Урок гражданственности и духовности Донбасса, 3 класс Народные игрушки. Практическая работа. Изготовление куклы-мотанки.
Оценка 4.8

Урок гражданственности и духовности Донбасса, 3 класс Народные игрушки. Практическая работа. Изготовление куклы-мотанки.

Оценка 4.8
docx
3 кл
26.01.2020
Урок   гражданственности и духовности Донбасса, 3 класс Народные игрушки. Практическая работа. Изготовление куклы-мотанки.
Цель: создать условия для знакомства учащихся с историей развития кукол – оберегов.
Кукла-мотанка.docx

Урок   гражданственности и духовности Донбасса, 3 класс

Кошевая О. Н., учитель начальных классов МОУ «Школа № 97 г. Донецка»

Тема Народные игрушки. Практическая работа. Изготовление куклы-мотанки.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с историей развития кукол – оберегов.

Задачи:

Образовательные

познакомить с историей создания народной игрушки куклы-мотанки;

научить простейшему способу изготовления народной куклы;

пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.

Развивающие

развивать образное мышление, познавательную активность, творческие способности, любознательность, эстетический вкус.

Воспитательные

воспитывать любовь к родному краю, его традициям, промыслам, желание изучать прошлое, беречь и приумножать традиции своего  народа.

Планируемые результаты

учащиеся научатся планировать работу, совместно оценивать результат; создадут куклу-мотанку из ниток;

Формирование УУД:

Личностные
мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-­познавательная и внешняя);
умение понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
умение устанавливать связи между целью и результатом своей деятельности;
умение применять полученные знания и умения в практической деятельности
Метапредметные:
Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем (изготовить куколку-­оберег из ниток); выбирать действия в соответствии с 
поставленной задачей и условиями её реализации. 
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач; в сотрудничестве с  учителем формулировать тему урока и цель своей деятельности;
Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие (предлагать помощь и  сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности).
Оборудование: презентация Power Point, пряжа, ножницы, шаблоны квадратов (10 х 10).

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой


Ниточку души от каждого из вас 
В руки бережно возьму сейчас. 
Мы соткём из ниточек урок, 
Он знакомства нашего исток. 
А исток начало многих дел. 
Я хочу, чтоб каждый захотел 
Прямо здесь, и слушать, и читать, 
Думать, говорить, мечтать. 


II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1. Предугадывание. Работа с анаграммой.  (Слайд 2)

Р Е Б О Г Е

ОБЕРЕГ

2. Беседа.

А что такое оберег?

ОБЕРЕГ -  предмет, оберегающий, охраняющий отчего-нибудь.  (Слайд 3)

Какие обереги вы знаете?

Для чего они нужны?

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?  (Ответы детей).

Сегодня на уроке мы с вами изготовим оберег. А какой именно вы узнаете, отгадав загадку:


Вот возьму я палочку,

Замотаю в тряпочку,

В лоскуточки наряжу,

Сверху бантик повяжу.

Получилась не игрушка,

А любимая подружка.


                                                                                                 (В. Шипунова)   (Слайд 4)

У многих древних народов был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих богов, они приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков – древних славян. Долгие годы они приносили женщин в жертву Великой матери природы. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живой женщины куклу.

Так кукла спасла человека. А отголоски мрачного обычая сохранились в сказках.


Я кукла, кукла-оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу.

Жизнь станет ярче и богаче!


III. Актуализация знаний

 Беседа.    (Слайд 5)

Давайте вспомним, какое предназначение имеют  народные куклы.

 

 

 

 

 

 

 


Для чего нужны куклы-обереги и обрядовые куклы?

Так сложилось на Руси, что на все случаи

Мастерил народ себе куклы лучшие.

Обереги,  для обрядов, игровые –

Отводили  беды от семьи они любые.

III. Работа по теме урока

1. Слово учителя.    ( Слайд 6)

Среди множества оберегов стоит выделить, наверное, самый магический - куклу-мотанку. Первая кукла-мотанка была изготовлена более 5 тысяч лет тому назад. 

Почему кукла называется "мотанкой"?  Ее не шьют и не вяжут, а просто мотают.

Сложно вспомнить хоть одно значимое событие в жизни наших предков, которое обходилось бы без создания мотанок. Эти куклы не только применялись в обрядах, но и становились помощниками в быту, поэтому перечислить все их разновидности практически невозможно. Отправляясь в дальнюю дорогу, люди брали с собой Подорожницу — она была призвана помогать путнику в поиске еды и крова, и гарантировала возвращение домой.  (Слайд 7)

Чтобы в доме было много детей и не прерывался род, делали мотанку, которую называли  Плодородие или Семья. Второе имя не случайно, ведь состояла она из одной большой куклы, символизирующей мать, и шести маленьких, привязанных к ее груди, под которыми подразумевались дети.  (Слайд 8)

К праздникам создавали Пасхальницу, Вербницу, Масленицу, Коляду. Также мотанки использовали в качестве посредников в диалоге со стихиями, наделяя их способностью вызывать дождь или утихомиривать ветер. (Слайд 9)

Некоторые куклы были обязательным атрибутом и присутствовали в каждом жилище. Они были призваны уберечь хозяев от всяческого зла, обеспечить покой, уют, благополучие и здоровье.

Наши предки верили, что куклы без лиц - вещь неодушевленная, что такие обереги защищают человека, принимают на себя его болезни, несчастья, помогают в делах.

При создании оберега куклы-мотанки своими руками нужно знать некоторые условия: обязателен соответствующий психологический настрой, ведь вы наматываете свои жизнь и судьбу, и не только свои; заранее необходимо определить, что именно вы хотели бы получить от своего оберега ― здоровье, удачу, любовь, материальное благосостояние или что-то ещё.

Прежде всего, вы должны изготовить куклу-мотанку самостоятельно. Как известно, самый сильный оберег тот, который сделан своими руками.


Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!


2. Физкультминутка «Заводная кукла»     (Слайд 10)

Ты – заводная кукла. Сейчас я возьму ключик и заведу тебя. Ну-ка покажи, что ты умеешь делать.

3. Практическая работа. Изготовление куклы-мотанки

Пошаговый процесс изготовления куклы.

Приступим к изготовлению нашей куклы.

1. Возьмите  кусочек картона. Сделайте первую петлю пряжи вокруг картона продольно, затем завяжите небольшой узел,  проденьте под него небольшую ниточку и продолжайте наматывать пряжу на картон уже поперек. (Слайд 11 - 13)

 

От числа кругов вокруг картона будет зависеть толщина вашей куклы, поэтому делайте не меньше 100 кругов. Это особенно касается тонкой пряжи.

2. Завяжите дополнительную нитку на узелок, вытяните картон. (Слайд 14)

 

 

 

 

 

3. Отступите от верха небольшое расстояние, равное размеру головы, и перетяните заготовку нитью в области шеи.  (Слайд 15)

 

 

 

 

4. Отделите несколько пучков пряжи от краев – это будут руки. Перевяжите концы короткой нитью, петли на концах рук отрежьте ножницами.  (Слайд 16 - 18)

 

 

 

 

 

 

5. Нижнюю часть туловища мы также отделяем нитью пряжи, и в зависимости от пожелания, делаем либо ноги (разделяете оставшиеся пучки пряжи пополам), либо юбку. В последнем случае все петли пряжи аккуратно разрезаются ножницами. (Слайд 19 - 21)

 

 

 

 

 

4. Анализ выполненных работ. Выставка кукол.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Итог урока. Рефлексия

Ребята, у кукол, которых  мы изготовили,  разные характеры, но все они созданы из самых чистых материалов и «заряжены» очень сильными позитивными энергиями. Этим и объясняется сила наших оберегов.

Будем знать теперь и мы:

Куклы тайнами полны

И дома оберегают,

И удачу зазывают.

Куклы в доме всем нужны

В них секреты старины!

Продолжите предложения:     (Слайд 22)

U  Сегодня я узнал…

U  Мне было интересно…

U  Мне было сложно…

В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь благодаря людям, которые увлечены этим делом. Мы с вами тоже принимаем в этом участие.

Куколка народная – чудо из чудес!

 Нет тебя пригожее и милее нет. 

Мама дочке делала, всё тепло вложив… 

Лоскуток к лоскутику примотав, не шив. 

Чтоб уколов не было от судьбы лихой. 

Чтоб счастливой доченька выросла большой. 

Чтоб была подруженькой кукла ей всегда 

И беду и радости с ней всегда деля. 

Пусть живут традиции на Руси моей! 

Пусть играют в куколки доченьки детей! 

                                                                   Лупанчук О.Ю. 

 

Литература

1.      Как сделать куклу – мотанку из ниток. [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://world-hmade.ru/masterclass/yarndoll.php. – (Дата обращения: 20.11.2018).

2.      Кукла-мотанка – оберег своими руками. [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://proamulety.ru/kukly/motanka-obereg-svoimi-rukami.html. – (Дата обращения: 19.11.2018).

3.      Орлова Л. Куклы и люди. – К.: Стилос, 2011. – 174 с.

4.      Юрина Н. Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. – М.: АСТ, 1999. – 496 с.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок гражданственности и духовности

Урок гражданственности и духовности

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач; в сотрудничестве с учителем формулировать тему урока и цель своей деятельности;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач; в сотрудничестве с учителем формулировать тему урока и цель своей деятельности;

У многих древних народов был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих богов, они приносили им в жертву людей

У многих древних народов был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих богов, они приносили им в жертву людей

Подорожницу — она была призвана помогать путнику в поиске еды и крова, и гарантировала возвращение домой

Подорожницу — она была призвана помогать путнику в поиске еды и крова, и гарантировала возвращение домой

Возьмите кусочек картона. Сделайте первую петлю пряжи вокруг картона продольно, затем завяжите небольшой узел, проденьте под него небольшую ниточку и продолжайте наматывать пряжу на картон…

Возьмите кусочек картона. Сделайте первую петлю пряжи вокруг картона продольно, затем завяжите небольшой узел, проденьте под него небольшую ниточку и продолжайте наматывать пряжу на картон…

Отделите несколько пучков пряжи от краев – это будут руки

Отделите несколько пучков пряжи от краев – это будут руки

IV . Итог урока. Рефлексия Ребята, у кукол, которых мы изготовили, разные характеры, но все они созданы из самых чистых материалов и «заряжены» очень сильными…

IV . Итог урока. Рефлексия Ребята, у кукол, которых мы изготовили, разные характеры, но все они созданы из самых чистых материалов и «заряжены» очень сильными…

Мама дочке делала, всё тепло вложив…

Мама дочке делала, всё тепло вложив…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2020