Урок "Долг и совесть"

  • doc
  • 25.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Долг и совесть.doc

 

           Урок по теме «Долг и Совесть»

 

Цель:  воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

Задачи:

·        на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

·        формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

·        развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

·                    коллективная;

·                    фронтальная;

·                    групповая;

Ожидаемые результаты:

•  Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

•  Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Оборудование:  

·       учебник «Светская этика» Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева

·       презентация

                                                     Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.

2. Повторение.

-О чем вели речь на предыдущем уроке?    ( О долге и совести)        /слайд 1/

-Какую проблему урока определили для себя?    (Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?)                                                                                /слайд 1/

-В каких случаях мы используем слово долг? 

(денежный, профессиональный, моральный)                                        /слайд 2/

-В таком случае, что можно сказать о слове «долг»?  (употребляют в нескольких значениях, но…)                                                                                       /слайд 2/

-Если человек пытается отстраниться, уйти от оказания помощи, поступить согласно своим прихотям и желаниям, но вопреки своему долгу?

(Этот поступок признают плохим)

-Как поступают чаще всего с таким человеком?

(От человека, нарушившего свой долг, люди отворачиваются)

-В таком случае, что появляется у человека?

(Чувство вины перед людьми или чувство стыда)                               /слайд 3/

 

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)

- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.

- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)

 

3. Открытие новых знаний.

а) Работа с понятием “Совесть”.         /слайд 4/               

-Что такое совесть? Послушайте стихотворение, оно поможет найти ответ на вопрос.

Что такое совесть?

- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.

(А. Лопатина, М. Скребцова)    (Ответы детей)

 

-А еще говорят: Самое главное украшение человека – чистая совесть.

 

-Найдите в словаре учебника значение слова.                                  /слайд 5/

-Сравните эти понятия. (долг и совесть)

 

 б) Ответ на вопрос урока.             

-Легко ли поступать по совести?

 

-Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт”. Почему?

Сегодня ответим на вопрос: Когда мучает совесть?                          /слайд 6/

 

-Послушайте рассказ А.П.Гайдара «Совесть».                                  /слайд 7-8/

 

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

 

-Почему сердце Нины Карнауховой грызла беспощадная совесть?

-Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.

-Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)

-Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)

 

-Игра «СООТВЕТСТВИЕ»                                                                                   /слайд 9/

 

- А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике. (с.22)            /слайд 10/

- Какие важные дела совершает совесть?

 1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

 2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!”.

 

-Делаем вывод: «Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью». /слайд 11/

 

-Как поступить в данной ситуации?                                                        /слайд 12/

 

4. Рефлексия.

-Урок подходит к концу.

- Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения:

Теперь я знаю … .

Теперь я умею … .

Теперь я (буду) не буду … .                                                                      /слайд 13/

 

 

5. Домашнее задание.

С.23

 

6. Итог.                                                                                                       /слайд 14/

-На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в  заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».

             Совесть.
Словно ненаписанная повесть.                                                                                   

Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

                                                     Яна Кузовлева

-А чтобы ваша совесть не уснула, помните всегда слова философа Марка Аврелия …

/слайд 15/

 

-Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни. /слайд 16/