Краткосрочный план урока по естествознанию № 2-2-6
Раздел 3: |
Вещества и их свойства (в контексте сквозной темы «Мой родной край») |
||||||
Школа: |
|||||||
Дата: «____»____________20___г. |
ФИО учителя: |
||||||
Класс: 2 «____» класс. |
Количество присутствующих: отсутствующих: |
||||||
Тема урока: |
Какие у воздуха свойства? |
||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
|||||||
2.3.2.2. Описывать некоторые свойства воздуха (агрегатное состояние, наличие цвета, запаха). 2.3.2.3. Исследовать теплопроводность и свойство воздуха заполнять пространство. 2.1.2.1. Объяснять понятие «источник информации» и его важность для проведения исследований. 2.1.2.2. Определять ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат). 2.1.2.3. Уметь фиксировать результаты наблюдения с помощью условных знаков. |
|||||||
Развитие навыков: |
Выявлять, перечислять и описывать свойства воздуха. Записывать в тетради свойства воздуха. Фиксировать результаты наблюдения с помощью условных знаков. |
||||||
Критерии успеха (Предполагаемый результат): |
Все учащиеся смогут: Определить тему, цель исследования и ведущие признаки наблюдения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить Назвать некоторые источники информации Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Вступать в учебный диалог Назвать и описать некоторые свойства воздуха (агрегатное состояние, наличие цвета, запаха) Исследовать теплопроводность и свойство воздуха заполнять пространство Оценивать результаты своей работы на уроке Большинство учащихся смогут: Назвать 3-4 источника информации Определить значение и свойства воздуха для растений, животных, человека Составлять план, самостоятельно проводить исследование согласно составленному плану и формулировать выводы Фиксировать результаты наблюдения с помощью условных знаков Сравнивать и различать свойства теплого и холодного воздуха Некоторые учащиеся смогут: Назвать все источники информации Строить монологическое высказывание по теме, аргументировать свою позицию Осуществлять поиск информации в справочниках, энциклопедиях |
||||||
Языковая цель |
Полиязычие: ауаның қасиеттері – свойства воздуха Основные термины и словосочетания: воздух прозрачный, без цвета, без запаха, сжимается, расширяется, удерживает тепло, сжимается, расширяется, сохраняет тепло, плохо проводит тепло. Используемый язык для диалога/письма на уроке: Вопросы для обсуждения: Узнать, имеет ли воздух свойства? Выяснить, где прячется воздух? Что произойдет с воздухом, если его нагреть? Зачем двойные стекла в рамах? |
||||||
Привитие ценностей |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
||||||
Межпредметные связи |
Межпредметная связь - ЗОЖ. |
||||||
Навыки использования ИКТ |
ИКТ- резентация урока. |
||||||
Предварительные знания |
Имеют представления о том, что людям необходим воздух для жизни. Воздух невидим, не имеет запаха.
|
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока, t |
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы |
|||||
Начало урока 1 мин |
I. Создание положительного эмоционального настроя (К) Учитель создаёт благоприятную атмосферу для работы на уроке. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас приветствовать. А сейчас поприветствуйте своего соседа справа с помощью рукопожатия, соседа слева – объятьями,а всему классу подмигните глазом, а присутствующим подарите улыбку.
|
|
|||||
|
Проверка домашнего задания. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Что было задано на дом? Составить вопросы по теме. (П) Работаем в парах. Задаем вопрос по очереди своему соседу. По каким критериям будем оценивать ответ? Учащийся задает вопросы по теме. Правильно отвечает на вопросы. Взаимооценивание. |
|
|||||
2 мин |
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Введение в тему урока. А сейчас мы приступим к изучению новой темы. (К) А тему урока нам нужно разгадать. 1 ряд отгадывает одно слово, 2 ряд- другое. Расположите числа в порядке возрастания и вы узнаете тему нашего урока. Какие слова у нас получились? Что вы уже знаете о воздухе? Что хотели бы узнать? |
|
|||||
Середина урока 29 мин |
IV. Работа по теме урока (К) Ребята, мы сейчас с вами превращаемся в ученых – исследователей. Чтобы попасть в лабораторию, нам нужно сказать девиз. Пойдемте все в кружок, соедините ваши руки. 3-4 Мы теперь не просто дети, Мы – исследователи. И узнаем всё на свете Досконально о предмете. Разгадаем мы секрет И на всё найдём ответ! - Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать самостоятельно. (К) Проблемный вопрос. Как доказать, что вокруг есть воздух? (Э) Коллективное исследование. Помашите ладошкой перед собой. – Что вы почувствовали? (Воздух, движение воздуха.) Вдохните воздух ртом. – Какой он на вкус?( Не имеет вкуса) Вдохните воздух носом. – Какой запах имеет?( Не имеет запаха) Вывод. Воздух не имеет вкуса, запаха и находится вокруг нас. (К) Проблемные вопросы. Педагог предлагает детям подумать, можно ли увидеть воздух? Почему нет? (Воздух нельзя увидеть, потому что воздух прозрачный.) – Как доказать? Сравним. Дверь, книга – непрозрачные? Через них мы не видим других предметов. Вывод: Значит, воздух прозрачный. – Имеет ли воздух цвет? Сравним. Шкаф коричневый, классная доска зеленая, комнатные растения зеленые. А воздух не имеет ни этих цветов, никакого-то другого цвета. – А что еще бывает прозрачным? Предложите детям найти прозрачные предметы в кабинете (стенки аквариума, стекла окон). Вывод. Значит, воздух бесцветен. Какую форму имеет воздух? ( Не имеет формы, он принимает форму предмета) А сейчас еще раз вспомните все свойства воздуха по схеме. И) Что вы узнали из наших исследований о воздухе? Соедините стрелкой свойства воздуха с их условными обозначениями
Где мы еще можем получить информацию? (К,И) Работа с учебником. Педагог предлагает сравнить выводы, сделанные ребятами, с информацией в учебнике. (К) Проблемный вопрос. – Как, по вашему мнению, можно доказать, что воздух заполняет все свободное пространство, каждую щель? (Гипотезы детей.) (Э,Г) Исследования в группах. 1-я группа – Эксперимент № 1 «Где еще спрятался воздух?» Предложите детям опустить по очереди в разные стаканы с водой: таблетку активированного угля, глину. монетку, а последний стакан просто наполнить водой. 2-я группа – Эксперимент № 1 «Где еще спрятался воздух?»( шарик из кинетического песка, а второй стакан просто наполнить водой.) Обсуждение с каждой подгруппой. Что заметили? Почему на стенках последнего стакана появились пузырьки? Вывод. Воздух заполняет все пустоты предметов и находится даже в воде. 2-я группа – Эксперимент № 2 «Сколько места занимает воздух?» Предложите детям бросить салфетку в таз с водой, затем другую салфетку прикрепить ко дну стакана кусочком пластилина и тоже опустить в таз с водой вверх дном. Обсуждение с каждой подгруппой. Что произошло с салфеткой в обоих случаях? (1-я намокла, 2-я осталась сухой.) – Почему? (воздух в стакане занимает место и не пропускает воду) Вывод. Воздух занимает место. Презентация групп. Взаимооценивание
Э) Демонстрация учителем. Эксперимент №3 «Воздух теплый или холодный?» Приготовьте две пустые пластиковые бутылки из-под воды. Одну закройте пробкой и вынесите на мороз. (Бутылка заранее охлаждается). – Сравните две пластиковые бутылки. – Что, по вашему мнению, находится в бутылках? (Воздух.) Почему? (Заполняет все свободное пространство.) – Почему одна бутылка сжалась, помялась? (Гипотезы детей.) Вывод. Холодный воздух занимает меньше места, чем теплый, вот стенки бутылки и вдавились внутрь. – Как вы думаете, о каком свойстве воздуха мы узнали? Вывод. При охлаждении воздух сжимается, поэтому шар меньше по размеру зимой, чем летом. Игра « Молекулы» Представьте, что вы молекулы воздуха. Вы беспорядочно двигаетесь по классу. В классе тепло, еще теплее, жарко, становится прохладно, холоднее, еще холоднее, ой, совсем замерзли! Теплее, тепло…. Проходите на свои места. Демонстрация «Воздух имеет вес»
О каком свойстве воздуха мы узнали? –Почему воздушный шар поднимается в небо? Вывод. Теплый воздух легче, чем холодный, поэтому он поднимается вверх. Помни! Самостоятельно запускать такие шары опасно. (Г) Проблемные вопросы. – Что находится между стеклами в двойных рамах? (Воздух.) – Для чего? (Он сохраняет тепло.) (Г) Работа с учебником. Попросите учеников рассмотреть рисунки и обсудить в группе, в каком стакане вода остынет быстрее? Вывод. Под колбой есть воздух. Она не пропускает холодный воздух, поэтому там вода останется горячей дольше, чем в другом стакане. – О каком свойстве воздуха вы узнали? (П) Проблемный вопрос. – Почему птицы в мороз сидят нахохлившись, а белки укрываются хвостом? (Г,И) Работа с учебником. Педагог предлагает сравнить предположения, сделанные ребятами с информацией в учебнике. Далее ребята в группах рассматривают сюжетную картинку, читают текст на стикере и обсуждают, как еще «работает» свойство воздуха – удерживать тепло? – Какое, по вашему мнению, снежное «одеяло» теплее: пушистое или утоптанное? Почему? Вывод. Воздух хорошо удерживает тепло. |
Бумажные Вееры
Учебник Схема «Свойства воздуха» Для эксперимен- тов: стаканы с водой, таблетка активированно го угля, губка, кусочек глины, монетка Научный дневничок Учебник Пустые пластиковые бутылки |
|||||
Конец урока5 мин
|
V. Обобщение (К) Запиши на своем исследовательском листе, какие свойства воздуха ты узнал? |
|
|||||
|
VI. Домашнее задание Используя различные источники информации, узнай, как человек использует разные свойства воздуха в своей жизни? |
|
|||||
|
VII. Итог урока. Рефлексия |
|
|||||
Критерии успеха |
(И,Ф) Рефлексивное оценивание. – Какую цель вы поставили перед собой сегодня на уроке? – Достигли ли вы цели, которую ставили в начале урока? – Что вам помогло? (Имеющиеся знания и проделанные эксперименты.) – Итак, что вы узнали о воздухе? Узнал ли ты свойства воздуха? Можешь назвать источники информации? |
|
|||||
Дифференциация |
Оценивание |
Здоровье и соблюдение ТБ |
|||||
Учитель по мере необходимости оказывает помощь учащимся, работающим в парах. Ученики с высоким уровнем мотивации оказывают помощь одноклассникам в выполнении заданий в Научном дневничке. |
Учитель: обеспечивает обратную связь и поддержку каждому учащемуся; задаёт вопросы по ходу урока; просматривает работы учащихся в Научном дневнике (задания); анализирует результаты ученической рефлексии. |
Динамическая пауза «Молекулы».
|
|||||
3-я группа
Эксперимент «Сколько места занимает воздух?»
Цель:_________________________________________________________________________________________________
Гипотеза: _____________________________________________________________________________________________________
Ресурсы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План: _1._____________________________________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________________________________
Сроки: ______________________________________________________________________________________________________
Результат: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Насыпьте в стакан с водой одну чайную ложку минеральной соли.
Понаблюдайте.
Что вы заметили?
2. Опустите во второй стакан с водой кусочек глины.
Понаблюдайте.
Что происходит?
Что вы заметили?
2-я группа
Эксперимент «Где еще спрятался воздух?»
1. Скатайте небольшой шарик из кварцевого песка. Бросьте его в стакан с водой.
Понаблюдайте.
Что вы заметили?
2. Опустите во второй стакан с водой таблетку активированного угля.
Понаблюдайте.
Что вы заметили?
3-я группа
Эксперимент «Сколько места занимает воздух?»
1. Бросьте салфетку в чашку с водой.
Что с ней произошло?
2. Прикрепите салфетку ко дну пустого стакана кусочком пластилина.
Опустите в чашку с водой вверх дном.
Что сейчас произошло с салфеткой? Почему?
Предложите детям бросить салфетку в таз с водой, затем другую салфетку прикрепить ко дну стакана кусочком пластилина и тоже опустить в таз с водой вверх дном.
Эксперимент
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.