Урок обучения грамоте в 1 классе.
Учитель: Чижаковская Галина Зыгмондовна
КГУ «Вишнёвская СШ»
Тема: Повторение о согласных и гласных звуках и буквах.
Цель: уточнение представлений о
существенных признаках различения гласных и согласных звуков.
Задачи:
знать: различия гласных и согласных звуков;
уметь: проводить звуковой
анализ слов;
понимать: что один звук способен изменить значение
слова.
Оборудование: индивидуальные
карточки, картинки (петух, коньки, утка, девочка, собака, ёлка, мальчик,
учитель, пальто, медведь, белка, яблоко, юла, лиса, морковь), лестница успеха,
смайлики.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная,
групповая, парная.
Приёмы: ТРКМ, здоровье-сберегающие технологии, формативное оценивание.
Ход урока
1. Создание коллаборативной
среды.
- Ребята, у нас
сегодня гости. Вы удивились? -
Покажите своё удивление. -
Вы рады их видеть? -
Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают удивление и
радость). - Молодцы!
- А теперь повернитесь к ним поприветствуйте их кивком головы. (Приветствуют
кивком головы).
-
Сегодня на уроке мы должны показать нашим гостям, чему мы с вами уже
научились. -
А с каким настроением это делать легче? (С хорошим настроением это делать
гораздо легче.)
- Как для этого мы должны работать? (Дружно, сообща). -
Конечно, мы сегодня будем работать сообща, поэтому давайте поприветствуем друг
друга.
(Дети
поворачиваются друг к другу и с движениями произносят слова- приветствия)
Ты
пришел и я пришел
Вместе нам хорошо.
Если
будет трудно,
Справимся все дружно. 2.
Деление на группы.
- Сегодня на уроке мы будем с
вами работать в
группах.
За 1 стол сядут ребята, чьи имена начинаются с гласного звука. За
2 стол сядут ребята, чьи имена начинаются с твердого согласного
звука.
За 3 стол сядут ребята, чьи имена начинаются с мягкого согласного
звука.
3. Формулирование
темы и задач урока.
- По какому
принципу вы разделились на группы? (Гласные звуки, согласные твёрдые и
согласные мягкие звуки)
- Как вы думаете, какова сегодня будет тема нашего урока?
- Если бы вы были художниками, как бы вы изобразили гласные
звуки? (в виде красных нот, они поются)
-
А согласные? (травка, небо)
Определите задачи урока по началу
фраз:
* Повторить … изученный материал о гласных и
согласных буквах и звуках
*
Находить … гласные и согласные буквы в
словах
* Учиться … делать звуковой анализ слов
*
Развивать … навыки выразительного чтения 4.
Актуализация знаний. Коллективная
работа. (ФО)
Прием «Корзина знаний»
- А сейчас давайте мы с вами вспомним всё, что мы знаем о
гласных звуках и буквах.
Перед вами две «Корзины». Мы должны наполнить ее вашими
знаниями. Первая корзина – все, что мы знаем о гласных звуках и буквах, а
вторая корзина – всё, что мы знаем о согласных звуках и буквах.
Гласные
1. Гласные звуки произносятся легко.
2. Букв гласных 10.
3. Звуков гласных 6. 4.
Бывают ударные и безударные.
5. Буквы ё, е, я, ю
могут обозначать два звука, когда стоят в начале слова, после гласной и после ь
и ъ знаков.
6. Буквы е, ё, ю, я, и обозначают
мягкость согласных звуков.
7. Буквы а, о, у, ы, э обозначают твердость согласных звуков.
8. Гласные звуки образуют слог.
9. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
10. Гласные звуки раскрашиваем красным цветом.
Согласные
1. Согласные звуки произносятся тяжело. 2.
Согласных букв 21.
3. Согласные звуки могут быть твердые и мягкие. 4.
Звонкие и глухие.
5. Парные и непарные.
6. Звуки ж, ш, ц – всегда твердые.
7. Звуки ч, щ, й – всегда мягкие.
8. Звуки б, в, г, д, ж, з, л, р, м, н, й – звонкие звуки.
9. Звуки п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ – глухие звуки.
10. Звуки б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с – образуют пары по звонкости-глухости.
11. Согласные твёрдые звуки раскрашиваем синим цветом, согласные мягкие звуки –
зелёным цветом.
5. Работа по теме урока. 1).
Групповая работа. (ФО)
На доске картинки с изображением (петух, коньки, утка, девочка,
собака, ёлка, мальчик, учитель, пальто, медведь, белка, яблоко, юла, лиса,
морковь)
- Назовите, что изображено.
Задание: Группа
гласных – выписывает только те слова, названия которых начинаются с
гласного звука и подчёркивают этот гласный звук. (Утка, ёлка, учитель, яблоко,
юла). Группа
согласных твёрдых – выписывает слова, которые начинаются с согласного
твёрдого звука, и тоже его подчёркивают. (Собака, коньки, мальчик, пальто,
морковь). Группа
мягких согласных - выписывает слова, которые начинаются с мягкого
согласного звука и его подчёркивают. (Петух, девочка, медведь, белка,
лиса). Проверка с контрольного листа.
Музыкальная физкультминутка «Зебрика».
2). Работа в паре. (ФО)
- А теперь вам нужно эти слова записать в алфавитном порядке.
Проверка по слайду.
Самооценивание-светофор
3). Индивидуальная работа. (ФО)
На карточках записаны слова:
Дом - ……….
Каша - ……….
Дочка - ………
Кора - ……….
- Ребята, вам нужно подобрать такие слова, чтобы они различались лишь только одним согласным звуком.
Выполняют задания на карточках, после выполнения – взаимопроверка. Взаимооценивание-смайлики
- Назовите звук, которым различаются слова.
- Одинаковое ли значение имеют слова?
Вывод: Всего один звук способен изменить значение слова. Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.
4). Групповая работа «Карусель». (ФО)
- Сейчас мы с вами опять поработаем в группах, используя метод карусель. Вам нужно в группах выполнить звуковой анализ слов. У каждой группы своё слово. Характеризует каждый по одному звуку. Потом всей группой вместе вы должны посчитать количество букв и количество звуков в слове.
- Выполнили? А теперь группы поменяйтесь листами и проверьте по ключу – ответу (на карточках).
6. Итог урока.
Приём «Верно-неверно».
-А теперь давайте поиграем в игру «Верно-неверно». Если я произнесу верное высказывание, вы покажите «плюс», если неверное, то «минус»:
- Гласные звуки поются. +
- Согласный звук [ш] всегда мягкий. -
- В русском языке 10 гласных букв и 10 гласных звуков. -
- В слове море буква е обозначает звук [э]. +
- Согласные звуки могут быть звонкие и глухие. +
- Гласный звук [а] стоит после мягких согласных. -
- Согласных букв 21. +
- В слове юрта буква ю обозначает звук [ю]. -
- Сколько в слове гласных, столько и слогов. +
- Алфавит – это 33 буквы, расположенные по порядку. +
7. Рефлексия деятельности. Приём
«Лестница успеха».
- Наш урок
заканчивается. Вспомните, какие задачи мы ставили для себя на этот
урок? -
Как вы считаете, вы достигли этих
задач?
- Оцените свою работу на уроке при помощи «Лестницы успеха».
- Если вы
считаете, что у вас ничего не получилось на уроке, вы работали плохо, то
прикрепите магнитик на 1 ступеньку лестницы.
- Если вы еще немножко сомневаетесь в своих знаниях по данной теме, то
прикрепите магнитик на 2 ступеньку лестницы.
- Если вы считаете, что хорошо работали на уроке и своими знаниями можете
поделиться со своим товарищем, прикрепите магнитик на 3 ступеньку лестницы.
8. Рефлексия эмоционального
состояния.
«Смайлики»
- А какое настроение осталось у вас после урока? -
Покажите тот смайлик, который отражает ваше настроение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.