Волосевич Л.А
Учебный проект но теме: «Восхождение к вершинам знаний на примере изучения темы: Рельеф суши. Горы.»-6 класс
Практико-ориентированный обучающий проект по географии.
Учебная тема: «Рельеф суши. Горы.»
Цель: Формирование представления о рельефе суши - горах, как компоненте географической оболочки.
Задачи: 1.Углубить и расширить понятия горы, рельеф, формы рельефа.
2.Сформировать представление у учащихся о горных системах, горных хребтах, различиях гор по высоте, происхождению, строению, происходящих с ними изменениях.
3.Положить начало формированию приемов определения но физическим картам географического положения гор, их высот.
4.Расширить и углубить знания о выветривании и влиянии человеческой деятельности на формы рельефа суши.
По способу деятельности: Создание условий для формирования умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности и самоанализа; формирование приемов определения по физическим картам географического положения гор, их высот.
Цель педагогической деятельности: Организация самостоятельной познавательной деятельности и самоанализа работы. Создание алгоритма деятельности (дети этого возраста слишком маленькие). Помощь в создании групп в соответствии с заданиями.
Источники информации: учебники, атласы, к/к, электронный учебник «Начальный курс географии.» 6-ой класс, образов, коллекция 1C. «География 6-10 класс» образов, коллекция 1C ( слайды, фото, видеофрагменты, анимации), «География 6-ой класс» электронный учебник Кирилла и Мефодия. Детская энциклопедия, энциклопедический словарь географических терминов.
На подготовительном этапе перед учащимися была названа тема и определены цели, оказана помощь в формировании групп.
На этапе планирования были указаны и определены источники информации.
Были определены и составлены следующие направления работы:
1-я группа (геоморфологи). «Как устроены горные области?»
(Учащие получили задания на изучение понятий горные хребты, горные страны, вершина, пик, межгорная долина, хребет, перевал, определение гор по высоте и составление схемы с примерами гор и использованием физической карты, обозначение на к/к.
2-ая группа (географы). «Где находятся высочайшие горы нашей планеты?»
(Учащие получили следующие задания: найти высочайшие горы планеты, определить их преобладающие и абсолютные высоты главных вершин, определить их географические координаты, местонахождение на материке, в каком направлении они протянулись и как итог составить сводную таблицу по вышеперечисленным вопросам, по политической карте определить страны, расположенные в горных областях земного шара.
3-я группа (геофизики) «Как горы рождаются и развиваются?»
(Учащиеся знают о движении литосферных плит, вертикальных и горизонтальных движениях земной коры, поэтому они должны найти и показать на физической карте основные пояса формирования гор, показать их на к/к, называть характерные черты молодых и старых гор, объяснять их деление на складчатые, глыбовые, складчато-глыбовые, вулканические, составить схему и привести примеры каждого типа гор, готовят сообщения из 5-7 предложений как и почему разрушаются горы и какие стихийные явления происходят в горах, один из школьников заранее готовит небольшое сообщение о использовании гор человеком в том числе и для туристско-рекреационной деятельности.
Вместе с учителем учатся приему определения географического положения гор, используя план, но предварительно обязательно даётся возможность самим школьникам попробовать дать оценку географического положения, исходя из полученных знаний.
Планируемый результат: Самостоятельное изучение школьниками темы с использованием очень интересных и доступных источников информации. Установление взаимосвязей между внутренними и внешними процессами, приводящими к формированию рельефа суши, изменениях, происходящих в них в период их развития. Научить находить горы но картам, представлять их себе, благодаря материалам электронных пособий, снимкам из космоса, фотографиям, картинам.
Эстетическое наслаждение красотой и необыкновенностью этих «исполинов» природы. Желание покорить хотя бы одну горную вершину. Удовольствие от покорения «вершины знаний», обязательной оценке своих одноклассников и, конечно, учителя.
Для закрепления дома дается задание: составить рассказ или сказку из 7-9 предложений, которая начинается: «Жила была гора...»,попробовать составить маршрут для альпинистов: «Лучше гор могут быть только горы ...» Рассказать о горах, где вы уже побывали со своими близкими.
Вопросы и задания для проверки уровня знаний
Найти на физической карте и обозначить на к/к след. Формы рельефа
· Русская (Вост – Евр) равнина, горы: Кавказ, Урал, Верхоянский хр.
· Зап. Сибирская равнина, хр.: Черского,Саяны, Алтай, Кузнц.,
· Среднесибирское плоскогорье Алатау, хребты Прибайкалье, хребты
· Северо – Сибирская низменность Забайкалья, Становой хребет,
· Среднерусская возвышенность Становое, Патомское, Алданское
· Окско – Донская равнина нагорье, Сихотэ – Алинь, Буреинский
· Водайская возвышенность хребет, Джугджур, Колымское,
· Витимское плоскогорье Чукотское, Корякское нагорье, вылк. Камчатки
Найти след. вершины. На каких горах они находятся?
Г. Победа, г. Ледяная, г. Тардоки – Янги, г. Народная, г. Белуха, г. Базардюзю, г. Мунку – Сардык, г. Эльбрус, г. Казбек, г. Кызыл – Тайга.
Ответь на след. вопросы:
- Найти горы, разделяющие две крупных равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень».
- Горный хребет, расположенный вдоль правого берега реки Лены.
- Самые высокие горы юга Сибири.
- Горы вдоль побережья японского моря.
- Крупнейший горный хребет Камчатки.
- Нагорье к северо – востоку от озера Байкал.
- Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов.
- Самое восточное нагорье России.
- Горы на полуострове Таймыр.
Контрольные вопросы по теме:
1. В рельефе России преобладает: …
2. Общий уклон территории России: …
3. Высшая точка России – это гора …
4. На древних участках з.к. – платформах располагаются …
5. Внутренние процессы, формирующие рельеф – это…
6. Горные сооружения соответствуют …
7. Самые высокие горы России – это…
8. Устойчивые участки земной коры называются …
9. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.