Урок грамоты в 1 классе "Повторение о гласных и согласных звуках и буквах"

  • doc
  • 17.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок обучения грамоте в 1 классе (2).doc

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Учитель: Чижаковская Галина Зыгмондовна

КГУ «Вишнёвская СШ»

Тема: Повторение о согласных и гласных звуках и буквах. 

Цель: уточнение представлений о существенных признаках различения гласных и согласных звуков.
Задачи:
знать: различия
гласных и согласных звуков;
уметь:
проводить  звуковой анализ слов;

понимать: что один звук способен изменить значение слова.
Оборудование: 
индивидуальные карточки, картинки (петух, коньки, утка,  девочка, собака, ёлка,  мальчик, учитель, пальто, медведь, белка, яблоко, юла, лиса, морковь), лестница успеха, смайлики.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Приёмы: ТРКМ,  здоровье-сберегающие технологии, формативное оценивание.
                                                  
Ход урока

1. Создание коллаборативной среды.                                                                                             - Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились?                                                                                                      - Покажите своё удивление.                                                                                                                                - Вы рады их видеть?                                                                                                                                              - Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают удивление и радость).                                                                                                                                        - Молодцы!                                                                                                                                                                   - А теперь повернитесь к ним поприветствуйте их кивком головы. (Приветствуют кивком головы).                                                                                                                                                                    - Сегодня на уроке мы должны показать нашим гостям, чему мы с вами уже научились.                                                                                                                                                   - А с каким настроением это делать легче?  (С хорошим настроением это делать гораздо легче.)                                                                                                                                                                         - Как для этого мы должны работать? (Дружно, сообща).                                                                                       - Конечно, мы сегодня будем работать сообща, поэтому давайте поприветствуем друг друга.                                                                                                                                                            (Дети поворачиваются друг к другу и с движениями произносят слова- приветствия)                                                                                                                                           Ты пришел и я пришел                                                                                                                                Вместе нам хорошо.                                                                                                                                            Если будет трудно,                                                                                                                                              Справимся все дружно.                                                                                                                                    2. Деление на группы.                                                                                                                                             - Сегодня на уроке мы будем с вами работать в группах.                                                                                      За 1 стол сядут ребята, чьи имена начинаются с гласного звука.                                                                                За 2 стол сядут ребята, чьи имена начинаются с твердого согласного звука.                                                                                За 3 стол сядут ребята, чьи имена начинаются с мягкого согласного звука.                                                                                3. Формулирование темы и задач урока.                                                                                                       - По какому принципу вы разделились на группы? (Гласные звуки, согласные твёрдые и согласные мягкие звуки)                                                                                                                                      - Как вы думаете, какова сегодня будет тема нашего урока?                                                          - Если бы вы были художниками, как бы вы изобразили гласные звуки? (в виде красных нот, они поются)                                                                                                                                                    - А согласные? (травка, небо)                                                                                                            Определите задачи урока по началу фраз:                                                                                                * Повторить …     изученный материал о гласных и согласных буквах и  звуках                                                                                                                                                 * Находить … гласные и согласные буквы в словах                                                                                                * Учиться …  делать звуковой анализ слов                                                                                                * Развивать … навыки выразительного чтения                                                                                          4. Актуализация знаний.                                                                                                                  Коллективная работа. (ФО)
Прием «Корзина знаний»                                                                                                                                                  
- А сейчас давайте мы с вами вспомним всё, что мы знаем о гласных звуках и буквах.                                                                                                                                                    Перед вами две «Корзины». Мы должны наполнить ее вашими знаниями. Первая корзина – все, что мы знаем о гласных звуках и буквах, а вторая корзина – всё, что мы знаем о согласных звуках и буквах.                                                                                                            Гласные                                                                                                                                                         1. Гласные звуки произносятся легко.                                                                                                  2. Букв гласных 10.                                                                                                                                    3. Звуков гласных 6.                                                                                                                                        4. Бывают ударные и безударные.                                                                                                                            5. Буквы ё, е, я, ю могут обозначать два звука, когда стоят в начале слова, после гласной и после ь и ъ знаков.                                                                                                                                    6. Буквы е, ё, ю, я, и обозначают мягкость согласных звуков.                                                            7. Буквы а, о, у, ы, э обозначают твердость согласных звуков.                                                         8. Гласные звуки образуют слог.                                                                                    9. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.                                                10. Гласные звуки раскрашиваем красным цветом.                                           Согласные                                                                                                                                     1. Согласные звуки произносятся тяжело.                                                                   2. Согласных букв 21.                                                                                                     3. Согласные звуки могут быть твердые и мягкие.                                                      4. Звонкие и глухие.                                                                                                        5. Парные и непарные.                                                                                                   6. Звуки ж, ш, ц – всегда твердые.                                                                                 7. Звуки ч, щ, й – всегда мягкие.                                                                                   8. Звуки б, в, г, д, ж, з, л, р, м, н, й – звонкие звуки.                                                   9. Звуки п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ – глухие звуки.                                                         10. Звуки б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с – образуют пары по звонкости-глухости.    11. Согласные твёрдые звуки раскрашиваем синим цветом, согласные мягкие звуки – зелёным цветом.                                                                                                5. Работа по теме урока.                                                                                              1). Групповая работа. (ФО)                                                                                                    На  доске  картинки с изображением (петух, коньки, утка, девочка, собака, ёлка, мальчик, учитель, пальто, медведь, белка, яблоко, юла, лиса, морковь)                                                                                                                                                - Назовите, что изображено.                                                                                 Задание:                                                                                                                                                             Группа гласных – выписывает только те слова, названия которых начинаются с гласного звука и подчёркивают этот гласный звук. (Утка, ёлка, учитель, яблоко, юла).                                                                                                                 Группа согласных твёрдых – выписывает слова, которые  начинаются  с согласного твёрдого звука, и тоже его подчёркивают. (Собака, коньки, мальчик, пальто, морковь).                                                                                     Группа мягких согласных - выписывает слова, которые  начинаются  с мягкого согласного звука и  его подчёркивают. (Петух, девочка, медведь, белка, лиса).   Проверка  с контрольного листа.                                                               Музыкальная физкультминутка «Зебрика».

2). Работа в паре. (ФО)

- А теперь вам нужно эти слова записать в алфавитном порядке.

Проверка по слайду.

Самооценивание-светофор

3). Индивидуальная работа. (ФО)

На карточках записаны слова:

Дом - ……….

Каша - ……….

Дочка - ………

Кора - ……….

- Ребята, вам нужно  подобрать такие слова, чтобы они различались лишь только одним согласным звуком.

Выполняют задания на карточках, после выполнения – взаимопроверка.                          Взаимооценивание-смайлики

 - Назовите звук, которым различаются слова.

- Одинаковое ли значение имеют слова?

Вывод: Всего один звук способен изменить значение слова. Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.

4). Групповая работа «Карусель». (ФО)

- Сейчас мы с вами опять поработаем в группах, используя метод карусель.  Вам нужно в группах выполнить звуковой анализ слов. У каждой группы своё слово. Характеризует каждый по одному звуку. Потом всей группой вместе вы должны посчитать количество букв и количество звуков в слове. 

- Выполнили? А теперь группы поменяйтесь листами и проверьте по ключу – ответу (на карточках).

6. Итог урока.

Приём «Верно-неверно».

-А теперь давайте поиграем в игру «Верно-неверно». Если я произнесу верное высказывание, вы покажите «плюс», если неверное, то «минус»:

- Гласные звуки поются. +

- Согласный звук [ш] всегда мягкий. -

- В русском языке 10 гласных букв и 10 гласных звуков. -

- В слове море буква е обозначает звук [э]. +

- Согласные звуки могут быть звонкие и глухие. +

- Гласный звук [а] стоит после мягких согласных. -

- Согласных букв 21. +

- В слове юрта буква ю обозначает звук [ю]. -

- Сколько в слове гласных, столько и слогов. +

- Алфавит – это 33 буквы, расположенные по порядку. +

7. Рефлексия деятельности.                                                                                                                                              Приём  «Лестница успеха».
- Наш урок заканчивается. Вспомните, какие задачи мы ставили для себя на этот урок?                                                                                                                                               - Как вы считаете, вы достигли этих задач?                                                                                                - Оцените свою работу на уроке при помощи «Лестницы успеха».

- Если вы считаете, что у вас ничего не получилось на уроке, вы работали плохо, то прикрепите магнитик на 1 ступеньку лестницы.                                                                     - Если вы еще немножко сомневаетесь в своих знаниях по данной теме, то прикрепите магнитик на 2 ступеньку лестницы.                                                                                         -  Если вы считаете, что хорошо работали на уроке и своими знаниями можете поделиться со своим товарищем, прикрепите магнитик на 3 ступеньку лестницы.                                                                                                                                                   8. Рефлексия эмоционального состояния.                                                                                                                                              «Смайлики»
- А какое настроение осталось у вас после урока?                                                                                                                                                   - Покажите тот смайлик, который отражает ваше настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru