Урок физики по ФГОС в 7 классе. Тема "Механическое движение"
Оценка 4.6

Урок физики по ФГОС в 7 классе. Тема "Механическое движение"

Оценка 4.6
Разработки уроков
pdf
физика
7 кл—9 кл
28.07.2024
Урок физики по ФГОС в 7 классе. Тема "Механическое движение"
Открытый урок на тему _Механическое движение_ ( 7 класс ).pdf

Тема урока: "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". 7-й класс

 

Цели урока: Образовательные:

ввести основные понятия механического движения: относительность движения, траектория, пройденный путь, равномерное и неравномерное движение.

Воспитательные:

развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физики.

Развивающие:

развивать навыки самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования; формировать умения систематизировать, классифицировать и обобщать полученные знания; развивать коммуникативные способности учащихся.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объяснение нового материала 1. Начинаем урок с объявления новой темы урока и попробуем ответить на вопрос: «Что нам позволяет судить о том, движется тело или покоится?». После ответов учащихся цитируем стихотворение:

                    «Движение» 

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить, Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.

                                           

                                      А.С. Пушкин

 

В отрывке прозвучал очень важный момент, необходимый для рассуждения о том движется тело или покоится. А именно, относительно каких тел происходит или не происходит движение. Как можно определить движется тело или покоится  (см. рис. 1)?

 

 

 

 

                                                                            

   

 

Рис. 1  

 

2. Относительность движения.

Для того чтобы выделить такой характерный признак механического движения как относительность, рассмотрим и проанализируем простой опыт с движущейся по столу тележкой. Рассмотрим относительно каких тем она движется, а относительно каких покоится (см. рис. 2, 3).

 

Рис. 2  

 

Рис. 3  

3. Траектория движения.


Далее вводим понятие траектории и в зависимости от ее формы выделяем два вида движения: прямолинейное и криволинейное. Внимание учеников прежде всего обращаем на движение таких тел, траектории которых бывают хорошо видимы (см. рис.4). Здесь же вводим понятие о пройденном пути как о физической величине, измеряемой длиной траектории, по которой тело движется в течение некоторого промежутка времени. В связи с этим повторяем известные из курса математики основные единицы измерения длины.

 

 

Рис. 4

4. Прямолинейное равномерное движение

Рассмотрим далее, какие виды движения существуют? Определим, какое движение называют равномерным. Движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит одинаковые пути. Рассмотрим пример прямолинейного равномерного движения

(см. рис. 5).

 


 

Рис. 5

 

 

 

5. Прямолинейное неравномерное движение

Более распространенный вид движения – прямолинейное неравномерное движение. Это движение при котором тело за равные промежутки времени проходит разные пути. Рассмотрим на примере движения велосипедиста (см. рис .6).


 

 

 

Рис. 6

Физминутка

 

III. С целью закрепления материала решаем следующие задачи:  

Задача 1. Укажите относительно каких тел перечисленные ниже тела находятся в покое и относительно каких – в движении: пассажир в движущемся грузовике; легковой автомобиль, едущий за грузовиком на одном и том же расстоянии, груз в прицепе автомобиля.

Задача 2. Относительно каких тел покоится и относительно каких тел движется человек, стоящий на тротуаре?

 

Рис. 7

Задача 3. Перечислите, относительно каких тел водитель движущегося трамвая находится в состоянии покоя.

Ученики обычно отвечают, что человек находится в покое относительно тротуара, дерева, светофора, дома и движется относительно едущего по дороге автомобиля. В этой ситуации следует обратить внимание учеников, что человек, как и Земля, движется со скоростью 30 км/с относительно Солнца.

 

Задача 4. Установите соответствие между примером механического движения и видом траектории.

ПРИМЕР                                                                ВИД ТРАЕКТОРИИ

А) падение метеора                                             1) окружность

Б) движение стрелки секундомера                    2) кривая В) падение капли дождя в безветренную         3) прямая погоду.

Задача 5. Выразите пройденный путь в метрах:

                  65 км

                  0,54 км

                  4 км 300 м

                  2300 см

                  4 м 10 см

 

 

 

IV. Подведение итогов урока V. Рефлексия

-      Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

-      Что не понравилось?

-      Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока?

-      А теперь давайте выставим оценки.

 

VI. Домашнее задание

Прочитать §13; решить задачу: Какие из перечисленных тел движутся прямолинейно: луна, лифт, автомобиль на повороте, лыжник на трамплине, стрела, выпущенная из лука вертикально вверх, человек на эскалаторе.

 

 

 

Тема урока: "Механическое движение

Тема урока: "Механическое движение

Рис. 1 2. Относительность движения

Рис. 1 2. Относительность движения

Рис. 2 Рис. 3 3

Рис. 2 Рис. 3 3

Рассмотрим далее, какие виды движения существуют?

Рассмотрим далее, какие виды движения существуют?

Прямолинейное неравномерное движение

Прямолинейное неравномерное движение

Рис. 6 Физминутка III

Рис. 6 Физминутка III

IV. Подведение итогов урока V

IV. Подведение итогов урока V
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2024