Урок физики в 7-м классе по теме: Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

  • Документация
  • docx
  • 09.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по теме Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах Данный урок шестой в системе уроков по разделу «Взаимодействие тел». Его цели: Проверить усвоение знаний по теме взаимодействие тел. 2. Способствовать усвоению учащимися новых знаний о массе как мере инертности. 3. Воспитывать интерес к предмету через показ связи изучаемого материала с реальной жизнью. Были определены задачи педагога: Установить результат взаимодействия тел. Формирование навыков учебной работы, умения делать выводы и устанавливать причинно – следственные связи по результатам наблюдений эксперимента. Воспитывать уважение к интеллектуальному труду и к физической науке, как элементу человеческой культуры. По типу урока-это урок усвоения новых знаний. • В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны следующие методы обучения: практические, наглядные, словесные, работа с книгой. По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые По степени педагогического управления со стороны учителя: интерактивное обучение Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая.
Иконка файла материала Урок Петрова Ю.В. Масса тела 7 класс.docx

Тема: Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

Цель:  

1.Проверить усвоение знаний по теме взаимодействие тел.

2. Способствовать усвоению  учащимися новых  знаний о массе как мере инертности.

3. Воспитывать интерес к предмету через показ связи изучаемого материала с реальной жизнью.

Задачи урока.

предметные

метапредметные

личностные

Установить результат взаимодействия тел.

Формирование навыков учебной работы,  умения  делать выводы и  устанавливать причинно – следственные связи  по результатам  наблюдений эксперимента.

Воспитывать уважение  к интеллектуальному труду и к физической науке, как элементу человеческой культуры.

 Планируемые результаты урока.

Универсальные учебные действия.

личностные

метапредметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Осознание смысла своей деятельности на всех этапах урока; активизация  волевых усилий в процессе урока. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил поведения в транспорте и на дорогах, формирование понятия зависимости длины тормозного пути автомобилей на дорогах от их массы.

Формирование целеполагания. Прогнозирование результата при наблюдении эксперимента; контроль и корректирование своих действий при работе по заданному алгоритму

Выделение причин  и следствий в наблюдаемых явлениях; построение  логической цепочки  размышлений; отбор аналогичных явлений из опыта своей повседневной жизни. Уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

Высказывание результатов  своих наблюдений; участие в обсуждении проблем ; контроль и коррекция  действий товарищей. Умение слушать и вступать в диалог.

 

предметные

Научиться переводить основную единицу массы в СИ в т ,г, мг, определять массу тела по результату его взаимодействия с другим телом, понимать, что масса – мера инертности тела, а инертность – свойство тел.

 

 

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы.

Результаты этапа

1

Организационный момент(1 мин)

Здравствуйте ребята.  Я очень рада видеть вас. 

Приветствие учителя

 

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2.

Целеполагание

и мотивация

(3 мин)

Я бы хотела, чтобы вы посмотрели видеофрагмент.

http://youtube.com/watch?v=jE-mucq53Is

Показ видео.

Вопросы классу:

Что вы наблюдали в данном ролике?

В результате взаимодействия  каких тел произошло торможение

Почему поезд так долго не мог остановиться?

А какие тела остановить несложно?

Отвечают на вопросы учителя с места.

 

 

 

Торможение поезда

Поезд взаимодействует с рельсами

 

Потому что масса поезда очень большая и его трудно остановить быстро.

Небольшие по своей  массе

Методы:

1. Эвристическая беседа с учениками.

2. Совместный  анализ рассуждений учеников, подвести учеников к теме и целям урока

Результаты:

1.  Возникновение у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность при создании проблемной ситуации;

2. Определение цели и направления  учебной деятельности.

Конечно.

Вам  уже знаете, что  основным результатом взаимодействия  тела является изменение его скорости или формы.

 

Сегодня мы будем говорить об изменении, которое зависит от свойств самого тела.  Это понятие масса.

 

3

 Какие у вас возникают ассоциации с понятием «масса тела»?

Запуск постановки учебной задачи:

Учитель: достаточно ли у вас знаний о понятии «масса тела»?



Тема нашего урока «Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах».

 

Ученики: предлагают ассоциативный ряд: вес, тяжесть, сила. весы, вещество…

 

 

Давайте запишем тему урока в тетради

 

Записывают тему урока в тетрадь

Попробуйте сформулировать  цели нашего урока.

Называют цели

- понимать,  что такое масса;

- помнить определение величины;

- уметь обозначать величину;

- применять формулу;

- знать  единицы  измерения и способы измерения.

На прошлом уроке вы заметили, что после взаимодействия, тела приобретают различную скорость. И наша с вами задача узнать, почему так происходит?

 

Новый материал,   основные моменты, раскрывающие тему урока предлагаю записывать в виде кластера в течении урока

Ученики в центре тетради  готовят макет кластера

4

Первичное усвоение материала

(20 мин)

Вводное слово учителя.

Что вы уже знаете о массе?

Составим кластер

Масса в физике обозначается буквой m, происходит от греч. слова μάζα — кусок, глыба, ком.

Масса как научный термин была введена И. Ньютоном

Записывают в кластер (учитель на доске)  обозначение , перед на русский язык, ученого

 

Методы:

1. Экспериментальный (опыты, демонстрирующие изопроцессы).

2.  Теоретический (преобразование уравнений и их графическая интерпретация).

 

Результаты:

1. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

2. Представление информации в различных видах (текст, формула, схема).

Обобщение и систематизация знаний с помощью кластера.

 

Рассмотрим следующую задачу. (Слайд 4) (Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 1 с. Какой путь пройдет за это время автомобиль, если скорость его была 72 км/ч?) 

А если бы вместо легкового автомобиля был груженый лесовоз? Как вы думаете, он бы тоже смог остановился,  проехав 20 м?

 

Почему? (Слайд 5)

 

Выключить доску

 

Рассмотрим  еще пример:  что быстрее передвинуть - маленький камушек или большой валун?

Какой вывод можно сделать?

 

Про такие тела говорят, что они более инертны (бездейственны). Записываем определение: (Слайд 6) 

 

Инертность – это свойство, характеризующее способность тела по-разному изменять свою скорость с течением времени.  Определение этого свойства на стр.  учебника

А я предлагаю дополнить наш кластер –мера инертности

Решают задачу устно:  20 м.

 

 

 

 

Нет,

 

так как лесовоз значительно тяжелее легкового автомобиля

 

 

маленький камушек

Тела большей массы изменяют свою скорость медленнее.

 

 

 

 

Дополняют кластер

На стр.    учебника давайте найдем определение массы

Масса характеризует инертные свойства тел.

Масса – мера инертности

 

Работа с учебником на стр.57

Читают определение массы

Масса тела – это физическая величина, которая характеризует его инертность, является мерой инертности тела.

 

Задание 1. В карточках у детей

Решение задачи в парах Коля и Толя нашли сжатую пружину в пакетике, перевязанном веревочками, и стали эти веревочки развязывать. Тут-то пружина и распрямилась. В результате взаимодействия Толя с хорошей
скоростью улетел в одну сторону, а Коля с вдвое большей в прямо противоположную. Укажите, как отличается Толина масса от Колиной?

Вывод:  От чего же зависят разные скорости тел? 

И какова зависимости скорости движения от массы?

 

- Если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.

- Давайте запишем  формулу в кластер

Итак, эта формула говорит нам, что о массе тела можно судить по изменению его скорости при взаимодействии.

Записываем в кластер  :  способы измерения -  взаимодействие

 

Ответ: поскольку пружина послала Толю хоть и с хорошей, но вдвое меньшей скоростью чем Колю, Толина масса в два раза больше Колиной, тоже хорошей.

 

 

 

От массы этих тел.

 При взаимодействии  двух  тел большую скорость  приобретают тела с меньшей массой,  и наоборот

Если    v1=v2  ,  то    m1=m2.

     full_image010

 

Дополняют кластер

Каждое тело обладает массой!

А  в каких единицах измеряют массу?

За единицу массы принят 1 кг.

Эталон массы изготовлен из сплава платины и иридия. Международный эталон массы хранится в г. Севре близ Парижа.

Дополним кластер

 

Другие единицы массы:

 1 г = 0,001 кг, 1 т = 1000 кг.

 А теперь давайте попробуем перевести разные единицы массы   в систему СИ, то есть в килограммы.

 

Задание 2: приложение 1

400г=0,4кг

22г500мг=22.5г=0,0225кг

1500мг=1,5г=0,0015кг

0,3т=300кг

7,5ц=750кг

Перечисляют

 

Смотрят в учебнике картинку  Дополняют кластер

 

 

 

 

Работают в парах, фронтальная проверка

Таким образом,  можно  сказать, что массу определяют двумя  способами:   взаимодействием тел и взвешиванием.

Запишем в кластер  - взвешивание

 Какой способ мы используем  в жизни? Почему? 

Взвешивание.  При этом способе массу неизвестного тела сравнивают с массой гирь на чашках весов.  

 

Показать из чего состоят рычажные весы и алгоритм работы с ними

Тарирование — способ определения точного веса с помощью рычажных весов, на одну из чаш которых кладут тарный груз.

 

взвести тела на вашем столе        

     

Задание 3. Приложение 2

С помощью лабораторных весов измерить массу своего ластика в граммах.

 Сделать перевод единицы массы  в систему СИ.

 

свойство массы – складывается (отмечаем в кластере)

Рассматриваем кластер  - зачем мы его составили 

Это ваш ОК

 

 

 

Дополняют кластер

 

 

 

 

Взвешивают тело, учатся работать с рычажными весами

 

 

 

 

 

Выполняют работу в паре

Проверка фрнтально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дописывают в кластер

6

Первичное закрепление учебного материала

(4 мин)

Включить проектор

Ромашка Блума

Назовите физическую величину, меру инертности тела.

Объясните,  как можно определить массы тел при  их взаимодействии?

Что произойдет, если выбежав из-за угла, семиклассник столкнется лоб в лоб  с первоклассником?

Придумайте, как можно  измерять массу жидкостей на школьных весах, ведь они текучи?

Приведите примеры ситуаций, в которых мы интересуемся массой тел.

Как вы думаете, почему  пешеходный переход называют «Зоной повышенной опасности»?

Отвечают на вопросы

Методы:

практическая работа (решение задач)

Результаты: Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний

 

 

Решение задачи с применением формулы

Фронтально у доски желающий, остальные записывают в тетрадь

 

 

7

Информация о домашнем задании

(1 мин)

Целью домашнего задания является выполнение заданий на репродуктивном уровне (для этого прошу прочитать § , решить задачи №, из упр. № ,

Чтобы соответствовать  частично-поисковому уровню, надо дополнительно Подготовить мини сообщение об истории применения  внесистемных единиц измерения массы

Или  Продемонстрировать  опыт:

Возьмите две пластмассовые  бутылки, свяжите их резинкой. Одну бутылку наполовину заполните водой. Опустите бутылки в ванну  с водой, разведите их как можно дальше друг от друга и отпустите одновременно. Какая бутылка (пустая или с водой) приобретет большую скорость? Как вы это определил? Что можно сказать о массе этих бутылок? 

Записывают домашнее задание в дневники

Результаты:

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

8

Рефлексия деятельности

(2      мин)

Главная наша задача – подвести итоги уроку и наметить перспективы деятельности на следующем уроке.

"Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

 

Отвечают на вопросы

Методы:

рефлексия учебно-познавательной деятельности

Результаты: Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.

Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Оценивание  Лист оценивания

Молодцы ребята  Спасибо за работу!

Будучи в массе, оставайся собой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Литература и ссылки на сайты Интернет

      Физика 7 класс: учебник /А.В.Перышкин/

      Волков В.А., Полянский С.Е.: Поурочные разработки по физике:7 класс

      Г.Остер Физика/задачник, М., Росмэн,1997

      http://elkin52.narod.ru

      http://class-fizika.narod.ru

      http://physics03.narod.ru

      http://school-collection.edu.ru

 

 

Приложение 1

Задание 1.  Переведите в систему СИ

400г =

22г500мг=

1500мг=

0,3т=

7,5ц=

 

Задание 2.

Решите задачу-шутку:

Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем?

 

 

 

Задание 3.

С помощью лабораторных весов измерить массу своего камушка в граммах.

Сделать перевод единицы массы  в систему СИ.  Запишите полученные значения в таблицу:

Масса   камня  в  г

Масса тела в кг

 

 

 

Задание 4. Решите задачу с применением формулы  (у доски)

Задание 5

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Примеры:


Физика.

Нужная, интересная.

Исследует, развивает, помогает думать.

Физика—наука о природе.

Законы.

7 класс

Энергичные, добрые.

Учатся, играют, участвуют.

Коллектив людей.

Единомышленники.


Домашнее задание: прочитать § , решить задачи №, из упр. № ,

Дополнительное творческое задание (по желанию):

·         подготовить мини сообщение об истории применения  внесистемных единиц измерения массы;

·         или  выполнить опыт  (можно снять на видео) :  возьмите две пластмассовые  бутылки, свяжите их резинкой. Одну бутылку наполовину заполните водой. Опустите бутылки в ванну  с водой, разведите их как можно дальше друг от друга и отпустите одновременно. Какая бутылка (пустая или с водой) приобретет большую скорость? Как вы это определил? Что можно сказать о массе этих бутылок? 

 

 

  1. Переведите 1,5 км в метры.(1500 м)
  2. Выразите 54 км/ч в м/c. (15м/с)
  3. Сколько секунд содержится в 5 минутах? (300 с)
  4. Пассажирский поезд за каждые 20 минут проходит 40 километров. Какое это движение – равномерное или неравномерное? (равномерное)
  5. Велосипедист за 1200 секунд проехал 6км. С какой скоростью двигался велосипедист? (5 м/c)

 

 



С

А

М

С

А

1

1,5м

1500км

1500м

0,15

0,015

2

1м/с

15м/с

30м/с

150м/с

0,15м/с

3

300с

35с

30с

180с

12600с

4

 

 неравномерное

 

равномерное

 

5

2 м/с

50 м/с

30 м/с

0,5 м/с

5 м/с

 

 

Лист  самооценки. Ученик________________________________

Поставь  баллы  в  каждой  графе:

3б  - полностью  согласен

2б – условия  критерия  выполнялись  не всегда

1б  -  испытывал трудности 

0б  -  данный  критерий  мною не   соблюдался  на  уроке

Давал  ответы  на  вопросы

Использовал  ранее  полученные  знания  при изучении  темы  урока

Проявлял  творчество  и нестандартное мышление при  работе  над  заданиями

При решении задач  не испытывал  трудностей  и справился  с  ними

 10-12 баллов  - Я молодец

7-9 Я сегодня хорошо работал

Менее 7 баллов В следующий раз я буду активнее на  уроке


 

Скачано с www.znanio.ru