Тема «Газовые законы»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель:
Задачи:
План урока:
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мне хочется начать наш урок со знаменитой фразы: «Кто владеет информацией, тот владеет миром!». У нас есть 3 определённый багаж знаний по теме МКТ идеального газа». Давайте узнаем, а как вы владеете информацией по данной теме?
II. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
III. Объяснение нового материала.
Учитель. Итак, мы отметили, что уравнение состояния идеального газа связывает между собой три макроскопических параметра: р, Т и V. Но при любых ли процессах все эти параметры изменяются? Давайте рассмотрим несколько примеров.
Возьмем надувной круг. Какой параметр здесь постоянен? (учащиеся отвечают: объем не изменяется).
А если мы деформируем его и объем изменим, но внешних условий менять не будем? (учащиеся отвечают: при деформации объем уменьшится, давление внутри возрастет, а температура останется постоянной).
А что произойдет с кругом при повышении температуры? (учащиеся отвечают: объем растет с повышением температуры, а давление внутри круга равно внешнему давлению и постоянно). Теперь мы знаем, что существуют процессы, при которых отдельные макроскопические параметры сохраняются.
Теперь рассмотрим каждый из представленных процессов подробнее и установим для каждого из них связь между Т, р и V.
Количественные зависимости между двумя параметрами газа одной и той же массы при неизменном значении третьего параметра называют газовыми законами.
Изопроцесс – процесс, при котором масса газа и один из его термодинамических параметров остаются неизменными.
Газовых законов, как и изопроцессов – три. Используя уравнение состояния идеального газа, можно вывести все три закона за 10 минут. Но в истории физики эти открытия были сделаны в обратном порядке: сначала экспериментально были получены газовые законы, и только потом они были обобщены в уравнение состояния. Этот путь занял почти 200 лет: первый газовый закон был получен в 1662 году Бойлем и Мариоттом, уравнение состояния – в 1834 году Клапейроном, а более общая форма уравнения – в 1874 году Д.И. Менделеевым.
А) Работа с учебником – Самостоятельная работа. Слайд 2.
Работают в тетрадях.
Михайлов Егор - при Т=const
Азмуханов Искандер – при V= const
При P= const парно вместе.
Б) Заполнение таблицы учениками.
Изопроцессы |
Название закона, постоянная величина |
Математическая формула |
Графики изопроцесса по PV, PT, VT |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. Закрепление нового материала.
А) Проверка таблицу. –по слайдам.
Б) Решение задач.
По Рымкевичу 2 задачи №517, №536
В) Тест по теме «Газовые законы» слайд 5,6
№ задания |
1 вариант |
2 вариант |
1 |
А |
Б |
2 |
А |
Г |
3 |
Г |
В |
4 |
А |
Г |
5 |
В |
Г |
Число правильных ответов |
Оценка |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
V. Домашнее задание.
Слайды 32
§69, № 522, № 524
VII. Рефлексия. /2 мин/
На плакате нарисована гора. /Вывешивается на доске перед уроком/.
Учитель:
Обозначения:
На пике горы – «Понял, умею решать задачи»,
Середина горы – «Понял на половину, хочу изучить»,
Низовье горы – «Не понял, не умею применять»
Ребята, свои «флажки-стикера», сделанные из голубого цвета на какое – место повесили бы?
VIII. . Итог урока. /Слово учителя, в виде поощрительного приза «смайлики», выставление оценок/ /1 мин/
.
МБОУ «Убеевская СОШ имени Дементьева П.В.» Дрожжановского муниципального района РТ
Открытый урок по физике в 10 классе.
Тема: «Газовые законы
Учитель физики: Симукова Л.В.
2023-2024 учебный год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.