Занятие по внеурочной деятельности
«Учимся дружить»
(2-4 классы)
Тема: Учимся дружить
Цель: расширить представление о ценности дружбы.
Задачи: раскрытие понятий «друг», «дружба»;
формирование навыка позитивного общения;
развитие умения понимать другого человека, его чувства и поступки;
воспитание уважительного отношения к друзьям;
формирование умения работать в группе.
Познавательные УУД:
развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую
цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии.
Регулятивные УУД:
формировать умение излагать мысли, отстаивать свою точку зрения;
умение анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы;
умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
Коммуникативные УУД:
формировать умение работать в группе;
умение договариваться с одноклассниками;
Личностные УУД:
развивать мотивацию уважительного отношения и толерантности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.
Оборудование: ноутбук, презентация к уроку, пословицы для работы в группах, отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка», «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, кирпичики для « Дома дружбы», сердечко.
1. Организационный момент.
-Ребята, сегодня внеурочное занятие мы начнем с упражнения «Улыбка»: посмотрите на своего соседа и улыбнитесь ему.
- Давайте пронесём наши улыбки до конца занятия.
2. Определение темы занятия, постановка цели.
-Говорить мы будем на серьезную и интересную тему. Определите её, закончив высказывание древнегреческого философа Сократа.
На доске: “Никакое общение между людьми невозможно без…. (дружбы)”.
-О чем мы сегодня с вами будем говорить? (о дружбе)
Тема нашего занятия «Учимся дружить».
- На занятии мы ответим на следующие вопросы:
· Что такое дружба?
· Кто такой настоящий друг?
· Есть ли у дружбы свои законы?
3. Обсуждение основных вопросов занятия
1) Знакомство с понятием «дружба».
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
-Давайте выясним, что же такое дружба, как вы понимаете это слово? (ответы детей)
-Давайте уточним определение «дружба» с помощью Толкового словаря С.И. Ожегова. (Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.).
Обсуждение пословиц о дружбе.
-В народе говорят: «Дерево держится корнями, человек — друзьями»
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Правильно. Каким бы сильным, большим, могучим дерево не было - без корней оно погибнет, ведь они его держат. Так и человек, каким бы он сильным, здоровым не был, богатым не был, без друзей он пропадет и держится своими друзьями, которые в трудную минуту всегда придут на помощь и выручат.
Работа в группах. Игра «Собери пословицу».
1.Дружбу надо доказывать делами, (а не словами).
2.Крепкую дружбу и топором (не разрубишь).
3.Завести дружбу легко, (сберечь трудно).
1. Нет друга - ищи, (а нашёл - береги).
2. Не имей сто рублей , (а имей сто друзей).
3. Человек без друзей, (что птица без крыльев).
- О чем все эти пословицы? (о дружбе и друзьях)
-А с кем можно дружить? (ответы детей : с мамой, с мальчиками, с девочками, с учителем, животными)
Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать о своих печалях и горестях.
2) Знакомство с понятием «друг»
Чтение учителем рассказа И. Турчиной «Дружба» .
Задание: подумать о том, умеют ли дружить герои рассказа, можно ли назвать их настоящими друзьями.
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.
– Мы - друзья! Поиграем вместе в пожарных.
– Давай, – согласился Вася.
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
– Пожар! Пожар! – кричит.
Подбежали другие ребята.
– Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
– Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.
Подбежал к нему Сережа.
– Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.
– Давай, – согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
– И меня примите.
– Не примем, – сказал Сережа.
– Почему? – удивился Вася. – Ты же мой друг. Ты сам вчера говорил.
– То – вчера, – сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
-Как вы думаете, умеет ли Сережа дружить и можно ли его назвать другом? Почему? (ответы детей)
-Кто же такой друг? Обратимся к словарю Ожегова. ( Друг-это человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь)
-Многие считают себя друзьями, но не все являются настоящими.
-Каким должен быть настоящий друг? Давайте это выясним, работая вместе.
Задание: Выбрать карточки с качествами, которые характеризуют настоящего друга.
На карточках записаны слова: скромный, добрый, честный, злой, завистливый, смелый, общительный, отзывчивый, хвастливый, вежливый, жадный, равнодушный.
-Почему выбрали эти слова?
-Какие слова остались? Почему?
Вывод:
-Настоящий друг всегда верен товарищам, заступается за них и первым приходит на помощь. Важно быть честными, благодарными, добрыми. С таким человеком приятно дружить.
Физминутка Игра «Да и нет».
Вы умеете дружить?
Честно правду говорить?
Друга выручим всегда?
Врать не будем никогда?
Кинем камнем кошке в след?
Возьмём в автобусе билет?
Грязь смываем без труда?
Мы лентяям шлём привет?
С другом ссоримся иль нет?
Вам понравилась игра?
Викторина «Кто с
кем дружит?» (Слайд презентации)
- В книгах, в мультфильмах мы очень часто
встречаем верных друзей. Посмотрим, знаете ли вы их.
1.Забавные бурундучки Чип и ...(Дейл)
2. Добрая Белоснежка и ... (семь гномов)
3. Забавный мишка Винни Пух и ... (Пятачок)
4. Добрый Малыш и ... (Карлсон)
5. Доверчивый Буратино и ... (Папа Карло)
6. Зеленый крокодил Гена и ... ( Чебурашка)
8.Какая девочка выручала своего друга Кая из ледового плена? (Герда)
Упражнение «Мой друг».
-У меня в руках сердечко дружбы. Я вам предлагаю назвать имя своего друга и объяснить, почему вы считаете его лучшим другом. (Передаём «Сердечко дружбы»)
- Какие вы молодцы! У вас действительно хорошие друзья.
3) Составление законов дружбы
Моделирование. Строительство Дома Дружбы.
Просмотр отрывка из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка»
-Ребята, в мультфильме крокодил Гена и Чебурашка построили Дом дружбы. Я предлагаю вам построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать», какие из них подойдут для нашего дома.
(Кирпичики : Уважай друга. Помогай другу в беде. Уступай другу. Умей признать свои ошибки и помириться с другом. Будь вежливым. Будь честным. Будь внимательным. Не жадничай. Не соглашайся с другом. Не уступай никому. Доверяй только себе. Не думай о других.)
-Вот наш Дом дружбы построен. Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Я надеюсь, что мы теперь будем более внимательно относиться друг к другу и выполнять законы дружбы.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- О чем говорили?
-Пригодятся ли вам знания, полученные на занятии, в жизни?
-Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Возьмите листочки (у каждого на парте листочек со шкалой самооценки), оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки: насколько вы – настоящий друг.
- Подумайте, что вам нужно в себе изменить. Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросьте эти листочки в урну, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.
-Наше занятие окончено, давайте образуем круг дружбы.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней глади.
-Спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.