Лабораторная работа 3
Тема: «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
Цель урока: Проверить на практике справедливость теоретических соотношений по периоду колебаний нитяного маятника.
Демонстрации: математический маятник.
Оборудование: Шарик на нити, штатив с муфтой и кольцом, измерительная лента, часы (или секундомер).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Выполнение лабораторной работы.
Данная лабораторная работа
позволяет экспериментально подтвердить справедливость соотношения:
Перед выполнением работы нужно пояснить, что далеко не каждый нитяной маятник совершает колебания с периодом, определяемым данной формулой. И это нужно будет проверить в работе.
Очень важно, чтобы ученики выбрали длину подвеса нити в пределах 1-2 м. Это позволит получить значения T, с наивысшей точностью. При этом угол отклонения нити от вертикали не должен превышать 5-7°.
III. Указания к работе
1. Установите на краю стола штатив. К кольцу штатива подвесьте шарик на длинной нити (так, чтобы он находился на расстоянии 3-5 см от пола).
2. Измерьте длину нити l.
3. Отклоните шарик на 4–5 см от положения равновесия и отпустите.
4. Измерьте время t, за которое маятник сделает n = 30 полных колебаний.
5. Вычислите период и частоту колебаний.
6. Повторите опыт, уменьшив длину нити в 4 раза.
7. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу:
№ опыта |
Длина нити, l, cм |
Время t, с |
Кол-во колебаний, п |
Период, T, с |
Частота, n, Гц |
1 |
5 |
|
30 |
|
|
2 |
20 |
|
30 |
|
|
3 |
45 |
|
30 |
|
|
4 |
80 |
|
30 |
|
|
5 |
125 |
|
30 |
|
|
8. Сделайте вывод о зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины нити.
IV. Задание на дом: Повторить §§24 – 27
V.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.