урок группируем задания

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 29.docx

Урок 29. Группируем (с. 34—37) Основные идеи урока Учить самостоятельно выделять общее свойство набора объектов, проверять наличие этого свойства у всех объектов. Развивать опыт нахождения разных оснований для группировки, составления плана работы и проверки правильности выполнения задания, комментирования хода группировки (по образцу). Методический комментарий к уроку Первоклассники уже имеют небольшой опыт поиска главных (существенных) оснований для группировки объектов, полученный на прошлых уроках. На этом уроке отрабатывается последовательность действий при группировке. Перед рассматриванием рисунка сформулируйте задание, предваряющее основное («Распредели все предметы по двум группам»,  «Назови несколько предметов, имеющих общее свойство»). Работайте устно. В ходе коллективного обсуждения подведите детей к возможности группировки предметов по признаку «игрушки» и «инструменты», перечислите все игрушки и все инструменты, проверьте, чтобы по этим группам были распределены все предметы и никакой из них не попал одновременно в две группы. Можно предложить первоклассникам провести линии от игрушек к клетке «Группа 1» и от инструментов — к клетке «Группа 2». После выполнения задания проверьте результат. Предложите ученикам действовать по плану: 1) назови основания для группировки; 2) назови предметы первой группы; 3) назови предметы второй группы; 4) проверь, все ли предметы распределены, нет ли предметов, оказавшихся сразу в двух группах. На вопрос «Как можно распределить инструменты по группам?» не все ученики смогут ответить. Спросите, что общего у дрели и электрической пилы (они электрические), как называют инструменты, которые не требуют электричества или электрической зарядки (механические). Теперь ученики могут распределить инструменты на механические и электрические. В процессе группировки предметов в начале урока у отдельных ребят могли появиться такие основания для их объединения, как первый звук слова, первая буква. Это пригодится для  71 формулировки задания («Распредели предметы сначала по одинаковой первой букве, потом по мягкости—твёрдости первого звука в слове») и доказательства правильности решений Тани и Димы. Второе и третье задания построены на математическом содержании. Напомните первоклассникам, какие числа однозначные, а какие двузначные, чем они различаются (количеством цифр, используемых для записи числа). При распределении чисел 3, 6, 16, 13, 17, 7 по двум группам возможны разные решения. Вариант 1 Группа 1 — однозначные числа. Это числа 3, 6, 7. Группа 2 — двузначные числа. Это числа 13, 16, 17. Вариант 2 Группа 1 — числа первого десятка. Это числа 3, 6, 7. Группа 2 — числа второго десятка. Это числа 13, 16, 17. А при распределении по трём группам числа распределятся  так: группа 1 — числа, содержащие в записи цифру 3. Это числа 3, 13; группа 2 — числа, содержащие в записи цифру 6. Это числа 6, 16; группа 3 — числа, содержащие в записи цифру 7. Это числа 7, 17. Договоритесь с учениками, что они будут комментировать ход выполнения задания и его проверку. Например: «Буду распределять числа по двум группам — те, которые больше деся - ти, — в первую группу, а те, которые меньше десяти, — во вторую. В первую группу записываю 13, 16, 17; во вторую — 3, 6, 7. Было шесть чисел, все шесть распределены без повторов». После выполнения учениками третьего задания на материале четвёртого можно организовать игру «Кто назовёт последнюю группу?», в которой будут соревноваться пары. Правила игры: 1) нужно выбрать несколько предметов и дать им общее название; 2) нужно доказать, что все названные предметы имеют это свойство; 3) нельзя называть сразу все предметы. Вы игрывает команда, которая последней назовёт группу предметов. Примеры групп: предметы из дерева; предметы, названия которых начинаются с твёрдого звука [с] (стул, стол, сказки, словарь); книги, которые нужны каждому ученику (словарь, учебник) и т. д.  72 Для подготовки к следующему занятию предложите распределить животных (задание 5) по группам двумя разными способами. (с. 34—37) Основные идеи урока Учить самостоятельно выделять общее свойство набора объектов, проверять наличие этого свойства у всех объектов. Развивать опыт нахождения разных оснований для группировки, составления плана работы и проверки правильности выполнения задания, комментирования хода группировки (по образцу). Методический комментарий к уроку Первоклассники уже имеют небольшой опыт поиска главных (существенных) оснований для группировки объектов, полученный на прошлых уроках. На этом уроке отрабатывается последовательность действий при группировке. Перед рассматриванием рисунка сформулируйте задание, предваряющее основное («Распредели все предметы по двум группам»,  «Назови несколько предметов, имеющих общее свойство»). Работайте устно. В ходе коллективного обсуждения подведите детей к возможности группировки предметов по признаку «игрушки» и «инструменты», перечислите все игрушки и все инструменты, проверьте, чтобы по этим группам были распределены все предметы и никакой из них не попал одновременно в две группы. Можно предложить первоклассникам провести линии от игрушек к клетке «Группа 1» и от инструментов — к клетке «Группа 2». После выполнения задания проверьте результат. Предложите ученикам действовать по плану: 1) назови основания для группировки; 2) назови предметы первой группы; 3) назови предметы второй группы; 4) проверь, все ли предметы распределены, нет ли предметов, оказавшихся сразу в двух группах. На вопрос «Как можно распределить инструменты по группам?» не все ученики смогут ответить. Спросите, что общего у дрели и электрической пилы (они электрические), как называют инструменты, которые не требуют электричества или электрической зарядки (механические). Теперь ученики могут распределить инструменты на механические и электрические. В процессе группировки предметов в начале урока у отдельных ребят могли появиться такие основания для их объединения, как первый звук слова, первая буква. Это пригодится для

71

формулировки задания («Распредели предметы сначала по одинаковой первой букве, потом по мягкости—твёрдости первого звука в слове») и доказательства правильности решений Тани и Димы. Второе и третье задания построены на математическом содержании. Напомните первоклассникам, какие числа однозначные, а какие двузначные, чем они различаются (количеством цифр, используемых для записи числа). При распределении чисел 3, 6, 16, 13, 17, 7 по двум группам возможны разные решения. Вариант 1 Группа 1 — однозначные числа. Это числа 3, 6, 7. Группа 2 — двузначные числа. Это числа 13, 16, 17. Вариант 2 Группа 1 — числа первого десятка. Это числа 3, 6, 7. Группа 2 — числа второго десятка. Это числа 13, 16, 17.

А при распределении по трём группам числа распределятся

так:

группа 1 — числа, содержащие в записи цифру 3. Это числа 3, 13; группа 2 — числа, содержащие в записи цифру 6. Это числа 6, 16; группа 3 — числа, содержащие в записи цифру 7. Это числа 7, 17. Договоритесь с учениками, что они будут комментировать ход выполнения задания и его проверку. Например: «Буду распределять числа по двум группам — те, которые больше деся - ти, — в первую группу, а те, которые меньше десяти, — во вторую. В первую группу записываю 13, 16, 17; во вторую — 3, 6, 7. Было шесть чисел, все шесть распределены без повторов». После выполнения учениками третьего задания на материале четвёртого можно организовать игру «Кто назовёт последнюю группу?», в которой будут соревноваться пары. Правила игры: 1) нужно выбрать несколько предметов и дать им общее название; 2) нужно доказать, что все названные предметы имеют это свойство; 3) нельзя называть сразу все предметы. Вы игрывает команда, которая последней назовёт группу предметов. Примеры групп: предметы из дерева; предметы, названия которых начинаются с твёрдого звука [с] (стул, стол, сказки, словарь); книги, которые нужны каждому ученику (словарь, учебник) и т. д.

72

Для подготовки к следующему занятию предложите распределить животных (задание 5) по группам двумя разными способами.