Урок географии 6 класс "Ветер" ( конспект)
Оценка 4.8

Урок географии 6 класс "Ветер" ( конспект)

Оценка 4.8
doc
27.11.2022
Урок географии 6 класс "Ветер" ( конспект)
урок Ветер 6 класс.doc

"Ветер"

Цели урока: сформировать представление о причинах образования ветра; познакомить с видами ветров; познакомить с приборами,  позволяющими  измерять скорость и направление  ветра;

научить приёмам построения «розы ветров» и определения направления и скорости ветра;

продолжать формирование навыков сравнительного анализа.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация «Ветер».

 

Методы: наглядные, словесные.

ХОД УРОКА

1. Изучение нового материала:

Разгадывают загадки.

Он рычит, пугает птицу,

Он в трубу гудит тоскливо.

То затихнет, затаится,

То умчится торопливо.

Расплескает воду в речке,

По морю волну гоняет,

Лист поднимет на крылечке.

Это ...(ветер), кто не знает?

 

Кто не ведает границ?

Он летит быстрее птиц,

Он то грозен, то мятежен,

То как пух весенний нежен.

Кто свободней всех на свете?

Догадались? Это...

 

Это что за невидимка

Хлопает в саду калиткой,

На столе листает книжку,

Шорохом пугает мышку.

Сорвал с бабушки косынку,

Покачал в коляске Димку,

Поиграл листвой на ветках...

Ну, конечно, это -...(Ветер)

 

Есть на свете конь – всему миру не сдержать. (Ветер)

 

Без рук, без ног, а дверь отворяет. (Ветер)

 

Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)

 

Без рук, без ног, а дерево гнет. (Ветер)

 

Без рук без ног, да в ворота стучится. (Ветер)

 

Без рук без ног по полю скачет,

в село помчится - в дверь постучится. (Ветер)

 

Бежал по тропке луговой -

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой -

Вся речка сделалась рябой.   (Ветер)

 

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (Ветер)

 

Слайд 1. Это всё ветер. Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся  с   понятием  «ветер».

 

Слайд 2. Ветер, ветер, ты  могуч,

                Ты  гоняешь стаи туч,

                Ты волнуешь сине море,

                Всюду веешь на просторе,

                Не боишься никого,

                Кроме Бога одного…

                                               А.С.Пушкин

 

 Слайд 3. Что такое ветер знает каждый, может, даже кто-то задумывался  о том, как он образуется?

Слайд 4. Разные участки земной поверхности нагреваются по-разному. Суша нагревается быстрее, а водная поверхность медленнее. Воздух, нагревшийся над земной поверхностью, поднимается вверх и давление над сушей падает. Над водной поверхностью атмосферное давление  высокое. Воздух перетекает из области с высоким давлением в область с низким атмосферным давлением. Так образуется ветер. И чем больше разность в атмосферном давлении, тем сильнее ветер. Ветер - это перенос воздушных масс в горизонтальном направлении.

 

Слайд 5. Главная причина образования ветра - это разница в давлении.  Поэтому на берегах крупных рек и морей, ветер меняет своё направление несколько раз в сутки. Давайте посмотрим, как это происходит.

 

Слайд 6. Задачи. Задание:

       Подчеркните значения повышенного давления  одной  линией.

765 мм                       755 мм

741 мм                        770 мм

       Покажите стрелками, в каком направлении будет   дуть ветер в этих двух случаях.

                        Где ветер будет сильнее?

       Вставьте в предложение слова: Чем больше …, тем больше сила(скорость) ветра

 

Слайд 7. (проверка задания).

 

Слайд 8:  В жаркий летний день поверхность суши нагревается сильнее и давление понижается. Более холодный воздух с воды дует на сушу. Такой лёгкий ветерок называют дневным бризом. Ночной бриз, наоборот, будет дуть с суши.  

 

Слайд 9. Образование дневного бриза

 

Слайд 10. Образование ночного бриза                                                 

 

Слайд 11. На юге Дальнего Востока России, образуются ветры, которые меняют  своё направление два раза в год. Это муссоны. В отличие от бриза они меняют свое направление 2 раза в год.

 

Слайд 12. Образование муссонов.

 

Слайд 13. Из постоянно действующих ветров известны пассаты: дуют из области высокого давления в область низкого. Механизм их образования мы рассмотрели с вами на прошлом уроке.

Давайте обобщим: виды ветров: постоянные и переменные.

 

Слайд 14. Ветер может дуть с разных сторон. Как определить направление ветра? Если ветер дует с севера, то он называется северный, а если с юга, то  южный. Направление ветра определяется  при помощи флюгера.

 

Слайд15. Флюгер – это прибор, свободно вращающийся на оси и устанавливающийся по направлению ветра. Вот некоторые примеры флюгуров. Но он показывает только направление ветра.

 

Слайд 16. Как определить силу ветра? Сила ветра определяется по 12 – бальной шкале Бофорта.

Шкала Бофорта. Шкала Бофорта — двенадцатибалльная шкала, принятая Всемирной метеорологической организацией для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море. Средняя скорость ветра указывается на стандартной высоте 10 м над открытой ровной поверхностью.

Шкала разработана английским адмиралом Ф. Бофортом в 1806 году. С 1874 года принята для использования в международной синоптической практике. Первоначально в ней не указывалась скорость ветра (добавлена в 1926 году). В 1955 году, чтобы различать ураганные ветры разной силы, Бюро погоды США расширило шкалу до 17 баллов.

 

Слайд 17. Давайте рассмотрим влияние ветра на морскую поверхность. Чтобы представить себе какова сила ветра.

 

Слайд 18.

Баллы Бофорта

Словесное определение силы ветра

Средняя скорость ветра, м/с (км/ч)

Средняя скорость ветра, узлов

Действие ветра

 

0

Штиль

0—0,2 (< 1)

0—1

Дым поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны. Зеркально гладкое море

1

Тихий

0,3—1,5 (1—5)

1—3

Дым отклоняется от вертикального направления, на море лёгкая рябь, пены на гребнях нет. Высота волн до 0,1 м

2

Легкий

1,6—3,3 (6—11)

3,5—6,4

Ветер чувствуется лицом, листья шелестят, флюгер начинает двигаться, на море короткие волны максимальной высотой до 0,3 м

3

Слабый

3,4—5,4 (12—19)

6,6—10,1

Листья и тонкие ветки деревьев колышутся, колышутся лёгкие флаги, лёгкое волнение на воде, изредка образуются маленькие "барашки". Средняя высота волн 0,6 м

4

Умеренный

5,5—7,9 (20—28)

10,3—14,4

Ветер поднимает пыль, бумажки; качаются тонкие ветви деревьев, белые "барашки" на море видны во многих местах. Максимальная высота волн до 1,5 м

5

Свежий

8,0—10,7 (29—38)

14,6—19,0

Качаются ветки и тонкие стволы деревьев, ветер чувствуется рукой, на воде видны белые "барашки". Максимальная высота волн 2,5 м, средняя — 2 м

6

Сильный

10,8—13,8 (39—49)

19,2—24,1

Качаются толстые сучья деревьев, тонкие деревья гнутся, гудят телефонные провода, зонтики используются с трудом; белые пенистые гребни занимают значительные площади, образуется водяная пыль. Максимальная высота волн — до 4 м, средняя — 3 м

7

Крепкий

13,9—17,1 (50—61)

24,3—29,5

Качаются стволы деревьев, гнутся большие ветки, трудно идти против ветра, гребни волн срываются ветром. Максимальная высота волн до 5,5 м

8

Очень крепкий

17,2—20,7 (62—74)

29,7—35,4

Ломаются тонкие и сухие сучья деревьев, говорить на ветру нельзя, идти против ветра очень трудно. Сильное волнение на море. Максимальная высота волн до 7,5 м, средняя — 5,5 м

9

Шторм

20,8—24,4 (75—88)

35,6—41,8

Гнутся большие деревья, ветер срывает черепицу с крыш, очень сильное волнение на море, высокие волны (максимальная высота — 10 м, средняя — 7 м)

10

Сильный шторм

24,5—28,4 (89—102)

42,0—48,8

На суше бывает редко. Значительные разрушения строений, ветер валит деревья и вырывает их с корнем, поверхность моря белая от пены, сильный грохот волн подобен ударам, очень высокие волны (максимальная высота — 12,5 м, средняя — 9 м)

11

Жестокий шторм

28,5—32,6 (103—117)

49,0—56,3

Наблюдается очень редко. Сопровождается разрушениями на больших пространствах. На море исключительно высокие волны (максимальная высота — до 16 м, средняя — 11,5 м), суда небольших размеров временами скрываются из виду

12

Ураган

> 32,6 (> 117)

> 56

Серьёзные разрушения капитальных строений

 

 

Слайд 19. Вы можете увидеть на данном слайде при помощи каких приборов измеряют силу ветра, в баллах. Вот разновидности анемометров.

Анемометр (от др.-греч. νεμος — ветер и μετρέω — измеряю) — метеорологический прибор для измерения скорости ветра. Состоит из чашечной (или лопастной) вертушки укреплённой на оси, которая соединена с измерительным механизмом. При возникновении воздушного потока, ветер толкает чашечки, которые начинают крутиться вокруг оси.

В зависимости от конструкции анемометра, он либо замеряет число оборотов чашечек вокруг оси за заданное время, что равно определённому расстоянию, после чего рассчитывается средняя скорость ветра, расстояние делится на время (анемометр ручной). Либо чашечки соединены с электрическим индукционным тахометром, что позволяет прибору сразу показывать скорость ветра на данный момент, без дополнительных вычислений, и следить за изменениями в скорости ветра в режиме реального времени (анемометр индукционный).

 

Слайд 20. Господствующие ветра определенной местности можно показать на графике, который называют «роза ветров». Давайте посмотрим как выглядит «роза ветров».

 

Слайд 21. По данным таблицы постройте «розу ветров».

 

Слайд 22. У вас получилась вот такая диаграмма.  Какие ветры преобладали в данном месяце?

 

Слайд 23. Ветер для человека играет значительную роль. Переносит влагу и тепло с океанов на материки, вызывает волны, перемешивая водные массы, является главной причиной образования течений, переносит семена растений. Кроме того ветер разрушает горы, образуя причудливые формы, может вынести верхний пложородный слой почвы.

 

Слайд 24. Ветер может созидать и служить человеку во благо: источник энергии – мельницы, парусники, ветряки; но может и разрушать.

 

Слайд 25. Ветер привлекает своей страшной силой, тихим шелестом. С чем его только не сравнивают. (Стихи о ветре).

Ветер принес издалёка

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

 

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.

 

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалёка

Звучные песни твои.

29 января 1901

                           А.Блок

 

Зашумели березы листвою,

Полетели обрывки коры,

Ветер, вторя волчьему вою,

Раздувает сильнее костры.

 

Прижимая к земле поляны,

Не покошенных трав луговых,

И лишь только дубы - истуканы,

Не боятся порывов таких.

                                     Д. Сучков

 

…С ветрами можно спорить и дружить,

Их можно и любить, и ненавидеть,

Но нет в них ни предательства, ни лжи,

Ни злобы, ни стремления обидеть.

У них одна задача на Земле —

Лететь над нашим миром неустанно.

В слиянии ветров и кораблей —

Древнейшее искусство капитанов.

                                               В.Крапивин

 

Слайд 26. Потому что пустынные ветры горды

                  И не знают преград своеволью,

                  Рушат стены, сады засыпают, пруды

                  Отравляют белеющей солью.

                                                          Н.С.Гумилёв

 

Слайд 27. Разрушительная сила ветра «Торнадо»

 

Слайд 28- 31. Художники тоже не обошли вниманием стихийную силу ветра. (И.К. Айвазовский «Девятый вал», Н.Н. Дубовской «Притихло», И.С. Остроухов «Северко», А.А. Рылов «Зеленый шум»).

 

А теперь, я вам предлагаю для закрепления полученных знаний и  проверки степени усвоения материала, ответить на вопросы викторины, а ответы записать в тетрадь.

Вопросы викторины:

1. Ветер, дующий днём с моря на сушу, ночью с суши на море.

2. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления  к местам низкого давления.

3. Прибор для определения атмосферного давления.

4. Прибор для определения температуры воздуха.

5. Разность между наибольшим и наименьшим значением температуры воздуха в течение суток, месяца или года.

6. Нижний слой воздушной оболочки Земли.

7. Сила, с которой воздух давит на поверхность.

 

Слайд 32: давайте проверим свои ответы.  

1. Бриз

2. Ветер

3. Барометр

4. Термометр

5. Амплитуда

6. Тропосфера

7. Атмосферное давление


Ветер" Цели урока: сформировать представление о причинах образования ветра; познакомить с видами ветров; познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра; научить приёмам построения…

Ветер" Цели урока: сформировать представление о причинах образования ветра; познакомить с видами ветров; познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра; научить приёмам построения…

Без рук без ног, да в ворота стучится

Без рук без ног, да в ворота стучится

Слайд 8: В жаркий летний день поверхность суши нагревается сильнее и давление понижается

Слайд 8: В жаркий летний день поверхность суши нагревается сильнее и давление понижается

Дым поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны

Дым поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны

Сильный шторм 24,5—28,4 (89—102) 42,0—48,8

Сильный шторм 24,5—28,4 (89—102) 42,0—48,8

В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны

В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны

Вопросы викторины: 1. Ветер, дующий днём с моря на сушу, ночью с суши на море

Вопросы викторины: 1. Ветер, дующий днём с моря на сушу, ночью с суши на море
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2022