Урок-игра «На земле легендарной Эллады»
Каждый пусть будет,
по-своему, греком!
Но только пусть будет!
И.-В.Гёте
Урок – обобщение по теме «Древняя Греция» в 5 классе.
Цели урока:
образовательные: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся;
развивающие: формировать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять исторические факты, явления, а также навыки участия в дискуссии, обсуждении, работе в группе;
воспитательные: способствовать развитию у школьников интереса к истории, приобщать их к культурному наследию прошлого, воспитывать интеллектуально и духовно богатую личность, патриота.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: учебная игра.
Оборудование урока: карта «Древняя Греция»; выставка дополнительной литературы; дидактический материал - карточки с заданиями, кроссворд «Найди слово»; грамоты для награждения команд.
Этапы урока:
1. Вступительное слово учителя, объяснение правил игры, представление жюри.
2. Презентация команд.
3. Разминка.
4. Кроссворд «Найди слово».
5. Конкурс сочинений (домашнее задание).
6. Конкурс «Телекомментатор».
7. Работа
с таблицей «Вклад древнегреческой цивилизации в мировую
культуру».
8. Ответ на проблемное задание.
9. Подведение итогов урока.
10. Домашнее задание (анкетирование).
Ход урока
1. Слово учителя (разъяснение цели занятия): сегодня мы узнаем, какой вклад внесла древнегреческая цивилизация в мировую культуру, научимся составлять таблицу.
Класс получает проблемное задание: почему эпиграфом к уроку избраны слова И.-В.Гёте?
В ходе игры команды выполняют одни и те же или специальные задания, объединенные общей темой и примерно одинаковые по сложности. Ответы оцениваются по пятибалльной шкале.
2-3. Команды проводят презентацию (название, эмблема, девиз). Затем начинается разминка.
Учащиеся должны собрать пазлы по картинам А.А.Иванова «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» и Я.Йорданса «Одиссей в пещере Полифема» и прокомментировать содержание этих картин.
4. Решить кроссворд «Найди слово».
1. Государство-полис, расположенное в Южной Греции. 2. Человек, наделенный даром красноречия. 3. Военачальник в Древних Афинах. 4. «Отец истории», написал историю греко-персидских войн. 5. Поэма Гомера. 6. Так называли народ в Афинах. 7. Тяжеловооруженный воин в Афинах. 8. Имя спартанского царя, который ответил персам «приди и возьми». 9. Бог греков, повелевающий громом и молнией. 10. Гора в Греции, где, по преданию, обитали боги.
В выделенных клетках должно получиться слово, означающее преданность и любовь к своему Отечеству.
Ответы: 1. Спарта. 2. Оратор. 3. Стратег. 4. Геродот. 5. Илиада. 6. Демос. 7. Гоплит. 8. Леонид. 9. Зевс. 10. Олимп. По вертикали — патриотизм.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Темы сочинений:
• Древнегреческий театр
• Олимпийские игры вчера и сегодня
• Подвиг Леонида
• Народное собрание в Афинах
• Достижения и ценности Афин
• Демократия в Афинах
• В афинском порту Пирей
6. Конкурс «Телекомментатор»
Задание. Просмотрите фрагменты картин «Троя» и «Одиссея» Найдите в поэмах Гомера «Илиада» (команда 1) или «Одиссея» (команда 2) строки, относящиеся к этим фрагментам. При повторном показе озвучьте фрагменты цитатами из поэм.
7. Каждая команда получает форму таблицы
и заполняет ее. Затем делает вывод,
отвечая на вопрос:
какой вклад внесла древнегреческая
цивилизация в мировую культуру?
Вклад древнегреческой цивилизации в мировую культуру
|
Примеры |
Мифология и эпос |
|
Архитектура и скульптура |
|
Олимпийские игры |
|
Греческий театр (трагедия и комедия) |
|
Наука и образование |
|
Демократия и понятие «гражданин» |
|
8. Учащиеся отвечают на вопрос проблемного задания: почему эпиграфом к уроку послужили слова И.-В.Гёте?
Пятиклассники говорят о том, что каждый должен быть патриотом своей Родины, любить свое Отечество и заботиться о нем. Ведь, как сказал древнегреческий поэт Симонид Кеосский, «для полного счастья человеку необходимо иметь славное Отечество».
9. Подведение итогов урока: мыузнали, какой вклад внесла древнегреческая цивилизация в мировую культуру; научились заполнять таблицу; получили представление о том, что Древняя Греция дала примеры демократии, явила образ настоящего гражданина, умеющего в своей деятельности разумно сочетать права и обязанности.
Подводятся итоги игры. Победителям вручаются грамоты. Участникам команд выставляются оценки.
10. Эффективность учебной игры на уроке можно оценить методом анкетирования. Анкету учащиеся заполняют дома в качестве домашнего задания.
Анкета
1. Как я усвоил материал?
• Получил прочные знания, усвоил все вопросы - 9-10 баллов.
Усвоил материал частично - 7-8 баллов.
Необходимо еще поработать - 4-6 баллов.
2. Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?
•Везде справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.
•Допустил ошибки (на каком этапе) - 7-8 баллов.
•Не справился (с какими заданиями) - 4-6 баллов.
3. Как работала команда (подгруппа), учебная пара?
•Дружно, все вместе разбирали задания - 9-10 баллов.
•Активно участвовали в обсуждении не все - 7-8 баллов.
•Работа вялая, неинтересная, много ошибок - 4-6 баллов.
4. Мое мнение об уроке (пожелания), что понравилось, что не понравилось.
Таблица 2 Оценка результатов анкетирования
Показатель
|
Уровень эффективности усвоения знаний |
||
низкий |
средний |
высокий |
|
Балльный интервал |
12-17 |
18-24 |
25-30 |
Оценка урока |
«Удовлетворительно» |
«Хорошо» |
«Отлично» |
Достоинством такой методики проведения урока является то, что учебная игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательную деятельность школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.