблематизация. Фразы учителя: «Обоснуй своё высказывание», «Что это значит?», «Объясни нам, почему это так?»

4.     Альтернатива. Учитель просит обосновать тезис, утверждение, противоположные высказанному.

5.     Доведение до абсурда. Учитель соглашается с высказыванием, а затем делает из него абсурдные выводы.

6.     «Нет - стратегия» или «Отрицание». Учитель говорит «нет» на все высказывания участников. Фразы учителя: «Нет, так не бывает», «Этого не может быть». 

 В ходе дискуссии, как правило, приходится иметь дело с одними и теми же характерными типами участников обсуждения. Поэтому учителю важно знать, как с ними обходиться.

Характерные типы поведения

Их поведение

Рекомендации для учителя

спорщик

Не желает слушать никого, перебивает всех, не принимает никакие аргументы.

Сохранять невозмутимость и деловитость; также необходимо предоставлять возможность всем участникам опровергать его мнение.

позитивист

Спокоен, деловит. Готов выслушать любую точку зрения, пойти на компромисс.

Обращаться к нему в трудных и спорных моментах дискуссии за помощью и поддержкой; предложить ему подвести итоги обсуждения.

нигилист

Часто выходит за профессиональные рамки разговора, нетерпелив, несдержан, возбуждён.

Оставаться хладнокровным и компетентным. Его выступление следует комментировать, его решения формулировать словами, вкладывая в них своё содержание.

всезнайка

Думает, что он знает всё лучше всех, всегда требует слова.

Посадить рядом с ведущим, напоминать ему о том, что другие тоже хотят высказаться. Можно предоставить ему сформулировать промежуточные заключения.

словоохотливый

Позволяет себе бестактно прерывать выступающих, не обращает внимания на время, которое он тратит на свои выпады.

Тактично останавливать и следить за тем, чтобы он не отводил разговор в сторону от намеченной темы, не переворачивал проблемы «с ног на голову».

застенчивый

Предпочитает молчать, боясь выглядеть глупо и смешно.

Быть предельно деликатным и внимательным, задавать ему лёгкие вопросы, помогать формулировать

 

 

мысли.

неприступный

Замкнут и чувствует себя вне темы и времени, так как это кажется ему недостойным его внимания.

Любым способом заинтересовать и втянуть его в дискуссию, спросить о его собственной позиции, мнении.

незаинтересованн ый

Вообще не волнуют обсуждаемые проблемы.

В интересной и увлекательной форме задавать ему вопросы информативного характера и непременно постараться выяснить, что его лично интересует.

«важная птица»

Не выносит никакой критики, чувствует и ведёт себя как личность, стоящая выше остальных.

Поставить его в равное положение с остальными, поэтому диалог с ним лучше построить по схеме «да, но…».

«почемучка»

Сгорает от желания спрашивать всё и вся; просто создан для того, чтобы придумывать и задавать вопросы.

Все вопросы, которые относятся к теме переадресовать всем участникам. На вопросы информативного характера отвечать сразу. Если нет возможности дать нужный ответ, признать его правоту. В противном случае он может сорвать всё обсуждение.

 

Также для активизации дискуссии возможно использование заранее заготовленные задания, которые послужат толчком для продолжения дискуссии, либо не дадут возможности участникам дискуссии уйти от темы. 

Задания для активизации дискуссии

1.      Притча «Диалог о свободе»:  

 Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота. Мальчик: Ты кто???

Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня. 

Мальчик: Ты – демон страха? 

Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий… 

Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу! Демон: А что для тебя свобода мальчик? 

Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем. 

Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен? 

Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно. 

Демон: Да неужели? Как? 

Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить.

Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь? 

Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму. 

Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю. 

Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так – садись в тюрьму или погибни.  Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени. 

Демон исчез. Мальчик еще некоторое время постоял в кругу и побрел домой. Чем больше паренек обдумывал слова демона, тем стройнее у него получалась цепочка мыслей. И, наконец, его осенила мысль: «Быть свободным в обществе – это значит …»

   Продолжите мыль мальчика. Объясните, почему именно так вы закончили предложение.

2. Афоризмы,     которые    требуют     объяснения,        согласия    или несогласия

Абсолютная свобода, это когда на всех перекрёстках вовсе стороны   горит зелёный свет. Стас Янковский.

- Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой . Ф.М.Достоевский.

-            Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклоняться. Ф.М.Достоевский.

-            Лишь глупцы называют своеволие свободой. Тацит Публий Корнелий. IV этап – подведение итогов

 «Таблица решений» Каждой группе выдаются листы бумаги А4, на них заранее приготовлена таблица из четырёх частей. Они заполняют её, подсчитывают количество факторов, анализируют их значимость и вырабатывают общее решение. Затем группы предлагают основные выводы на общее обсуждения, а журналисты вносят их в программу Interwrite CPS IR для проведения голосования.

Внешние факторы,

способствующие свободе человека

 

Внешние факторы, препятствующие свободе человека

 

 

Внутренние факторы, способствующие свободе человека

 

 

Внутренние факторы, препятствующие свободе человека

 

На этом этапе решается с помощью  задача консолидации участников дискуссии за счёт выработки единых или компромиссных мнений, позиций, решений, которые звучат как главные выводы дискуссии. Даётся слово судьям, которые объявляют баллы, которые они выставили группам. Называют самых активных и убедительных участников дискуссии.

  Для того, чтобы более чётко представить себе результаты дискуссии, используется комплекс оперативного контроля знаний Interwrite CPS IR, который позволяет  в диаграммах увидеть результаты голосования по основным выводам дискуссии.  Домашнее задание

Продолжить фразы. Для того, чтобы быть свободным необходимо:

1)                Познать…  

2)                Уметь… 

3)                Понимать, что… 

4)                Иметь… 

 

Список источников

 

1.     Н.А. Морева. Современная технология учебного занятия, Москва «Просвещение», 2007

2.     С.С. Кашлев. Интерактивные методы обучения. Учебнометодическое пособие, Минск «ТетраСистемс»,2011 

3.     http://yahs.ru/dgnn  Трибис Елена «Абсолютная свобода»

4.     http://www.moluch.ru/archive/57/7865/  -  Гречкосей Р. Н. Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как проявление человеческой сущности

5.     http://yahs.ru/dgno  - Философское понятие свободы

6.     http://yahs.ru/dgnt  - Феномен внутренней свободы

7.     http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/69.htm       - политические права и свободы

8.     http://mgudt.com/articles/2051.html - свобода в экономике

9.     http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/trofimova/29.php - духовная свобода

                                               

 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)