Урок "Экология атмосферы, гидросферы, педосферы"
Оценка 4.9

Урок "Экология атмосферы, гидросферы, педосферы"

Оценка 4.9
docx
12.06.2020
Урок "Экология атмосферы, гидросферы, педосферы"
Урок 2. Экология атмосферы, гидросферы, педосферы - копия.docx

План урока  для учащихся 10 класса по курсу

предмет

 География ГК, 10 класс

ФИО учителя

 

Урок № 2  

Тема урока

Экология атмосферы, гидросферы, педосферы

Загрязнение гидросферы

Цели обучения

·         Рассмотреть взаимосвязи мировых демографических тенденций и глобальных экологических проблем. Какие экологические проблемы признаны глобальными, и каковы пути из преодоления.

ФИ учащегося

 

 

Порядок действий

Выполнение

1. Открой тетрадь запиши:

Записать дату и тему урока

2. Изучи

      Человечество вступило в 21 век, полный тревог не только за свое будущее, но и за само существование на Земле. Все настойчивее звучат голоса общественности, специалистов, политиков, призывающих прекратить загрязнение и уничтожение природы, поскольку жизненные ресурсы Земли близятся к своему пределу. Процессы самовосстановления в природе не в состоянии справиться с постоянно возрастающей нагрузкой, которую оказывает на нее человек. Наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь природе человек. Только человек владеет экологическим талантом – содержать окружающий мир в чистоте… «Одно из двух: или люди сделают так, что планета станет менее загрязненной, или его загрязнение сделает так, что на Земле станет меньше людей»

       Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.    

            Различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.) Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

 

Оболочки Земли

Источники загрязнения оболочки

Последствия загрязнения

Пути решения проблем

Атмосфера

 

 

 

Литосфера

 

 

 

Гидросфера

 

 

 

Биосфера

Педосфера

 

 https://www.youtube.com/watch?v=bT1s08Wb87o    Посмотри!!! 

        Воздух – важнейшее условие жизни на Земле. Воздух влияет на человека, на растения, на животных, на здания и многое другое. Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду. Все источники загрязнения атмосферы подразделяют на естественные и антропогенные. Естественное загрязнение атмосферы происходит в результате извержения вулканов, пыльных бурь.

Главными источниками загрязнения атмосферы являются: ТЭС, металлургия, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, автомобильный транспорт. Аэрозольное загрязнение – это загрязнение атмосферы пылью и жидкими частицами. Аэрозоли образуют в атмосфере туман и смог. Смог крайне отрицательно влияет на организм человека. Крупным и опасным источником аэрозолей являются лесные пожары, дымовые облака от которых тянутся на тысячи километров. Газообразное загрязнение представляет повышенную опасность. На него приходится 80-90% всех выбросов в атмосферу. Это соединения серы, азота, хлора, углерода. Попадая в атмосферу, соединения серы и азота соединяются с капельками воды и образуют серную и азотную кислоты. Затем с дождями они выпадают на Землю, нарушая нормы кислотности почвы, способствуя высыханию лесов, особенно хвойных. Попадая в реки и озера, они уничтожают флору и фауну водоемов. Кислотные дожди приводят к разрушению конструкций, памятников.

Меры по борьбе с загрязнением атмосферы: 1.Сокращение самых вредных выбросов, то есть повышенные требования к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти. 2.Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии. Загрязнение атмосферы – глобальная проблема, и решение ее может быть осуществлено только международными усилиями.

https://www.youtube.com/watch?v=8PTZ9VxyKow     Посмотри!!!

       Литосфера загрязняется в первую очередь твердыми отходами, которые накапливаются в отвалах, на свалках и являются опасными источниками загрязнения земной поверхности. Твердые отходы, как правило, сжигают, захоранивают или складируют. Бытовой мусор состоит из бумаги, металла, древесины, стекла, полимеров и др. Рекордсмен по объему мусора на душу населения является США. Промышленных отходов больше, чем бытового мусора. Наиболее «грязными» отраслями промышленности являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. Еще более опасным является нарушение горными выработками земель, общая площадь которых составляет 12-15 млн га. Экологически наиболее опасными являются токсичные отходы, которые хранят в хранилищах, могильниках, на складах. К ним относятся тяжелые металлы (мышьяк, свинец, кадмий, ртуть), которые накапливаются в организме человека и обладают канцерогенным действием. 9/10 токсичных отходов приходится на развитые страны. На первом месте по их объему находится США, а на втором – Россия. Особую проблему составляет захоронение радиоактивных отходов. Это отходы, образующиеся при работе атомных станций, атомоходов, предприятий военной промышленности. Больше всего радиоактивных отходов образуется в США, России, Канаде, во Франции и в Великобритании.Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах. Часто отходы служат вторичным сырьем, например, для производства строительных материалов.Для облагораживания земель, нарушенных горными выработками, применяют рекультивацию.

Пути решения проблемы загрязнения литосферы: 1.Уменьшение материалоемкости производства. 2.Переработка отходов. 3.Рекультивация земель.

        Огромную отрицательную роль играет антропогенное загрязнение вод суши. Главными источниками загрязнения являются промышленность, транспорт, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство. В загрязнении вод наиболее велика доля промышленности, в особенности предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, нефтепереработки и нефтехимии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Сельское хозяйство, являясь крупным источником загрязнения, сбрасывает во внутренние водоемы химические удобрения, ядохимикаты, отходы животноводческих ферм. Водный транспорт сбрасывает в реки и озера большое количество отходов и нефтепродуктов. Загрязнение делят на физическое, химическое и биологическое. К физическому загрязнению относят загрязнение твердыми отходами – мусором, потерями леса при молевом сплаве.

Такое загрязнение не создает опасности для живых организмов, но затрудняет работу транспорта, рыболовства и ухудшает качество ландшафта. Химическое загрязнение вызывает попадание в водоемы кислот, щелочей, тяжелых металлов, удобрений, пестицидов, фенолов, нефти и нефтепродуктов. Биологическое загрязнение – это загрязнение микроорганизмами, многие из которых являются болезнетворными. Загрязнение происходит при попадании в воду стоков химической, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленностей, а также стоков коммунального хозяйства городов.

        Источниками загрязнения вод Мирового океана являются: нефть и нефтепродукты, тяжелые металлы, пестициды, радиоактивные вещества, а также огромное количество твердых и жидких коммунально-бытовых отходов. 70% загрязнений связано с наземными источниками: большие города, промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Наиболее загрязненные моря: Средиземное, Северное, Красное, Желтое, Мексиканский и Персидский заливы.

 

https://www.youtube.com/watch?v=pVyIf1HoYUg    Посмотри!!!

Педосфера или почвенный покров является оболочкой Земли, как и литосфера, гидросфера, атмосфера. Педосфера состоит из очень большого числа самых разнообразных типов и видов почв. Распространение почв на Земле имеет закономерный зонально-региональный характер и определяется влиянием биоклиматических и геологических условий почвообразования. Структура педосферы изображается на почвенных картах. Почвы являются полифункциональными природными системами, выполняющими незаменимую экологическую роль в биосфере и жизни человека. Среди разнообразных физических, химических, биологических и информационных функций почв особенно важное значение имеют следующие: 1) формирование уникальной среды обитания самых разнообразных видов живых существ; 2) обеспечение связи биологического и геологического круговоротов веществ и энергии на земной суше; 3) обеспечение биологической продуктивности природных и антропогенных биоценозов. Плодородие почв на сельскохозяйственных землях – основной фактор производства продуктов питания человека. С педосферой, тончайшей поверхностной оболочки земной суши, связана почти вся масса и энергия живого вещества планеты Земля. Современное расширение процессов эрозии, загрязнения и других видов деградации почв нарушает нормальное функционирование педосферы и способствует возрастанию угрозы глобального биосферно-экологического кризиса.

3. Рефлексия

                     https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/083c/00063643-1b1b9183/2/img9.jpg

Задание на дом

Запомнить материал плана

Обратная связь

(дает учитель)

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План урока для учащихся 10 класса по курсу предмет

План урока для учащихся 10 класса по курсу предмет

Главными источниками загрязнения атмосферы являются:

Главными источниками загрязнения атмосферы являются:

Такое загрязнение не создает опасности для живых организмов, но затрудняет работу транспорта, рыболовства и ухудшает качество ландшафта

Такое загрязнение не создает опасности для живых организмов, но затрудняет работу транспорта, рыболовства и ухудшает качество ландшафта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020