Тема урока: Армения (Республика Армения)
Цель урока: Изучить государство Юго - Западной Азии - Армения .
Задачи урока:
· Познакомить учащихся с географическим положением Армении. Познакомить с основными достопримечательностями Армении.
· Развивать словесно- логическую память., развивать умения работать с учебником.
· Корригировать мыслительную деятельность через работу с атласом и учебником.
· воспитывать эстетические чувства, учить видеть красоту древних городов Армении, воспитывать интернациональные чувства, учить взаимопомощи (при восстановлении города после разрушения, например, в Спитаке.)
Оборудование: учебник, приложение к учебнику, рабочая тетрадь по географии, ученическая тетрадь, настенные политическая и физическая карты Азии, мультимедиа, маршрутный лист.
Ход урока
1. Организация начала урока.
-Здравствуйте дети, посмотрите в окно, что вы вам через него видно?
Почему?
-Какое время года?
-У кого сейчас растет в огороде что либо?
А я знаю страну, где круглый год растут гранаты.
А вам известна такая страна? Хотели бы узнать?
-Хотели бы узнать? Тогда отправляемся в путешествие. Сейчас мы с вами настроимся на урок и послушаем хорошую музыку. Закройте глаза и скажите про себя
Я готов постигать новые знания, у меня все получится, учитель я с тобой. Откройте глаза.
2. Знакомство с темой урока.
Я очень рада вместе с вами отправится в путешествие, но для начало проверим свое снаряжение - учебник, тетрадь, ручка, атлас и еще перед вами маршрутный лист, где мы будем записывать все самое интересное, что узнаем на уроке.
Готовы? Поехали.
Посмотрите на доску и решите ребус, кто решит, узнает, в какую страну мы отправимся.
Молодцы, мы поговорим сегодня о такой замечательной стране как Армения.
-Вы спросите меня, а где эта замечательная страна находится? Давайте вспомним, что помогает определить местоположение любого объекта? Правильно карта. Откройте политическую карту Азии, у кого нет, то учебник на странице 128. (Ученики записывают название темы урока в маршрутный лист.) Сегодня на уроке мы будем знакомиться с природой, населением и столицей Армении.
3. Объяснение нового материала.
Армения расположена на юге Закавказья, ее соседи – Грузия, Азербайджан, Иран, Турция. (Педагог сопровождает свой рассказ демонстрацией географических объектов на настенной карте или на карте слайда презентации.)
Большая часть страны находится на Армянском нагорье. На севере лежат Кавказские горы, на юго-западе раскинулась равнина. В каждой стране есть столица, скажите, кто самостоятельно может найти и назвать мне столицу Армении? (записываем в маршрутный лист) А пока вы записываете, я расскажу вам об этом замечательном городе. Это самый древний город страны ему почти 3000 лет. Когда-то много веков назад здесь была крепость. Ереван расположен на берегу реки. Здесь сохранились старинные памятники истории и архитектуры, храмы, построенные много тысяч лет назад. В центре города раскинулись широкие проспекты и площади. Вдоль них стоят красивые здания из розового туфа. В городе много музеев.
-Ребята посмотрите на карту, какого цвета больше? Что это означает? Самая высокая гора Армении – Агарац. Это потухший вулкан. На ее вершине круглый год лежит снег. Армения лежит в сейсмоопасной зоне. Здесь часто бывают землетрясения. Одно из таких произошло в 1988 году. Город Спитак был полностью разрушен. Давайте окунемся в историю и посмотрим как это было (включен короткий видеосюжет «Спитак» о землетрясении в 1988 г.)
Перед нами горная страна и это нам подсказывает, что в недрах земли имеются залежи чего?
Правильно полезных ископаемых, найдите какие и запишите наш лист.
Помимо полезных ископаемых страна богата еще одним ресурсом. Это вы узнаете решив вот эту задачку( ребус).
-Что такое Севан? Глядя на ребус мы можем догадаться о чем пойдет речь. (о водном ресурсе)
Самое большое и красивое озеро Армении – Севан. Оно окружено горами. В нем чистая и прозрачная вода. В Севан впадают 28 рек и речек, а вытекает только одна. Вокруг озера расположен национальный парк. Самая крупная река страны – Аракс. Она протекает вдоль границы с Турцией и Ираном. В Армении много минеральных источников.
Знаете ли вы, что такое минеральный источник? Их вода целебна.
Я вам хочу рассказать о таком чуде природы, река Аракс необычная она течет снизу вверх. Не верите? Тогда, смотрим (видеофрагмент о реке).
Устали? Давайте сделаем паузу. Опустите головы, закройте глаза, география в темноте.
-Назовите с кем, не граничит Азербайджан?
-В какой части света расположен Азербайджан?
-Столица Азербайджана?
-Есть ли у страны выход к морю, если да то покажите 5, если нет , то кулачок.
Поднимите головы, откройте глаза. Спасибо вам, вы хорошо запомнили прошлый урок. Продолжаем дальше.
Армения – горная страна, поэтому климат в разных ее районах неодинаковый. Давайте с вами зачитаем, на стр. учебника 136, что нам сказано о климате.
Высоко в горах климат умеренный, влажный. Здесь растут леса из бука, дуба, граба. На большей части страны климат сухой. Лето жаркое, температура поднимается до +40 С. Зима холодная, малоснежная. (запишите в наш маршрутный лист.)
Засушливый климат и горный рельеф не очень благоприятный для сельского хозяйства. Но трудолюбивый армянский народ сумел вырастить и собрать высокие урожаи овощей и фруктов. В долинах орошают земли и выращивают на них прекрасный виноград, яблоки, гранаты, инжир, абрикосы. На горных склонах сеют ячмень и пшеницу. В горах на Альпийских горах пасут овец (запишите в наш маршрутный лист.).
Страна живет и развивается, в городах работают металлургические заводы, химические комбинаты, легкая и пищевая промышленность
(запишите в наш маршрутный лист.)
Не могу не сказать, что армянский народ очень гостеприимный. Армяне уважительно относятся к иностранцам стараясь сделать так, чтобы и туристы полюбили их страну как они сами.
Очень любят угощать и не берут за это деньги, приглашая в гости, не принято у них отказывать это неуважительно.
Ну а если пополи к ним за стол, то можете отведать….
Ребята решите вот эту задачку. Что за слово? На какое блюдо оно похоже? Традиционно армяне угощают хлебом, лепешка-лаваш, лапша особого приготовления и молочный продукт – мацони (запишите в наш маршрутный лист.)
4. Закрепление.
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание. Ответьте на вопросы.
Как называется столица Армении?
Как называется долина, где находится Ереван?
Какое озеро, расположенное на высоте почти 2000 м, считается
гордостью Армении?
Наше путешествие подходит к концу, посмотрите на наш маршрутный лист, есть о чем, мы с вами еще не узнали?
Я вам предлагаю дома дописать маршрутный лист, что еще не знаете об этой удивительной стране. Хорошо?
5. Итог урока.
-А сейчас давайте поделимся впечатлением, что больше всего понравилось на уроке?
-Что удивило?
Хорошо замечательно, всем спасибо за урок, мы много узнали, сделали.
Урок окончен.
25.01.2023г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.