Урок географии по теме
"Природные зоны Африки". 7-й класс
Цели:
· Образовательные: закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, рассмотреть растительный и животный мир, влияние человека на природу;
· Развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой, дополнительной литературой, анализировать, делать выводы;
· Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к географии.
Класс: 7
Раздел программы: Африка
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы заданий для групп и оценочные листы, атласы, справочники, энциклопедии, ресурсы интернета.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Настроить учащихся на работу.
– Здравствуйте, ребята.
Я рада приветствовать вас.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать.
– Я желаю вам плодотворной работы. Думаю,
что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и
удач!
– Что же, предлагаю начать нашу работу.
СЛАЙД 3
– Ребята, мы продолжаем изучать во всем величии и красоте волшебный, а зачастую
и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с
этим необычным континентом.
СЛАЙД 4
– Говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов,
увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих
масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира». Николай
Гумилев.
II. Деление на группы
– Для работы на сегодняшнем уроке вы объединились в небольшие группы-экспедиции
СЛАЙД 5
Ведь мы сегодня совершим увлекательное виртуальное путешествие по
материку … АФРИКА.
– Давайте вспомним, что нам известно об этом уникальном материке?
III. Проверка домашнего задания
1. Разгадывание кроссворда, определив тему сегодняшнего урока.
– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы должны разгадать кроссворд, показав знание теоретического материала.
Вопросы к кроссворду:
1.
Недалеко
от этого города, который является столицей государства Ливия, была
зарегистрирована самая высокая температура + 58 градусов. (Триполи)
2. Благодаря тому, что материк расположен между Северным и Южный тропиков, он
считается самым … (жарким)
3. Этот замечательный исследователь уехал в Африку в качестве врача и
миссионера, и провел в непрерывных экспедициях почти 30 лет. (Ливингстон)
4. Раздел географии, который посвящен описанию различных видов водоемов: рек,
озер, болот, водохранилищ.
5. Самая полноводная река мира? (Конго)
6. Единственный крупный остров у берегов Африки. (Мадагаскар)
7. Американский журналист, в честь которого был назван водопад на реке Конго. (Стэнли)
8. Один из очень распространенных видов хозяйственной деятельности многих
водных районов материка. (Рыболовство)
9. Именно в этом поясе находится полюс жары, а также самая большая пустыня
мира. (Тропический)
10. Островки зелени в негостеприимном пустынном краю. (Оазисы)
11. Один из самых красивых водопадов планеты, открытый и названный Ливингстоном
в честь тогдашней королевы Великобритании. (Виктория)
12. Самая высокая вершина материка. (Килиманджаро)
13. Постоянные ветры, господствующие над большей территорией Африки, дующие от
тропиков на экватор. (Пассаты)
СЛАЙД 6
– Итак, тема сегодняшнего урока – «Природные зоны Африки».
- Какие ассоциации у вас возникают при словосочетании природная зона.
-
Так что же такое природная зона? (Участок земной поверхности, который
отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном
взаимодействии)
–
А какие природные зоны вы знаете?
– От чего зависит распределение природных зон?
Обратите внимание, у вас на столах находятся листы самооценки. Оцените себя в разделе «Домашнее задание»
IV. Определение целей урока
СЛАЙД 7
– Определив тему урока, попробуйте сформулировать, что сегодня на уроке мы должны будем узнать?
1. Какие природные зоны есть на материке Африка;
2. Постараться выявить особенности географического положения природных зон;
3. Определить, какие климатические условия характерны для каждой природной зоны;
4. Определить тип почв и разновидности растительного и животного мира природных зон;
5. Приспособленность растений и животных к различным условиям;
Внимание экспедициям!
– Сейчас вы приступаете к изучению вашей
природной зоны.
Каждая экспедиция будет изучать определенную природную зону. После изучения
дополнительного материала, карт атласа, Интернет-ресурсов, вы заполняете
таблицу. Итогом вашей работы будет выступление.
V. Работа в группах с учебником и дополнительным материалом
СЛАЙД 8
Время для групповой работы ограничено – 10
минут.
– Итак, поехали! Удачи всем!
VI. Защита своего проекта Выступление члена команды с описанием природной зоны. Творческие опережающие задания о растениях и животных Африки. Слайды 9-34
Название природной зоны |
Географическое положение |
Особенности климата (температура, количество осадков) |
Типы почв |
Растительный мир |
Животный мир |
Экваториальный лес Ресурс (http://pileus.ru/vlazhnye-ekvatorialnye-lesa-afriki) |
|
|
|
|
|
Саванны и редколесья Ресурс (http://pileus.ru/savanny-i-redkolesya-afriki) http://divmir.ru/etot-udivitelniy-mir/savannyi-afriki) |
|
|
|
|
|
Пустыни Ресурс (http://pileus.ru/pustyni-i-polupustyni-afriki) (http://www.africa.org.ua/data/geo9.htm) (http://www.vojage.ru/africa/428-velikie-afrikanskie-pustyni.html) |
|
|
|
|
|
Одного из команды отправить в другую команду для того, чтобы он рассказал о своей природной зоне.
– Итак, что же мы узнали с вами о трех природных зонах Африки? Оцените свою деятельность в группе и работу группы в целом.
3. Закрепление (слайд 35-43)
Установите соответствие:
Характеристика 1. Стволы так толсты, что их не могут
обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным
деревом. |
Природная зона 1. Влажные экваториальные леса |
По фотографиям определите, в какой природной зоне живут эти животные и растения.
VIII. Рефлексия
– Вернемся к слайду с задачами. (Слайд 44)
Слайд 45
– Как вы считаете, что у нас на уроке сегодня получилось?
– Что было для вас самым интересным?
– Что было для вас сложным?
IX. Домашнее задание: (слайд 46)
1. § 28, написать мини-сочинение «Один день в…»
X. Итог урока. Выставление оценок
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.